Статьи. Книжная полка

Все разделы: [ Воспитание | Душеполезные наставления | Душеполезные наставления | Книжная полка | О главном | О вере, надежде, любви | Новоначальным | Чтение на каждый день Великого Поста ]

Игумен Григорий (Зумис): «Люди, научившие меня святой жизни»

22 октября в 23:25 почил о Господе игумен монастыря Дохиар, геронда Григорий (Зумис). Его исполненные любовью и мудростью слова утвердили в православии многие души, а на беседы с ним люди стекались в возглавляемую им Афонскую обитель со всех концов земли. В память об усопшем старце публикуем открывок из его книги «Люди церкви, которых я знал», посвящённый тем, кто сыграл значительную роль в духовной становлении старца, и просим молитв о упокоении геронды Григория.

Архимандрит Спиридон (Кисляков): «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»

В 1914 году 20-го июля, в день пророка Илии, была объявлена мобилизация войск – это был первый день начала мировой войны. Несколько ночей провел совершенно без сна. В одну из таковых бессонных ночей мне в самых ярких и живых красках представилась такая странная, может быть более чем даже странная картина: Христос вздумал Свои Слова: «И се, Я с вами во все дни до окончания века» (Мф. 28–20) временно осуществить во внешней видимой форме для всего человечества.

Елена Кучеренко: «Не знаешь, чему завидуешь…»

Когда я только пришла в храм, я смотрела на православные семьи, особенно многодетные, любовалась ими и втайне завидовала. Больше всех мне нравились Игорь с Дашей и их пятеро детей. Тихие, улыбчивые и очень счастливые...

Лилия Малахова: «Блондинка»

Отец Виталий отчаянно сигналил вот уже минут 10. Ему нужно было срочно уезжать на собрание благочиния, а какой-то громадный черный джипище надежно «запер» его «шкоду» на парковочке около дома.

Иеромонах Филипп Святогорец: Премудрость Святой Горы Афон

В священной и аскетической Карулии проживал старец Филарет, босой подвижник. Мы его спросили:
– Как спастись?
Старец смиренно и скромно положил ладонь на свою голову и сказал:
– Всех людей мы должны считать превыше нас.
То есть мы не должны пренебрегать никем и не должны считать себя выше других людей.

Петр Давыдов: «Несерьезный мальчик»

Главным недостатком нового священника прихожане считали его молодость. «Обождали бы пару лет с рукоположением! – говорили они. – Вырос бы, возмужал, серьезней бы стал, а тут – ну мальчик мальчиком! Если не смеется, то улыбается все время. А запросы у нас серьезные».

Ольга Яворська: Не дочекався...

– Васильку, візьми мене на Великдень додому, візьми мене, синку. Я притулюся десь у куточку, до рота прикладу хустинку, щоб не кашляти і перебуду кілька днів у рідній хаті, де і стіни лікують, бо тут не витримаю.

Нина Павлова: Шесть историй о таинстве смерти

«Трижды бывает дивен человек», – говорят в народе. – «Когда родится, венчается и умирает». Однажды я рассказала батюшке о блаженной кончине Степаниды, а он велел записывать истории о смерти разных людей. Вот и записываю...

Протоиерей Сергий Адодин: Мой друг

Я шёл в гости к своему другу. Друг был самый, что ни на есть, настоящий. Однажды он спас мне жизнь и выплатил мои долги. Я обращался к нему в важных вопросах и по любой мелочи. Он был готов выслушать мои жалобы в любое время дня и ночи. А всё своё имущество он завещал мне.

«Помогите нам дожить!» (из рассказов церковной певчей)

Отец Василий – он, вообще, везучий человек такой… куда ни пойдёт – обязательно что-нибудь найдёт такое интересное… и полезное для хозяйства. Вот, например, в прошлом году, осенью... Шли мы с ним на станцию, на электричку. Смотрим – недалеко от платформы, внизу, под лестницей, сидит бабулька. Сама маленькая такая, ма-аленькая, вот такая крохотулька, да ещё и горбатая, личико острое, сухое, как коряжка, а глаза – вот такущие, в пол-лица. И синие-синие, представляешь? Не голубые, не серые, а прямо по-настоящему синие, с длиннющими ресницами пушистыми, и совершенно какие-то молодые.

Иван Ильин: «Рождественское письмо»

Это было несколько лет тому назад. Все собирались праздновать Рождество Христово, готовили елку и подарки. А я был одинок в чужой стране, ни семьи, ни друга; и мне казалось, что я покинут и забыт всеми людьми. Вокруг была пустота и не было любви: дальний город, чужие люди, черствые сердца. И вот в тоске и унынии я вспомнил о пачке старых писем, которую мне удалось сберечь через все испытания наших черных дней. Я достал ее из чемодана и нашел это письмо.

Александр Дворкин: Подвиг прощения

Мне вспоминается исповедь в монастыре Григориу. Тогда (в 1981 году) игумен Георгий, который поныне здравствует, рассказал мне одну историю...

Протоиерей Димитрий Струев: Знамение

В городе Воронеже жила девочка Наташа. Девочку в каком-то совсем мелком, подростковом возрасте привели лечиться к какой-то бабке. Бабка занялась своей народной магией. Лечила, лечила, затем стала пристально всматриваться в девочку: «Я вижу, тебя Господь готовит. Если ты к 22 годам замуж не выйдешь...»

Владимир Черноскутов: «В церковь я попал... пьяным»

Крестила меня мама в 7 лет, в единственной действующей в городе в то время (1985 год) церкви, некоторое время посещал воскресную школу даже, лет до девяти. В общем, зерно было посеяно, и основы православной веры я знал с детства. Только благополучно я это всё забыл. Очень быстро.

Священник Александр Дьяченко: «Дети в храме»

Ванечка, маленьким семилетним мальчиком, пришёл в храм села Угрюмиха вместе с мамой, женщиной молодой и восторженной. С Ванечкой занимались в воскресной школе. Вместе с другими детками он распевал песенки про родившегося малютку Христа, рассказывал стишки на Пасху и участвовал в многочисленных театральных постановках.

Священник Сергий Круглов: Каков ты, крест священника?

Батюшка готовится к службе, думает: ну вот, снова запоем: «Кресту Твоему…», и снова – проповедовать будем про то, что вся наша многоскорбная жизнь есть крест, который надо взять и нести со смирением и терпением, по образу того, как Сам Христос Свой крест нес…

Старец Паисий Святогорец. Цитаты

Преподобный Паисий Святогорец (1924–1994) — один из самых почитаемых греческих старцев, монах Святой Горы Афон. Старец Паисий широко известен своими духовными наставлениями, ценными советами и своей подвижнической жизнью. В 2015 году Священный Синод Вселенского Патриархата причислил преподобного Паисия Святогорца к лику святых. Публикуем подборку избранных цитат старца...

Священник Александр Дьяченко: «Ландыши»

Отец Георгий поужинав, собирался посмотреть книги, что накануне друзья привезли ему из столицы. Только он было открыл верхнюю, самую толстую, заманчиво пахнущую свежим типографским клеем, как раздался поздний звонок на его мобильный телефон.

Елена Кучеренко: Жизнь и смерть двух «уродов»

Я люблю кладбища. Там есть о чем подумать. Идешь тихо, смотришь на могилы и понимаешь, что за этими одинаковыми камнями и крестами – судьбы. Разные, неповторимые… Радости, беды, надежды, разочарования, любовь, ненависть… Кем были эти люди? Как жили? Как умирали? Хорошо, плохо? О чем мечтали?.. Бог весть…

Александра Соколова: Одиннадцатый час

Это случилось с советской двадцатидвухлетней девчонкой в 1980 году. Проснулась она утром в самую Пасху в каком-то совершенно убитом состоянии. Ни на что смотреть не хотелось, а в голове были только мысли о бедственном своем положении, конечно же, на личном фронте. За всю жизнь девчонка эта не видела ни разу, чтобы кто-то приветствовал друг друга словами: «Христос воскресе!». Она и слов этих не знала! Никогда в доме, где она жила, не пекли куличи и не красили яйца. Творожной пасхи она вообще в глаза не видывала и даже представить себе не могла, что такое бывает! Но девчонке этой выпала в жизни другая удача: в какой-то момент мама сказала ей несколько слов о вере, которым она следовала затем неукоснительно.

Священник Антон Дулевич: Неожиданное утешение

Один священник отправился в супермаркет. Когда он разложил продукты на кассе, то услышал за спиной фырканье следующего содержания: "О, смотрите, поп сколько себе понабрал... Учит народ нищете, а сам себе понабрал, чтобы обожраться! Пузо какое отъел...". Это был голос 50-летней женщины, которая на этом не успокоилась и решила перейти в наступление.

Старец Паисий Святогорец: «Долететь до Бога на одном сухаре» (шутки старца Паисия)

Когда мне приносят вкусные сладости, я не даю их взрослым. Взрослых я угощаю лукумом. Когда мне приносят хорошие сладости, я берегу их для детей Афониады. И здесь, в монастыре, я тоже посадил вчера карамельки и шоколадки, а сегодня они уже расцвели! Вы заметили? Ну а почему нет: погода солнечная, земля хорошая, вскопали вы ее хорошо, поэтому шоколадки и расцвели так быстро! Вот увидите, какой я вам устрою цветник! Нам уже не надо будет покупать детям конфеты и шоколадки. А что вы думаете? Будем снимать свой собственный урожай!

