Протоиерей Глеб Каледа: «Россыпи»

1 ноября 2014 года исполняется 20 лет со дня кончины ученого, геолога и священника протоиерея Глеба Каледы. В геологии есть понятие «россыпи» – это рассыпанные в горных породах крупицы и кристаллы ценных минералов. Когда знакомишься с духовным наследием отца Глеба, пастыря и богослова, то и дело встречаешь своего рода россыпи – мудрые мысли, высказанные зачастую в блестящей афористической форме. Сегодня мы публикуем главу из книги В.Ф.Смыка «Небо и земля отца Глеба», изданной в Москве Зачатьевским монастырем, в которой собраны драгоценные изречения протоиерея Глеба Каледы. Россыпи...

Для находящихся в браке и для <детей> живущих в родительском доме первичной ячейкой Вселенской Церкви должна быть семья – малая домашняя церковь; в ней совершается наш труд по стяжанию Царства Небесного.

* * *

В широком общественном плане создание крепких семей – задача общенациональная, государственная: в семьях заложено нравственное, культурное и экономическое благополучие народов.

* * *

Церковь есть школа любви к Святой Троице и людям – любви созерцательно-молитвенной и активно действующей.

* * *

В идеале семья – это первичная клеточка церковного тела, кирпичик церковного здания.

* * *

Домашняя церковь зиждется на любви мужа и жены к Богу и друг ко другу.

* * *

Православие – это радостная полнота жизни во Христе.

* * *

Наибольшей полнотой жизни, по нашему убеждению, обладает семья христианская.

* * *

Любовь к супругу и собственным детям распространяется несколько в иной форме на других людей, которые как бы через наших любимых делаются нам ближе и понятнее.

* * *

Христианские отношения мужа и жены троичны: телесны, душевны и духовны, что и делает их постоянными и нерасторжимыми.

* * *

«Жена да боится мужа своего» – боится оскорбить его, боится стать поруганием его чести.

* * *

К сожалению, о том, что брак есть школа любви, обычно не задумываются: в браке ищут утверждения себя самого, удовлетворение собственной страсти или, того хуже, собственной похоти.

* * *

Семья освящается благодатию Святого Духа.

* * *

Первое условие для формирования семьи как православной Церкви – единство вероучения, единство мировоззрения.

* * *

Под слова «Слава Тебе, Боже» подходят к аналою и становятся на подножке – специально расстеленной ткани, как бы восходят на общий отныне корабль жизни. Какие бы жизненные бури ни были, никто из них не смеет покидать этого общего семейного корабля, обязан блюсти его непотопляемость, как хороший моряк.

* * *

Церковь молится не только о единстве плоти, но главное – о «единомудрии», то есть о единстве мыслей, о единстве душ, о взаимной любви вступающих в брак.

* * *

Именно через совместное причащение, через совместное участие в жизни Церкви и ее таинствах и молитвах брак становится не только браком тела и браком души, но и браком духа; этим новозаветный церковный брак отличается от любого другого.

* * *

Общая молитва предохраняет от ссор, заставляет поссорившихся мириться, помогает снять возникающие между людьми недоразумения. Ее следует вводить с самых первых дней супружеской жизни.

* * *

Семья, дети – это малое словесное стадо, которое дается человеку для апостольского служения, для проповеди Христовой. Домашний апостолат всегда был неотъемлемым от жизни церкви; без него нет и самой домашней церкви.

* * *

К неприятию зла мира, его страстей и соблазнов, а не к уходу от него надо готовить детей; в них нужно воспитывать способность противостоять миру в сердце своем, способность сохранить веру среди неверия, чистоту – среди грязи и греха.

* * *

Благоговение перед святыней зарождается, закладывается прежде всего в семье, в детском возрасте. Утраченное чувство благоговения очень трудно восстановить.

* * *

Отсутствие духовных основ в детском воспитании – вот главная причина пугающего общество роста подростковой преступности.

* * *

Любовь, как вера, «без дел мертва». Мы любим не столько тех, кто о нас заботится, сколько тех, о ком заботимся сами. Детей надо приучать любить родителей и заботиться о них с самого раннего возраста.

* * *

Чтобы дети любили родителей, необходимо, что- бы они от отца и матери получали не только игрушки, джинсы, деньги на кино и т.д., но входили бы в духовный мир отца и матери, в мир жертвенности, веры и действующей любви. Воспитание не требует открытого кошелька; главное – открытость сердца; тогда наступит время, когда дети из воспитуемых превратятся в друзей родителей.

* * *

В старших братьях должна быть какая-то доля отцовского чувства по отношению к младшим.

* * *

Любовь должна быть горячей, деятельной и благоразумной.

* * *

Трудовое воспитание – это подготовка к делам любви… Тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающемуся, выразить ему свою любовь и сочувствие.

* * *

Человеку, не наученному трудиться, тяжело молиться и бороться с собственным грехом.

* * *

Современная школа не учит думать: ценятся ученики не думающие, а легко запоминающие. Очень опасный тип молодого человека – способный бездельник.

* * *

Слово «образование» происходит от слова образ. Некогда задачей образования было образовать в человеке образ Божий, помочь ему стать подобным этому образу.

* * *

Чувство красоты природы заложено в человеке с появлением на свет. Надо не губить, а развивать это чувство всеми доступными родителям средствами.

* * *

Важнейшей задачей домашнего воспитания является подготовка детей к антирелигиозной псевдонаучной пропаганде в школе, которая в ряде случаев еще ведется.

* * *

Икона призвана помогать молитвенной сосредоточенности, в ней не должно быть ничего лишнего, отвлекающего от самого образа… Она помогает держать ум в молитве, мысленно восходить к Первообразу.

* * *

Ритмичность жизни – необходимое условие для нормального физического и духовного развития семьи… Ритмы семейной жизни включают в себя молитву и принятие пищи, трудовые будни и праздники, выполнение служебных и учебных обязанностей и ведение домашнего хозяйства. Ритмы помогают создавать ощущение домашнего уюта и позволяют использовать время с максимальной пользой. Ритмы дисциплинируют и тело, и душу, и дух человека.

* * *

Для детей посещение храма должно быть не обязанностью, а радостным событием. Их восприятие богослужений во многом зависит от отношения к церкви отца и матери. Пребывание детей в храме должно быть посильным, и не надо заставлять их выстаивать все всенощные бдения.

* * *

Быт семьи и внутрисемейные отношения должны быть крепостью, бастионом, спасающими человека от злобы и безверия мира.

…У родителей должно быть единство взглядов на воспитание детей. Недопустимо, когда один разрешает, а другой запрещает.

* * *

Пусть дети смеются, играют и пляшут, молятся Богу и учатся ходить в храм Божий как на праздник. Каждому возрасту – свое делание и восприятие мира.

* * *

Нельзя все поступки детей покрывать нежностью. Любовь должна быть разумной и иногда карающей.

«Нельзя» должно быть немного, но твердо установленных, ибо если их много, то они становятся невыполнимыми, а это порождает в детях непослушание.

* * *

Если мы в этом мире не