Денис Тупиков: Письмо Ангелу-Хранителю

Здравствуй, дорогой мой и уважаемый Ангел-Хранитель! Хочу поблагодарить тебя — ты всегда со мной. И извиниться… за то, что я с тобой. Хотя я понимаю, что у тебя служба такая, но тем не менее… Бывает, такое отчебучишь, что просто самому хочется закупорить себя в бутылку — и в море. Кстати, насчёт бутылок…

Юлия Вознесенская: Куриный бульон, или о церковном поминовении самоубийц

Отец Николай Лагутин, исповедуя паству свою после всенощной, нет-нет, да и поглядывал на скамеечку за канунным столиком, где уединенно и как-то даже потаенно, сидела учительница русского языка и литературы в местной школе Зинаида Петровна Бодрова. Час прошел, другой пошел, исповедующихся становилось все меньше, а раба Божия Зинаида все сидела, сгорбившись, и в очередь на исповедь не становилась… «Господи, подай мне слова утешения для рабы Твоей горько страждущей Зинаиды! Вразуми мя, Господи!» – время от времени, отпуская очередного покаявшегося, молился священник. Только где же их взять-то, слова утешения для матери самоубийцы… А те, что и были, самим найденные или прочитанные в книгах, уж давно по два-три раза были ей сказаны. Несчастная мать!

Архимандрит Алипий (Светличный): Как святитель Николай появился на атеистической газете

Давно уже было это, в начале 1980-х. В Киевском Свято-Владимирском соборе служил протоиерей Николай Фаддеев. Старенький батюшка, любимый всеми бабушками, которые совали ему в карманы рубли и гостинцы. А он слабо отмахивался в ответ, но был рад вниманию. Потом в пономарке вытаскивал из карманов конфеты, пряники, рубли и трешки. Раскладывал на горки и раздавал пономарям и приходящим к нему за советом, кому видел, что надо...

Ирина Стахеева: Работа

Когда в связи с экономическим кризисом салон по продаже мягкой мебели закрылся, найти новую работу Алексею не представлялось сложным. Он опубликовал в интернете свое резюме, обзвонил многих знакомых и стал просматривать сайты трудоустройства. С торговлей он решил больше не связываться – не его это совсем. Не лежала душа молодого мужчины ко всяким сделкам и продажам. Вообще он предпочитал работу творческую, но не отказывался что-нибудь мастерить своими руками.

Раба Божия Мария: «Казанская»

Около 300 лет в нашей семье передавалась от старших к младшим как родовая святыня Казанская икона Божьей Матери. Моя бабушка, выходя замуж, получила её в благословение от родителей, и в свою очередь оставила её моей маме. Время тогда уже было безбожное, атеистическое. Более десятка писанных на дереве икон, хранившихся в просторном старом доме, с годами куда-то исчезли. В новый дом переехала только одна Казанская Божья Матерь в деревянном киоте, красиво украшенном. Перед ней уже не горела лампада, никто перед ней не молился, она просто тихо присутствовала - по просьбе мамы её укрепили вверху угла в большой комнате. Однажды к отцу по какому-то вопросу пришел парторг, увил икону, возмутился: «Как это у тебя, члена Коммунистической Партии, икона в красном углу висит?! Сними её немедленно, а то вынесем вопрос о твоём исключении на ближайшем собрании».

Наталия Рогозина: «Пустые хлопоты»

Рассадив бархатцы по цветнику, Евгения освежила могильное ограждение серебрянкой и только устроилась на скамеечке, чтобы помолиться о упокоении усопших родственников, как мирную кладбищенскую тишину нарушил истошный крик.

Александр Ткаченко: Мамины бутылки

Чудо, даже вполне явное и необъяснимое, ничего не докажет душе, которая не желает, чтобы ей что-либо доказали. Я это хорошо знаю по собственному опыту.

Елена Кучеренко: Мне еще рано смотреть на смерть

Это было года четыре назад, но я хорошо помню тот день: я гуляла по нашему подворью с коляской. А в храме шло отпевание. Меня окликнули две женщины, которые сидели на лавочке. Я их никогда раньше здесь не видела. Одна – лет пятидесяти. Стильная, ухоженная дама, со всеми атрибутами достаточно обеспеченного человека. Вторая – молодая, тоже модная и очень симпатичная девушка. Её дочь. Я подошла...

Борис Мирза: Кораблик

Я никогда не любил Богородицу. Как все верующие — почитал, совершал поклоны и, когда упоминалось Ее имя, на богослужении и в утренних — вечерних молитвах, произносил слова, величания, просьбы… Но все это было совершенно формально и даже несколько с усилием. Потому как Богородица была женщиной.

Священник Константин Пархоменко: Реальная история

Прихожу в храм. Девять утра, то время, когда зажигаются первые лампады и свечи, храм готовится принять людей. Перекрестившись, прикладываюсь к иконе. Поворачиваюсь и вижу, как из глубины храма ко мне идет женщина. Съежившаяся, с искаженным лицом. Сразу видно, у нее какое-то горе или боль.

Протоиерей Александр Коротаев: «Хиландар» (рассказ об Афонской горе)

В нашей северной стороне, где очень долго приходится пережидать зиму, можно научится пережидать все, что хочешь. Можно убедиться, что все действительно кончается. Но вырабатывается вредная черта не радоваться переменам, не встречать, приветствуя, то, чего так долго желал. Исчезает навык вообще чего-то желать. К сожалению, этот «буддизм» почитается за добродетель, и весна не начинается даже с приходом весны. Но если Вы однажды заметили, что Вас что-то беспокоит и это беспокойство, ничем не заглушить, и нигде не найти ответа, нужно собираться на Афон.

Священник Александр Дьяченко: «Тот, который лежит рядом»

Нашей Полинке было десять месяцев. Она во всю ползала, но ходить пока ещё не ходила. В тот день бабушка с Полиной мамой, захватив с собой старшую внучку, собрались ехать за покупками, а спящую в коляске на лоджии Полинку оставили на моё попечение.

Архимандрит Григорий (Зумис): «Чужой и пришелец»

Старец Евдоким был прекрасным человеком, память о котором не должна затеряться во времени. «О возвещавшем тебе слово Божие, — говорится в Апостольских постановлениях, — помни и днём и ночью». Он был высокого роста, тело его было иссохшим от лишений и трудов. Лицо у него было покрыто загаром, а руки были мозолистыми и твёрдыми, как посох, на который он опирался. Он казался скорее спустившимся с гор крестьянином или моряком, чем игуменом царского монастыря. Незаметно для всех нёс он свой крест страданий и испытаний. Лишь по замутнённому взгляду можно было догадаться о его душевной боли. Он смирялся настолько безропотно, что воспоминания об этом до сих пор разрывают мне сердце.

Мать Анна (Сургуладзе): «Хочу рассказать Патриарху»

Дорога матери Анны была тернистой, но полной чудес. Сейчас она живет у дочери. Ее маленькая келья полна икон, некоторые из которых мироточат. Вот что она рассказывает о себе.

Схимонах Иулиан (Троянский). Об истинном христианстве

Сегодня, 24 октября, Церковь празднует Собор преподобных Оптинских старцев. Одним из них был преподобный Никон, являвшийся последним духовником Оптинской пустыни, и сохранявший высокий духовный настрой и верность традициям обители даже тогда, когда вынужден был после закрытия монастыря жить в миру, и даже пребывать в заточении в тюрьме и лагере. Вспомним его наставления своим духовным чадам...

Александр Ткаченко: Человек-нож

Был у меня в юности приятель с довольно редким для наших широт именем – Эрик. Ну, не то, чтобы даже приятель… — так, старший знакомый из дворового детства. Как это принято говорить в публицистике – человек непростой судьбы. Выражалась эта непростота в том, что Эрик лет с пятнадцати подсел на тяжелые наркотики. В двадцать он уже имел одну судимость и несколько психиатрических диагнозов. К тридцати количество судимостей увеличилось до трех, плюс – два года в страшной «Сычевке» — специальной больнице МВД СССР, куда по приговору суда отправляли неисправимых советских наркоманов.

П. Новгородский: Тайна священника

Отец Иоанн пользовался искренним уважением у всех жителей того города, в котором он был приходским священником. В нем было смирение служителя Божия и достоинство христианского пастыря. В делах житейских он был кроток и незлобив, а в делах своего священного служения ревностен. Он горячо любил свой храм, старательно украшал его, вступал в него всегда с радостию и благоговением. И вдруг обрушилось на него бедствие и страдание.

Мария Сараджишвили: Воскресение сына

«Раньше большинство родителей оставляли детей с синдромом Дауна в роддоме. Те, кто не оставлял, часто скрывали их, стыдились. Мы знаем много случаев, когда дети вырастали так, что их просто не было видно, — они не выходили на улицу и т.д. Возможно, где-то так и продолжают жить. Однако у меня есть подозрение, что многие умерли в интернатах. В 1990-х тысячи людей с ограниченными возможностями скончались там. Это были голодные годы, о медицинском обслуживании даже речи не шло. Тогда диагноз зачастую не указывался, поэтому сейчас выяснить, сколько там было людей с синдромом Дауна, просто невозможно», — основательница грузинского социального движения «Бабале» Лия Табатадзе.

Протоиерей Александр Ильин: Мысли о Причащении Святых Христовых Таин

...Господь наш Иисус Христос дал нам заповедь о безусловной необходимости Причащения Святых Таин для прохождения истинной христианской жизни и получения спасения (См.: Ин. 15, 6). Внимание мое на эту заповедь было обращено еще при прохождении мною курса Петроградской Духовной семинарии в 1910 – 1915 годах. Необходимость непрерывного подвига покаяния и возможно частого Причащения Святых Таин стало главной основой моей пастырской деятельности с ее начала, 1922 года.

Протоиерей Николай Агафонов: Победа над смертью

Анастасия Матвеевна, собираясь в церковь ко всенощной, с опаской поглядывала на своего супруга, полковника авиации в отставке, Косицына Михаила Романовича. Михаил Романович сидел перед включенным телевизором с газетой в руках. Но ни на телевизионной передаче, ни на газете сосредоточить своего внимания он не мог. В его душе глухо росло раздражение, некий протест против намерения жены идти в церковь. Раньше, еще в молодые годы, она захаживала в церковь раза два-три в год. Он на это внимания не обращал: мало ли какая блажь у женщины. Но как вышла на пенсию, так зачастила в храм каждое воскресенье, каждый праздник.

Священник Александр Дьяченко: «Река»

На следующий день после похорон отца мы снова поехали на кладбище. Я служил литию. Резкий ветер не давал разгореться свечам и рвал венки, обвязанные тонкой проволокой вокруг деревянного креста с табличкой.

Инна Ковалёва: «С чем я приду к Богу?»

Она возлегала на белых простынях, в шёлковом белье, с заплетённой косой, с маникюром. Остро пронизывала взглядом, скрывающимся под слегка опущенными старческими вялыми веками:
– Задайте мне вопрос!

Георгий Высоцкий: Петюня

Я его не любил. Нет, правда, ни капельки. Даже более того — почти ненавидел. Ну как можно нормально относиться к запойному грязному алкоголику, который почти никогда «не просыхает» и вдобавок является твоим соседом?! Постоянные пьяные «концерты», шатающиеся дружки на лестничной площадке, регулярные прогулки «до ветру» возле лифта…

Икона Богоматери-Троеручицы, и чудесные истории исцеления детей

Находясь в Церкви, мы привыкаем к постоянному присутствию в нашей жизни чудес и благодатной помощи Господа по молитвам Его Пречистой Матери и святых, но, читая о свидетельствах и случаях исцелений, вновь и вновь испытываешь благоговение и трепет. Сегодня – в день, когда чествуется икона Божией Матери «Троеручница», – публикуем несколько отрывок о чудесах, зафиксированных в книге «Историческая справка о чудотворной иконе Богоматери-Троеручицы, находящейся в Петро-Павловском храме г. Бердянска Таврической губернии» 1915 года издания.

Игорь Пшеничников: Первый подход

Главный бухгалтер Иван Сергеевич Филин в отпуск летом не собирался. Хотел, как и в прежние годы, отдохнуть осенью, думал махнуть с друзьями на Волгу, под Астрахань − на рыбалку. Да только директор фабрики, где вот уже пятнадцать лет трудился Иван Сергеевич, распорядился иначе. Он изменил не только время отпуска бухгалтера Филина, но и всю его жизнь. Впрочем, виноват ли в этом директор, Иван Сергеевич и сегодня не уверен. Просто всё сложилось как-то странно. Впереди Ивана Сергеевича ждала цепь событий, в которой, на первый взгляд, всё было неожиданно и случайно. А с другой стороны, невозможно было не увидеть, что каждое последующее событие будто бы логично вытекало из

Игумен Валериан (Головченко): «Доброе...»

Игумен Валериан (Головченко) — настоятель храма свв. Новомучеников и Исповедников на Лукьяновском кладбище (г. Киев), постоянный ведущий «молодежки» в Свято-Троицком Ионинском монастыре, член редколлегии и постоянный автор журнала «Отрок.ua». Публикуем некоторые из его рассказов, отнесённых самим автором к разделу его сайта «Доброе».

Игумен Нектарий (Морозов): От чего устает священник

У людей, далеких от Церкви, а порой и у позиционирующих себя православными, есть недоумение: за что священник получает деньги? Что за труд – несколько раз в неделю помахать кадилом? Чем же на самом деле занимается священник и от чего он устает? Предлагаем вам взглянуть на проблему изнутри...

Архимандрит Гедеон (Харон): О чудесах Божией Матери в Десятинной церкви

Архимандрит Гедеон (Харон) по происхождению грек, род которого восходит к византийской имперской знати. Долгое время он служил в Калифорнии, был настоятелем монастыря в честь святителя Иоанна Шанхайского, но однажды, будучи проездом из Одессы в Москву в Киеве, батюшка попал к митрополиту Киевскому Владимиру и неожиданным образом получил благословение остаться для служения в Десятинной церкви. Так, устами приснопамятного Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Богородица благословила отца Гедеона служить в Своем храме – там, где издревле служили византийцы. За десять лет архимандрит Гедеон собрал многие свидетельства о чудесах Матери Божией, явленных в Десятинной церкви, которые составили целую главу готовящейся к изданию книги «Тератургима, или Чудеса нового века». Публикуем отрывки из этой главы...

Игумен Валериан (Головченко): Жадный монах

Рассказывали, что проживал некогда в одном большом монастыре архимандрит Пахомий. Народ его любил за доброту, а братия недолюбливала. И за глаза называла любостяжателем. А то и вовсе – «жадным монахом». И вправду – рясы у него непростые, машина крутая. Да и в келье «полный фарш»: обилие книг, икон, всяких сувениров и прочих даров от небедных прихожан.

Андрей Евков: Три звонка на небо

Иногда жизнь заводит в такой тупик, выйти из которого можно, лишь ответив честно самому себе: верю ли я в Бога, а если верю, то почему?

Архимандрит Григорий (Зумис): Святое упрямство медсестры

В 70-е годы мне пришлось лечиться в больнице «Благовещение». В этом месте страданий и боли тогда еще работали женщины, которых люди улиц называли ханжами, а народ Божий – женщинами, посвятившими себя Господу и служению страждущим.

Дарья Рязанцева: История молодой матушки

Люди порой любят смаковать тему матушек, их жизни, нравов, причём тема это настолько благоприятная, что всегда вызывает интерес, ибо есть в ней что-то сакрально-волнующее, как взгляд с черного хода на жизнь духовенства. Сие повествование не будет касаться таких будоражащих вопросов, как многодетство, хроническая усталость, полнота и загруженность матушек, ибо ключевое слово здесь «молодая»...

Святитель Николай Сербский: Как стать счастливым

Ты с удивлением спрашиваешь: что нам делать, чтобы жить лучше? Не я отвечу тебе, я дам слово одному святому человеку.

Александр Ткаченко: Чистые руки - не признак правоты

Человек становится понятен окружающим через свои поступки и слова. Но личность Понтия Пилата остается загадочной, несмотря на то, что его слова и поступки во время суда над Иисусом описаны в Евангелиях достаточно подробно. Во всем поведении Пилата просматривается какая-то парадоксальная раздвоенность, удивительная смесь из намерений, мотивов и решений, которые вроде бы никак не должны совмещаться в одном человеке.

Иеромонах Роман (Матюшин): "Днесь на древе висит Праведный..."

Имя иеромонаха Романа хорошо знакомо миллионам людей - автор духовных стихов и песен, он давно стал родным и близким для многих православных верующих. Сегодня, в день Великой Пятницы, мы публикуем его избранные произведения, посвящённые Страстям Христовым...

Протопресвитер Александр Шмеман: «Чтобы пост не стал самоубийством...»

Что означает пост для нас, христиан? Это участие в постном опыте Самого Христа, которым Он освободил нас от совершенной зависимости от пищи, материи и мира. Но освобождение наше ни в коем случае не может быть полным.

Станислав Сенькин: «Отец Савва»

Однажды я беседовал с юродивым старцем Анфимом о природе Божьего промысла. Он был, как всегда, прям:
— Мы с тобой глупцы, чтобы говорить на такие темы, пусть лучше об этом судачат богословы. Они-то уж точно знают, что такое Божий промысел и как он проявляется. Они и книг много написали, вот и читай их, я-то ведь не знаю об этом ничего.

Мирослав Бакулин: «Отец Фома»

Некий брат жаловался отцу Фоме, что с приходом в Церковь все его друзья разделились на тех, кто принял его христианство и кто не принял. Поэтому с некоторыми пришлось расстаться. Правда появились новые, церковные друзья.

Крижановский Владимир: Поучительная история

Родился я в Киеве, в Голосеевском районе, который раньше назывался Московский, и вся моя жизнь прошла в этом районе – вблизи Голосеевской пустыни, в местах, связанных в жизнью матушки Алипии. Крестили меня в Свято-Вознесенском Демиевском храме, в этом районе я ходил в школу, все мое детство прошло здесь.

Александр Ткаченко: «Имя для Христа»

Года полтора назад в храм пришёл старый человек и сказал, что хочет поговорить с батюшкой. Меня позвали.
– Батюшка, дело у меня к тебе такое, я бы даже сказал деликатное. Как видишь, я уже старик, мне помирать скоро, а хочется чтобы отпели. Ты понимаешь?

Великий покаянный канон cвятого Андрея Критского. Четверг.

Сегодня в храмах будет читаться последняя, четвёртая часть Великого покаянного канона cвятого Андрея Критского, и в этой статье мы расскажем о тех библейских образах и притчах, которые сегодня встретятся вам на службе.

Великий покаянный канон cвятого Андрея Критского. Среда.

Блудный сын и милосердный самарянин, Ламех и Ной, фараон и египетские маги, иудейский царь Манассий и вдова из Сарепты - о них, и многих других мы узнаем из сегодняшней части Великого покаянного канона, что продолжают читать в храмах. Для тех, кто хочет вспомнить, чем они вошли в историю, и лучше понять, о чём нам хочет рассказать святой Андрей Критского отсылками к истории Ветхого и Нового Заветов, и предназначена эта статья.

Великий покаянный канон cвятого Андрея Критского. Вторник.

Сегодня на великом повечерии в храмах читается вторая часть Великого покаянного канона святого Андрея Критского. О каких же фигурах Ветхого Завета идёт в нём речь? Какие уроки способны преподнести их истории нам, живущим в XXI веке? Давайте вслушаемся...

Великий покаянный канон cвятого Андрея Критского. Понедельник.

Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы в храмах, на великих повечернях, читается покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей: если в обычных канонах их около 30, то здесь – около 250! Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В этой статье познакомимся первый с первой его частью, читаемой в первый понедельник Великого Поста...

Мария Панишева: «Великий покаянный канон cвятого Андрея Критского. Четверг. »

Костюнька умирал, и все об этом знали. А больше, чем другие, знал плюшевый мишка: он всегда сидел возле Костюнькиной кроватки и спал на Костюнькиной подушке, рядом. Костюнька рассказывал мишке все тайны, в том числе и то, что ему говорили вне детской, когда мишка не слышал. Он, конечно, знал главный вопрос Костюньки, потому что малыш его задавал много раз за день: «Какая такая смерть?»

Священник Леонид Кудрячов: Уверенность в невидимом

– Пап, а что такое вера? – спросит меня (непременно когда-нибудь спросит!) один из моих подрастающих сыновей. А в моей голове зазвучит готовое, заученное с семинарской скамьи определение из Священного Писания: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Но я приберегу его на потом, а пока извлеку пред взор любознательного мальчишки старый добрый компас.

Анна Кособокова: Притча о камнях

В одном небольшом селении, вдали от городской суеты, жил молодой мужчина. Родители его переехали в другое село, а ему оставили большой и красивый дом. Однажды между мужчиной и его соседями возник конфликт. Ситуация дошла до того, что мужчина стал подумывать о том, чтобы продать дом и покинуть село. Уезжать он не хотел, но и оставаться дальше не мог.

Андрей Маершин: Свидетель

...Тишину урока нарушил резкий скрипучий голос Зои Васильевны:
– Голубев! Что это? Ты в своем уме?!
Мы все как один подняли головы от своих тетрадей. Класс писал сочинение на тему «Мой любимый герой». Я уже набросал первые слова: «Мой любимый герой – замечательный разведчик Николай Кузнецов». И вдруг…
– Голубев! Я тебя спрашиваю! Встань!

Андрей Звезденков, Светлана Штаркова: Кроссовки

Моя сестра давно уговаривала меня с ней пойти в больницу, где она работает волонтером. Я люблю свою сестру, но вот это ее желание возиться с больными, совершенно незнакомыми людьми - оно меня бесит. Ведь есть специально обученные люди, им платят за это зарплату. При чем тут я? Но ее не переубедить, она что-то там говорит о душе, о долге, о милосердии. И вот сегодня я иду с ней.

Священник Димитрий Шишкин: Два человека

Недавно общался со старым коммунистом, с одним из тех, кого раньше называли «настоящими», то есть с тем, кто был крещен, жил по совести как мог, по правде, но притом в Бога не верил категорически. Но в последнее время вроде бы наметились в этом направлении некоторые подвижки, так что родственники попросили его поисповедовать и, если возможно, причастить. Я приехал.

Архимандрит Григорий (Зумис): Рассказы старца

Игумен монастыря Дохиар геронда Григорий (Зумис) давно известен и за пределами Святой Горы. Истинно жаждущие услышать мудрые слова старца едут со всех континентов, чтобы присутствовать на беседах с Герондой, где, внимательно вслушиваясь в беглую речь переводчика, слушают рассказы о монашеских подвигах, о страдающих, угнетённых и заблудившихся в страстях. Предлагаем вашему вниманию несколько фрагментов из книги геронды «Люди Церкви, которых я знал».

Ксения Манякова: «Господи, упокой!»

Горит свеча на кануне, плача восковыми слезами. Смутно сжимается сердце: «как ты там? Как?..»
     Господи, упокой!..

Иеродиакон Иоанн (Курмояров): Огонь Божественной Любви, или Исповедь сомневающегося

Эта история произошла со мной в раннем детстве, во время осенних каникул, когда мы всей семьей гостили у бабушки в небольшом городишке в Украине... В те осенние дождливые дни на меня, пусть еще маленького, но все же выросшего в столице мальчишку, нападали нестерпимая скука и лень, перемешанные с легкой тоской и еле заметным унынием. Все, что я делал тогда, – это спал до полудня, ел много сладкого, читал до полуночи и только лишь изредка выходил погулять. Помню, такое мое поведение сильно огорчало отца, но я был упрям, своенравен, и родители волей-неволей вынуждены были смириться с таким положением дел…

Священник Геннадий Фаст: О пределах человеческого познания, или «Реальность и её модели»

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?..» (Рим.11, 33-34). И все-таки человек неудержимо стремится постичь судьбы Его и исследовать пути Его! Да и Сам Христос сказал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17,3). Здесь тайна антиномии: непостижимость и познаваемость. Всякое уклонение к тому или иному концу ведет либо к ереси «незнаек», либо к ереси «знаек». Истина же в одновременном единении двух утверждений: я и постичь не могу, я и постигаю.

Сергей Данченко: Грубый священник

Шла третья неделя Великого поста. Никакими особыми подвигами я за это время не отметился, чтение покаянного канона пропустил, и теперь мне отчаянно хотелось хоть как-то успокоить совесть. Я собрался и поехал в Почаев. Утренняя служба, богомольцы в галерее, ведущей к мощам преподобных Амфилохия и Иова — всё это наконец настроило меня на великопостный лад. Я ходил как зачарованный по плитам, устилающим территорию монастыря.

Ольга Просветова: «Я для тебя важнее или Бог?!»

Верочка на минуту замолчала. Ее спокойное лицо мягко освещал ночник. Было далеко за полночь. Грустный разговор мерно тек между нашими душами, близость которых была много сильнее обычного родства далеко друг от друга живущих двоюродных сестер.

Наталия Сухинина: «Разве может быть смерть праздником?»

– Это Успенский собор. Обратите внимание на его золотые купола, не правда ли, они напоминают нам шлемы русских воинов, вышедших на поле брани…- втолковывает кремлевский экскурсовод стайке сбившихся вокруг него школьников.
– А что такое Успение? – спросит кто-нибудь побойчее.
– Успение – это праздник.
– Нет, а что это слово обозначает? – будет допытываться маленький экскурсант.
– Успение – это смерть…
– А разве может быть смерть праздником?

Священник Димитрий Фетисов: О современных подвижниках

В дошкольном детстве я очень любил придуманную мной игру «в слова». Эта простая игра состояла в том, что, услыхав какое-то новое слово, я долго фантазировал, сочиняя, что бы такое оно могло означать, и лишь позже спрашивал о содержании нового понятия у взрослых. Конечно, далеко не всегда мои фантазии оправдывались, и у большинства слов в реальности оказывалось совсем иное значение, нежели я предполагал.

Роман Маханьков: Моя первая исповедь

Крестили меня в 10 лет. Но одно дело креститься, а другое – поверить… Из Таинства я мало что запомнил, и по-настоящему впервые встретился со священником, когда мама пригласила его освятить нашу квартиру. Она (как и вся наша семья) тогда была совершенно нецерковным человеком, а батюшку позвала скорее из суеверия, как люди вешают в доме обереги и т.д. На всякий случай – может и не поможет, но хуже не будет.

Монахиня Параскева (Ростиашвили): Воспоминания келейницы о прп. Гаврииле (Ургебадзе)

Отец Гавриил притягивал всех своей христианской жертвенной любовью. Смирением и послушанием всех вел к Царствию Небесному. «Для смиренного любое испытание пройдет мимо. Господь даёт смиренному благодать, без смирения никто не войдет в Царствие Небесное!» — учил старец. Он устраивал нам такие «экзамены» смирения и послушания, что мы зачастую лишь спустя годы догадывались о его замысле. Старец любил повторять: «Господь требует от нас и сердце и добрые дела. Что доброго сделали ближнему, то сделали мне, учит Господь».

Наталья Сухинина: «Достойно есть»

История не всегда сохраняет нам имена и даты. Иногда мы догадываемся о чем-то, иногда знаем приблизительно, иногда плутаем сразу в нескольких версиях ученых, не зная, какой из них отдать предпочтение. Но тут все по-другому. Не только год – месяц, не только месяц – день пробились к нам сквозь вековую толщу. 11 июня 982 года произошло это событие. Известно даже больше: день был воскресным.

Протоиерей Игорь Фомин: Отец

Один из главных уроков, который я получил в жизни, пришелся как раз на день моего совершеннолетия. До 18 лет я год за годом справлял свой день рождения вместе с родителями. А в том году что-то во мне щелкнуло, и я заявил маме с папой: «Дорогие родители, поскольку я становлюсь взрослым, то хочу отметить этот день с друзьями, а вас прошу…» — тут я замялся. Но родители мои были люди умные и добрые, они мгновенно заверили меня, что все нормально, друзья — это прекрасно, а мы спокойно найдем, куда пойти и чем себя занять на этот вечер.

Дмитрий Гриценко: Истории из жизни старцев

Однажды к авве Дорофею пришел послушник и спросил: «Отче, как я могу исполнить заповедь «не суди»? Если я вижу, что мой брат солгал, должен ли я считать, что все равно он поступил правильно?» В ответ услышал он от старца: «Если скажешь: «Мой брат солгал» – ты скажешь правду. Но если скажешь: «Мой брат лжец», то осудил его. Ибо это осуждение самого расположения души его, произнесение приговора о всей его жизни. И добавил авва: а грех осуждения, по сравнению с любым иным грехом, – бревно и сучок по притче Христовой.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Азбука христианина»

Архимандрит Иоанн (в миру Иван Михайлович Крестьянкин) — священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит, около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Отец Иоанн собирал святоотеческие наставления в течение всей жизни, записывал их и рекомендовал для регулярного чтения своим духовным чадам. «Азбука христианина» — одна из таких книжиц с его записями...

Александр Иваницкий: Деньги вперёд

В Киеве есть несколько мест, где я люблю бывать, когда житейская суета подступает под самое горло. Одно из них находится на метро Лесная. Это последняя станция на ветке, здесь расположен громадный торговый комплекс «Дарынок». Если вы, войдя в него, пройдёте сквозь ряды кожаных курток и обуви, то попадёте в супермаркет с громким названием «Народный». Я забрёл сюда однажды в поисках места, где можно недорого перекусить. И обнаружил в недрах супермаркета отличную кулинарию с несколькими столиками, огороженными деревянным заборчиком.

Старец

Часть I

Свет лампады горит,
Это старец не спит
Он в молитве скорбит беспрестанно
За людей за живых
Просит слёзно святых,
И за умерших без покаянья.

Протоиерей Андрей Кульков: С Евангелием в руках

Всякому человеку знакомы потрясения. Вот сверкнёт ослепительно молния, следом рванёт, как хороший заряд тротила, гром, содрогнутся стены дома, — и невольно губы зашепчут слова молитвы. Но бывают потрясения другие. Вот звучат в храме слова Апостола Павла: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема...» (1 Кор. 16:22). «Да будет проклят!» — есть и такой перевод. И понимаешь, что тоже молния ослепила, тоже громом колыхнуло, да посильней, пожалуй...

А.П. Чехов: Святою ночью

Я стоял на берегу Голтвы и ждал с того берега парома. В обыкновенное время Голтва представляет из себя речонку средней руки, молчаливую и задумчивую, кротко блистающую из-за густых камышей, теперь же предо мной расстилалось целое озеро.

Священник Анатолий Жураковский: Иуда (фрагмент)

Они шли к Иерусалиму. Все знали, что это путешествие в Иерусалим бесконечно важно… Там будет одновременно и конец, и начало. Там разыграется последнее страшное сражение и — падут в прах побежденные враги… Там разрешатся все недоумения, и солнце воссияет по–новому для них, для их родины и для мира.

Священник Александр Дьяченко: «Тепло твоих рук»

- Батюшка, пожалуйста, придите к нам сегодня вечером. Маме совсем плохо, она уже в голос стонет.
- Хорошо приду, - отвечает отец Филипп, - если можете, заберите меня из храма сразу после вечерней службы.

Дмитрий Забелин: Встреча

Ранним утром первого числа зимнего месяца адара на ступенях недавно отстроенного царём Иродом великолепного Иерусалимского храма, тяжело привалившись к колонне в греческом стиле, сидел дряхлый старик, на которого давно уже никто здесь не обращал внимания.

Наталья Бреева: Блокада

Сегодня, в день памяти ленинградской блокады, мы публикуем отрывок рассказа Натальи Михайловны Бреевой из книги Ксении Лученко "Матушки: Жены священников о жизнии о себе". О том, как семья матушки пережила в Ленинграде зиму 42-го года.

Священник Леонид Кудрячов: Как испортить хорошую проповедь

Проповедник так или иначе может испортить проповедь. Но это под силу и его слушателям. Немножко изобретательности, чуть-чуть практики, и всё получится! Приведенные ниже вредные советы помогут сориентироваться и пропустить даже очень хорошую проповедь мимо ушей, ума и сердца.

Протоиерей Валентин Ромушин: Чудеса святого праведного Иоанна Кронштадтского в Крыму

12 октября отец Иоанн посетил имение князя Юсупова — Корею. «Всю дорогу восторгался живописными видами иногда даже останавливался на короткое время, чтобы сильнее запечатлеть ту или другую картину, особенно поразившую его взор», — вспоминал об этой поездке причетник отца Иоанна. Представители фамилии Юсуповых занимали высокие государственные посты, отличались любовью к искусству и были фантастически богаты.

Наталия Сухинина: Шашлык для старшего брата

Притчу о блудном сыне знают все. Два сына было у одного человека. Младший ушел от него в дальнюю страну, жил там распутно, растратил свое имущество, голодал, пас свиней. И — раскаялся. И — вернулся к отцу. А отец не просто простил сына, он побежал ему навстречу, обнял его, сказал слугам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться. Притча проста, понятна. Даже новоначальный христианин, даже школьник, даже ученик воскресной школы знает, что под отцом в притче разумеется Бог, а под блудным сыном — кающийся грешник Греховная жизнь в «далекой стране» удаляет нас от Отца Небесного, но если мы покаемся, припадем к милосердным коленям Спасителя, Он не просто простит нас, Он возрадуется нашему возвращению из блуда и непотребства. Но сегодня мы поведем речь не о блудном сыне. О его брате...

Рустем Гарипов: Ангел мой по кличке «Повезло»...

Верите ли вы в Ангелов? Вопрос, конечно, интересный. Лично я верю. Да и как тут не поверишь, когда такие чудеса происходят — просто хоть стой, хоть падай. Для начала надо уяснить себе, что Ангелы-то — это не люди никакие, как некоторые думают. А духи. Это как бы слуги Божии, которые все Его, Господа то есть, приказы выполняют. И без Его команды ничего не сделают, хоть ты тут тресни. А вот коли Он чего им скажет, так это уже, считай, готово. Ну и, конечно, кто в Бога верует, того они, эти самые Ангелы, и охраняют. Потому что им от Бога такой указ вышел, а они Его должны слушаться.

Мария Сараджишвили: Всё вернулось до мелочей

– Я должна рассказать тебе что-то важное! – Ния нервно затянулась, подвигая к себе пепельницу – одну из самых востребованных мелочей на их кухне.
Натела внимательно посмотрела на дочь. Такое вступление четко гарантировало какую-то глобальную неприятность.

Иеромонах Тихон: «Великое Лекарство»

– Простите, Владыка, один вопрос, – прервал епископа отец Герасим, – но как же нам-то сделаться, не говорю, подобными апостолам, а по крайней мере, получить те жизненные силы, которые были у подвижников, ведь мы же все крещены во имя Христа?
– Крещение лишь первая ступень: оно только очищает; от чего? – поговорим при случае, но жизни не дает.

Епископ Михаил (Грибановский): Не от мира сего

Мы, христиане, не от мира сего. Но это не значит, что наш мир где-то отсюда за миллиарды вёрст, где-то за бесконечными звёздными мирами. Совсем нет. Он внутри нас же самих, в окружающей нас природе, на всяком месте, в каждой душе. Он отделяется от нас не внешними далёкими пространствами, а лишь поверхностью той же самой жизни, которая на этой же земле со всех сторон охватывает нас. Его свет и дыхание непосредственно близки нам; они обвевают меня из внутренней глубины духа сию минуту, вот здесь, на этом месте, где я пишу, в моей же собственной душе, которую я сейчас чувствую, из-за этой же вот природы и обстановки, которая в настоящий момент окружает меня.

Наталья Сухинина: «Скоропослушница»

Мы очень нетерпеливы и хотим всего и сразу. А духовный опыт приобретается очень медленно, по чуть-чуть. Но мы и тут в нетерпении – скорее, скорее, времени совсем нет! Оказывается, и здесь Господь снисходит к нашей немощи, посылая нам особую, удивительную икону.

Сергей Фудель: О Церкви и церкви

«Бог — конец пустыне!» — говорит человек. И пустыня пути расцветает для него лугом зеленым — Церковью. Секрет того, что иногда люди верующие как бы принимают Бога, но не принимают Церкви, в том, что в них нет, по существу, еще и веры в Бога. Они тоже в категории «как бы верующих», и на самом левом фланге. Церковь есть собрание учеников Христовых. Как же я, возлюбив своего Учителя, не возлюблю Его учеников, как же рука моя в холодной и беспросветной ночи земного странствия не будет искать для опоры их теплой руки? Это явная логическая бессмыслица, только доказующая, что веры в Господа и любви к Нему, как Живому Учителю и Другу, в человеке еще нет.

Священник Александр Дьяченко: «Шестое чувство»

Старое Покровское кладбище. Люблю я бывать на этом кладбище. Почему люблю? Здесь похоронены те, кого я знал и любил ещё при их жизни. Мария Ивановна, монахиня Макрина, дочь старосты нашего храма периода его разорения, да и сама староста Анна здесь же, её холмик рядом с дочерью. Мой добрый друг и помощник во всех делах Пётр Михайлович, Мария - одна из первых послушниц Толгского монастыря. В своё время она меня учила как правильно читать Апостол. Все они христиане ещё того времени, когда не то что исповедовать Христа, а даже говорить о нём было небезопасно.

Наталия Сухинина: «Всех скорбящих Радосте»

Мне сказали: «Как войдёшь в храм, сразу вперёд и чуть правее». Увидела – удивилась. Думала, она большая, в массивном киоте, дорогой оклад. Оказалась – маленькая. Приложилась к ней и уже далеко на улице вспомнила о грошиках, о которых так много наслышана. Там, на иконе, одиннадцать монеток, чудесным образом прилипших к иконе. Не заметила, не обратила внимания, экая досада... Через день пришла вновь.

Блаженнейший Митрополит Владимир: Стихи

«Когда пела душа, он (Блаженнейший Митрополит Владимир) записывал стихи, которые к нему приходили, но в них не было ничего миссионерского и направленного на внешнее действие. Можно сказать, что эти стихи были своеобразными дневниковыми записями» (игуменья Серафима, настоятельнице Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря и председателю Синодального отдела УПЦ МП «Церковь и культура»).

Протоиерей Глеб Каледа: «Россыпи»

1 ноября 2014 года исполняется 20 лет со дня кончины ученого, геолога и священника протоиерея Глеба Каледы. В геологии есть понятие «россыпи» – это рассыпанные в горных породах крупицы и кристаллы ценных минералов. Когда знакомишься с духовным наследием отца Глеба, пастыря и богослова, то и дело встречаешь своего рода россыпи – мудрые мысли, высказанные зачастую в блестящей афористической форме. Сегодня мы публикуем главу из книги В.Ф.Смыка «Небо и земля отца Глеба», изданной в Москве Зачатьевским монастырем, в которой собраны драгоценные изречения протоиерея Глеба Каледы. Россыпи...

Священник Александр Дьяченко: «Девочка в окне»

Проводив матушку до железнодорожной станции, я отправился по своим делам, а возвращаясь домой, решил по пути заехать в кафе. Припарковался у входа, закрываю автомобиль и краем глаза замечаю знакомую женскую фигурку. Про себя отмечаю, я знаю эту женщину. Пытаюсь вспомнить её имя, или хотя бы припомнить обстоятельства нашего знакомства, не получается. Очень уж широк круг общения у священника.

Схиигумен Савва (Остапенко): Как вести себя при занятиях житейскими делами

Житейских дел весьма много, и они различны, смотря по тем состояниям и званиям, в которых мы живем. Все не противные нравственному закону житейские дела, какие нам должно делать по нашему званию и состоянию, — должно признавать делами Божиими, делами, порученными нам от Самого Господа, ибо Бог, как Царь всея земли (см.: Пс 46, 8), установил разные законные звания и состояния, и Он же, а не мы сами, попустил и попускает нам стать в те житейские звания и состояния, в каких все мы находимся.

Игумен Феодор (Казанов): «Владыченька»

Архиепископа Михея (Хархарова; 1921-2005) — «Владыченьку», как звали его в народе, — любила вся ярославская земля: священники, простые бабушки, дети и взрослые, любили собратья-архиереи, любили власти и лечащие его врачи. Любили за ласку, внимание, неподдельное смирение и то горение по Бозе, которое до самых последних дней своей жизни показывал почивший архипастырь.22 октября, в день его памяти, ангела ярославской епархии вспоминает его келейник, ныне наместник Ярославского Кирилло-Афанасьевского монастыря, игумен Феодор (Казанов).

Илиас Вулгаракис: Истории из жизни святителя Иоанна Златоуста

Святой Иоанн Златоуст – это, пожалуй, единственный отец Церкви, о котором было написано несколько биографий как современниками, так и потомками. Порой в этих текстах мы встречаем совершенно новые и довольно впечатляющие подробности. Насколько достоверными являются эти сведения, предстоит выяснить научным и историческим исследованиям, и, вероятней всего, правдивость большинства из них не подтвердится, но, тем не менее, создается впечатление, что они были добавлены биографом, чтобы послужить некой благой цели. Приписывая своему персонажу то или иное поведение, автор косвенно поучает тех, кто чтит этого святого, призывая их подражать жизни святого и вести себя подобно ему...

Священник Александр Дьяченко: «Дрон»

С отцом Филиппом мы условились встретиться ещё неделю назад. Иеромонах Филипп, настоятель Свято – Архангельского храма села Угрюмиха, мой старинный приятель и замечательный собеседник. Я недавно фильм посмотрел... Ирландский, что ли? Точно не понял, но откуда-то оттуда. Про одного католического священника. Ему во время исповеди какой-то невидимый исповедник пожаловался, что ещё мальчиком тому пришлось много пострадать от некого служителя церкви. Малыш ненавидел своего обидчика, но взрослый человек был сильнее.

Мирослав Бакулин: Былое

К 45 годам Мирослав Бакулин успел много. Окончил филологический факультет Тюменского университета, защитил диссертацию о православной иконописи. Работал сторожем, диск-жокеем, преподавателем философии и литературы, матросом на рыболовецких судах. Поскитался по Сибири, повидал много светлого и страшного. Погибал, воскресал, запоминал, впитывал. Все пережитое переплавил в прозу. Рассказы Бакулина — густое, обжигающее варево из невероятных историй, беспощадных и трагикомических ситуаций, могучих, иной раз непостижимых, страшных, почти мифологических характеров.

Архимандрит Павел (Груздев): И с неба огонь сходил на это домишко

В середине войны, году в 1943-м, открыли храм в селе Рудниках, находившемся в 15-ти верстах от лагпункта № 3 Вятских трудовых лагерей, где отбывал срок о. Павел (Груздев). Настоятелем вновь открывшегося храма в Рудниках был назначен бывший лагерник, «из своих», священник Анатолий Комков. Это был протоиерей из Бобруйска, тянувший лагерную лямку вместе с о. Павлом -только во второй части, он работал учетчиком. Статья у него была такая же, как у Павла Груздева — 58-10-11, т.е. п. 10 — антисоветская агитация и пропаганда и п. 11- организация, заговор у них какой-то значился.

Юлия Вознесенская: Небесный дом для любимой

…И вот она ушла далеко-далеко, в те края, где уже нет ни горя, ни слез, ни болезней. С больничной кровати она поднялась, легкая, помолодевшая, и, конечно, первое, что она ощутила, — это полное и абсолютное отсутствие боли. Я почувствовал это, потому что держал ее за руку в ту таинственную минуту, которую мы на земле называем «смертью». На самом деле, как я теперь понимаю, это что-то совсем-совсем другое.

Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Cхиигумен Мелхиседек»

Два года я ежедневно после своих послушаний читал Неусыпаемую Псалтирь. Это такая особая традиция, когда в монастыре не прекращают молитву ни днем ни ночью, попеременно читая Псалтирь, а потом, по особым помянникам поминают множество людей о здравии и о упокоении.

Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Духовный отец»

Владыка Василий (Родзянко) всю свою жизнь, почти восемьдесят пять лет, свидетельствовал о Христе, Сыне Божием, Спасителе мира. Надо признать, что делал он это упорно и неутомимо: в тюрьме и на свободе, в эмиграции и в России, в личных встречах с людьми, по телевидению и радио; и даже самим своим видом - старца-епископа - огромного, могучего духом и телом, бесконечно доброго человека, пришедшего к нам словно из иного мира. Не из прошлого века, хотя он был одним из немногих, кто передал нам дух Православия великих подвижников XIX века, а именно из иного мира. Из того мира, где люди не обижаются, когда их оскорбляют, где врагов прощают, любят и благословляют, где отсутствует уныние и отчаяние, где господствует ничем не смущаемая вера в Бога, где ненавидят только одно - рознь, господствующую в этом мире, разделение и грех, но где готовы душу свою положить за спасение ближнего.

Мирослав Бакулин: Крылья

Нетерпеливость владела мною с малолетства. Наказанием всегда было отсутствие движения. Скука была беременна тоской, душа рвалась куда-нибудь, да тело было поставлено в угол. Уйдя на работу, мама по возвращении заставала следующее: горит штора, я сижу под столом, средняя сестра собралась прыгать с зонтиком с балкона, старшая все это сверху заливает из тазика. Во дворе время переставало быть. Я носился с друзьями как очумелый. И только бабушка-графинюшка, сидевшая летом в теплом пальто и с папиросой в тонких пальцах на отлете, иногда неинтересным голосом звала меня: "А по телевизору мультики показывают". Я останавливался, примерял ситуацию как сношенный ботинок и легко сбрасывал его: "Да ну их!" И бегал дальше.

Мария Сараджишвили: Про Нону-бурчунью и духовную брань

Варвара не раз слыхала от Елены про духовную брань, но всерьез это в голову не брала. В эпоху Интернета такое словосочетание слегка ухо режет. И вот однажды… Шла служба. Сбоку от алтаря стояла очередь исповедников. Вдруг в стройное пение хора вклинились бессвязные выкрики:
– Фашист! Негодяй! Целую неделю готовилась… Уж так держалась… Все насмарку… До Причастия не допускает…

Наталья Романова: «Целуйте ручки!»

– Говорите: «Здравствуйте, Ваше высочество!» – и целуйте ручки. Запомнили? «Здравствуйте, Ваше высочество!» – и целуйте ручки. Не перепутайте! – наставляла начальница приюта своих маленьких воспитанниц – девочек от 5 до 7 лет. Те покорно кивали.

Владимир Лукьянов: Жила себе девчонка

Жила себе девчонка. Плохо жила. Папа – алкаш. Мать горбатится дворничкой в ЖЭКе. Дома – скандалы, мат и маленький братишка. В школе «тройки» и «двойки». В будущем – никакой перспективы, кроме дурацкой фабрики. Эх, скорей бы замуж! И девчонка хотела любви. Большой и чистой. А вышло по-другому. С дочерью алкаша и дворнички «лазили». Но приводить в свой дом и знакомить с родителями не спешили. «А как она учится? А кто ее родители? А где она живет?» – на эти простые родительские вопросы мальчишки были еще не готовы отвечать, не опуская глаз.

Ольга Рожнёва: Катя-попрошайка

Ещё дули сырые февральские ветра, но солнце уже пригревало по-весеннему, оживились птахи, в солнечный полдень с крыш росли прозрачные хрустальные сосульки. Громкий спор отец Борис услышал ещё на улице. На крылечке стало слышно лучше, причём почти только одну уважаемую тёщу Анастасию Кирилловну. Голос жены, Александры, изредка звонко возражал и опять перекрывался звучным басом тёщи. Его жена и её мама были совершенными противоположностями.

Мария Сараджишвили: Просто священник

– Короче, так… – уже будучи на взводе, Варвара начала выставлять свои очередные претензии Елене.

Та вздохнула полной грудью и приготовилась достойно выдержать удар.

Митрополит Вениамин (Федченков): О сомнении

Мне хочется сказать несколько дополнительных слов о сомнении. И вот почему. Недостаточно опытные люди, впадая в сомнение, думают, что они будто бы становятся неверующими и от этого весьма мучаются.

Сергей Фудель: Нечаянная радость

Церковь есть тайна преодоления одиночества. Это преодоление должно ощущаться совершенно реально, так, что когда ты стоишь в храме, то тогда только истинно приходишь к стенам Церкви Божией, когда луч любви робко, но и внятно начал растапливать лёд одиночества, и ты уже не замечаешь того, что только что воздвигало вокруг тебя колючую проволоку: ни неверия священника, воображаемого тобой только или действительного, ни злости «уставных старух», ни дикого любопытства двух случайно зашедших парней, ни коммерческих переговоров за свечным ящиком. Через всё это ты идёшь к слепой душе людей, к человеку, который, может быть, через минуту услышит лучшее, чем ты, — голос Человека и Бога — Иисуса Христа.

Мирослав Бакулин: Рыжий

За великим мужчиной всегда стоит великая женщина. У женщин с суровым характером рождаются одни сыновья. Если характер мягкий и покладистый, рождаются девочки на утешение всем. А если вдруг характер испортился — в семья появляется сынок. Причем сыновья рождаются совершенно разные: один — брюнет, другой — рыжий, а третий — совсем беленький. Вот и у Сергея тоже было два младших брата, темно-русых, а он — огненный, как морковка. Был он тихим и скромным.

Ирина Гончаренко: Вся жизнь, вся любовь…

Полетела из окна горсть крошек — голуби склевали и упорхнули. Звякнула мелочь о дно стаканчика — чьи глаза? чей стаканчик? — подали и упорхнули. И то хорошо: крошками птицы сыты, а мелочь превратится в хлеб. А вот бездомных собак прикармливать опасно: будут подбегать, смотреть жуткими глазами. Да и голубей если постоянно кормить — балкон загадят. Хорошая штука — мимолётная благотворительность на бегу, когда перепрыгиваешь через коряги чужого страдания...

Митрополит Вениамин (Федченков): Отец Иоанн

Приступать к воспоминаниям о приснопамятном отце Иоанне (Кронштадтском) мне всегда бывало особенно трудно: слишком он был высок; а я – грешный. И лишь ради пользы других принимаюсь за описание моих личных впечатлений о нем.

Галина Мироненко: О ней...

Что было у неё на сердце, порой понять было очень сложно, а то и невозможно. Но оно однозначно состояло из тонких ароматов полевых цветов и трав, нежного летнего солнца с теплыми и ласковыми лучиками, шепота листвы под ранней луной, и едва слышной трели с милозвучными переливами. Вся она была соткана из таких тонких материй, что порой казалось: а была ли она вообще, или только приходила в каких-то видениях?..

Беседа о молитве

– Вот по данному вчера слову и обещанию, явившись к вам, я пригласил с собой и того почтенного спутника, который душеспасительною беседою облегчал страннический путь мой, и которого вы желали видеть. Весьма приятно как мне, также, надеюсь, и сим честнейшим моим посетителям, видеть обоих вас и слышать полезное опытное ваше слово. Вот и у меня: это - преподобный схимник, а это - благоговейный иерей. Итак, где два или три собраны во имя Иисуса Христа, там Он и Сам быть обещался; а нас теперь уже и пятеро во имя Его, то, конечно, и благодать Его тем щедрее на нас изольется!

Татьяна Майза: Православный антидепрессант

Как же люди привыкли всё усложнять! Если что не так, начинают раскисать и называют это депрессией. Я знаю – сама такая. О том, как выбраться из-под пресса депрессии, написаны тонны статей. Обычно предлагают несколько вариантов: успокоительные травки попить, сходить на прием к психотерапевту, заняться спортом и т.д. Всё, кажется правильно, всё верно, но много ли страдающих следуют этим советам? Да и нужно ли? И каждому ли поможет?

Мария Сараджишвили: В роли современного мытаря

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей став молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. <…> Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 10 - 14).

Мария Сараджишвили: Метод воздействия

Возмездие за прощение обид больше возмездия за всякую добродетель (иеромонах Никон (Беляев))
– Надо зайти к Марине Сергеевне! – объявила Елена по дороге, поправляя лямки тяжеленного рюкзака. – Оставим ей молоко и яйца.

Архиепископ Иоанн (Шаховской): Спутники дамасской дороги, часть 3

В миссионерском деле Церкви очень ценно знать, во всех местах, «давних учеников», верных, испытанных людей, «у которых можно было бы жить». Повсюду есть такие верные Христовой Церкви души, служители Ей преданные. Надо миссионерам и другим служителям останавливаться у них. Их служение, как и христианки Лидии из Фиатир, есть – служить служителям Божьим. Это особый дар Духа.

Архиепископ Иоанн (Шаховской): Спутники дамасской дороги, часть 2

Близость к Ироду еще не определяет духовно человека. Мы это видим на примере Манаила, который был «совоспитанник Ирода» (13:1), но духа Ироду противоположного. «Бытие» само по себе и его внешние условия совсем не определяют сознания, – духовной свободы и нравственного чувства человека.

Архиепископ Иоанн (Шаховской): Спутники дамасской дороги, часть 1

Человечество знает великих своих деятелей и помнит больших преступников своей истории. Жизнь тех и других одинаково бывает поучением и указанием. Драгоценный материал духовного ведения, для всех людей и народов, представляет собою повесть Деяний Апостольских, и, в этой повести, весть о людях незаметных, ничем не выдвинувшихся, но живших рядом с апостолами. В этом вся их особенность и значительность: они жили около апостолов. Они шли с ними по Дамасской и другим дорогам. Мы называем их общим именем «Спутники Дамасской дороги». Образы этих сотрудников и свидетелей 1-го века христианства, учеников Истины, вырастают в глубоко значительные и несомненно данные нам для духовного умудрения.

Епископ Михаил (Грибановский): Воскресная ночь

Повествования Евангелистов о событиях воскресной ночи весьма различны. Рассказывая, кем и как получена весть о воскресении Господа, и кому было самое явление Воскресшего, они говорят не одно и то же и, по-видимому, даже противоречат один другому. Евангелист Матфей говорит, что у Гроба были Мария Магдалина и другая Мария, что было землетрясение, что Ангел отвалил камень Гроба и с него возвестил о воскресении Господа, Который и Сам затем явился женам, когда они шли от Гроба. Евангелист Марк перечисляет уже других жен вместе с Марией Магдалиной: Марию Иаковлеву и Саломию, о землетрясении ничего не упоминает, о явлении Господа женам не повествует. Евангелист Лука указывает вообще на галилейских жен, во главе с Иоанной, как на получивших весть о воскресении; по его повествованию, им является уже не один Ангел, а два; самые слова Ангелов иные: в них нет повеления идти ученикам в Галилею, где их предваряет Господь, а указывается только, что воскресение было предсказано Им ранее. У Евангелиста Иоанна мы находим повествование совсем непохожее на повествование других Евангелистов; у него получила весть о воскресении и сподобилась явления Самого Воскресшего одна Мария Магдалина, и при совсем особых обстоятельствах, и при иной обстановке, сравнительно с описанием других Евангелистов. Как же быть при таких разноречивых рассказах Евангелистов? Кем же, и как, и при каких обстоятельствах получена на самом деле весть о воскресении, и кому именно явился Господь в воскресную ночь?

Архимандрит Тихон (Шевкунов): Про кота

Что и говорить, любят у нас обсудить и покритиковать священников. Поэтому для меня было весьма неожиданным, когда однажды, в ту пору, когда я служил еще в Донском монастыре, ко мне подошел наш прихожанин по имени Николай и сказал:
– Теперь я понял: самые лучшие, самые великие, самые терпеливые и прекрасные люди на свете – это священники!

Протоиерей Андрей Ткачев: Содом

На том этаже телецентра, где мы ожидали записи передачи, прогуливаясь по коридору, было очень людно. Видимо, Украина продолжала искать таланты, и почти голые девицы, совсем еще юные, в ожидании вызова на сцену хлопали накрашенными ресницами, шумели в гримерках, выбегали на перекур, тараторили с друзьями и родителями, прижав мобильники к уху.

Священник Александр Дьяченко: Китайский новый год

О том, что сегодня китайский новый год я узнал из утренних новостей. По утрам я, как правило, занимаюсь дыхательной гимнастикой, а параллельно, чтобы зря не терять времени, ещё и стараюсь услышать голос диктора. Именно услышать, потому как что-то увидеть, качая тот же «насос», практически нереально.

Архимандрит Рафаил (Карелин): Когда прошлое становится настоящим

Подвижники последнего времени, с которыми я имел счастье встретиться на своем духовном пути, представляются мне ярким созвездием, где каждая звезда имеет свой неповторимый блеск и сияние.

Елена Живова: Плоды покаяния

Отец Петр, настоятель и единственный священник храма иконы «Знамение Божией Матери» в Коруково, внешне очень напоминал Дядюшку Ау из старого советского мультфильма. Невысокий, худой и подвижный, с длинной бородой и всегда торчащими, как у льва, в разные стороны побелевшими волосами, в сером, будто поседевшем от времени подряснике и с неожиданно яркими, как весеннее небо, светло-голубыми глазами, которые, казалось, пронизывают все насквозь, – отец Петр вызывал у людей разные чувства. Но храм в райцентре был один, поэтому, хочешь или не хочешь, время от времени общаться с отцом Петром приходилось всем, кто, так или иначе, считали себя православными.

Архимандрит Рафаил (Карелин): Когда поражение становится победой

По Тбилиси пронеслась как гром страшная весть. Полководец Мемнон предательски убит, ворота города открыты, хорезмийцы ворвались внутрь подобно дракону, который уничтожает все на своем пути. Пала Нарикала, Исани окружен. Люди ищут убежище, но кругом враги: они попали в львиный ров, из которого некуда бежать. Последнее сопротивление сломлено и войска хорезмийцев, как волны во время половодья реки, затопляют город.

Мария Сараджишвили: Открытые небеса

«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святой сошёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3, 21—22).
— Где ты пропадаешь? У нас тут чудо самое настоящее произошло, — такими словами встретила меня моя соседка Тамрико на Крещение и принялась рассказывать.

Наталья Сухинина: Всецарица

Аэропорт "Шереметьево" жил своей отлаженной жизнью. Совершил посадку самолет... Начинается регистрация... На наш рейс регистрация еще не начиналась. Я провожала на Афон двух знакомых монахов, и мы сидели в зале ожидания, разговаривали. Вдруг к нам подошла немолодая женщина, робко улыбнулась, умоляюще посмотрела на моих спутников.

Монахиня Евфимия (Пащенко): Задушевный разговор

— Алло! Валь, это ты? Привет! Извини, что я тебе так долго не звонила. Веришь ли — сколько раз собиралась позвонить, да все времени нет. Ну и что с того, что сейчас праздники! Да если хочешь знать, я на работе так не уставала, как за эти дни! Сейчас же во всех магазинах скидки, понимаешь, скид-ки! Где на тридцать процентов скидка, где на пятьдесят, а кое-где даже на целых семьдесят пять процентов скидка!

Александр Дворкин: Афонские рассказы (фрагменты)

В своей книге "Афонские рассказы" известный сектовед и историк Церкви А.Л. Дворкин предстает перед читателем с неожиданной стороны. Сборник коротких рассказов-воспоминаний, случаев из жизни, притч, так или иначе связанных с Афоном и с людьми, встреченными там автором – вот что представляет из себя эта книга. Легкий, непринужденный тон устного рассказа нисколько не мешает разговору о самых важных для христианина вещах – о молитве, смирении, аскетике; в конечном итоге – о жажде Бога и стремлении обрести и сохранить общение с Ним… В то же время читателю есть над чем улыбнуться – точный и мягкий юмор книги делает текст живым и очень близким.

Митрополит Вениамин (Федченков): Письма о монашестве

Я обещал Вам написать ко дню моего пострига[1] о чем-либо духовном. На вечернем богослужении в домовой церкви пришло мне желание написать свои воспоминания о прошлом: о том, почему я пошел в монашество. Потом я подумал, что это немного не смиренно, особенно для монаха. Но сердце мое не протестовало против прежде явившегося желания. Не знаю, как это объяснить. Если грех, да простит мне Господь. А если что-либо доброе получится, слава Богу! Вы же, при своей снисходительности ко мне, утешитесь воспоминаниями; а я и этому буду рад.

Архимандрит Тихон (Шевкунов): О том, как мы уходили в монастырь

Вообще-то в монастырь мы, в начале восьмидесятых годов, в конце концов не уходили, а сбегали. Думаю, нас считали немножко сумасшедшими. А иногда и не немножко. За нами приезжали несчастные родители, неутешные невесты, разгневанные профессора институтов, в которых мы учились. За одним монахом (а он сбежал, уже выйдя на пенсию и вырастив до совершеннолетия последнего из своих детей) приезжали сыновья и дочери и орали на весь монастырь, что сейчас же увезут папочку домой. Мы его прятали за огромными корзинами в старом каретном сарае. Дети уверяли, что их отец, заслуженный шахтер, выжил из ума. А он просто тридцать лет день и ночь мечтал, когда наконец-то сможет начать подвизаться в монастыре. Мы его прекрасно понимали. Потому что и сами уходили из ставшего для нас бессмысленным мира – искать вдруг открывшегося нам Бога.

Наталья Сухинина: Азбука для начинающих

"Долго собиралась сходить в церковь, но как-то все не получалось. А тут вдруг получилось – сходила. И плакала потом горькими слезами от обиды и досады. Спросить ничего нельзя, старухи злые, туда не встань, отсюда уйди: что я виновата, что ничего не знаю..." (Из письма читательницы).

Священник Александр Дьяченко: Убить дракона

Мой знакомый священник, он тогда окормлял зону общего режима, попросил меня помочь ему освятить территорию этой самой зоны. Сидельцев в ней под две тысячи, одних только казарм с десяток, одному не управиться. В молельной комнате отслужили с батюшкой водосвятный молебен, роздали полные вёдра святой воды нашим добровольным помощникам из числа заключённых и отправились с ними по отрядам.

Ольга Рожнёва: Звонок по сотовому телефону

Эта история случилась со мной на днях, когда я ездила из Оптиной Пустыни в Козельск по послушанию. Послушание выполнила. Пришла пора возвращаться в монастырь. А день уже заканчивается, маршрутки перестают ходить. Вот и в Оптину последняя по расписанию пошла. Бегу я за ней, а сумка тяжёлая. Нет, точно не успею… И не успела. Можно и пешком, конечно, дойти, но вот поклажа моя… Да и устала под конец дня…

Мария Городова: «По небу полуночи ангел летел…»

Здравствуйте, Мария! По меркам многих, мне можно только позавидовать. Я не беден – у меня свой бизнес, собственность в Европе, – нормальная семья – жена и ребенок; больше того, у меня есть все то, к чему так стремятся люди: здоровье, власть, относительная независимость от колебаний конъюнктуры. Тем не менее, я давно уже чувствую себя глубоко несчастным человеком, и многое бы дал за то, чтобы жить по-другому...

Наталия Сухинина: Два кофе по-турецки

Моя соседка Марина, уезжая в Оптину пустынь, заявляет мне громко и назидательно:
- За моим присмотри пару дней. В холодильнике борщ, до моего приезда хватит.
Она не просит, нет. Я вообще не помню, не знаю ее просящего тона или извиняющихся интонаций. Она чеканит условия громко, членораздельно, и я на несколько минут принимаю эти условия как единственный способ реабилитироваться за невозможность поехать в Оптину. Потом я ропщу.

Священник Даниил Сысоев: Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы всё-таки умерли…

Если говорить про кончину жизни, интересно, что из таких естественных кончин, самая лучшая та, о наступлении которой догадываешься. Поэтому часто считается, что раковые заболевания — милость Божья, потому чт о человек знает, что через несколько месяцев он умрет. Он может подготовиться, он может примириться с людьми, он может каким-то образом исправить себя, подготовив для вечности.

Карел Чапек: О пяти хлебах

…Что я против Него имею? Я вам скажу прямо, сосед: против Его учения я не имею ничего. Нет. Как-то слушал я Его проповедь и, знаете, чуть не стал Его учеником. Вернулся я тогда домой и говорю двоюродному брату, седельщику: надо бы тебе Его послушать; Он, знаешь ли, по-своему пророк. Красиво говорит, что верно, то верно; так за душу и берет. У меня тогда в глазах слезы стояли, и больше всего мне хотелось закрыть свою лавочку и идти за Ним, чтобы никогда уже не терять из виду.

Архимандрит Тихон (Агриков): К свету

В один поздний вечер в дверь моей келий раздался стук. "Кто бы это мог быть? — подумал я, вставая со стула.— Ведь и час-то поздний. Полночь скоро". Стук повторился. За дверью послышались слова молитвы. "Аминь",— ответил я и открыл дверь келии. Предо мною стоял старец с худым и бледным лицом и белыми волосами. Он был одет по-келейному просто, как будто у себя дома. Глубокие выразительные глаза смотрели прямо мне в сердце.

Архимандрит Тихон (Шевкунов): Отец Иоанн

Я впервые увидел архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в 1982 году, когда приехал в Псково-Печерский монастырь. Тогда, кажется, он не произвел на меня особого впечатления: такой очень добрый старичок, весьма крепкий (в ту пору ему было только семьдесят два года), вечно куда-то спешащий, даже суетливый, неизменно окруженный толпой паломников. Другие насельники монастыря выглядели гораздо строже, аскетичнее и даже солиднее.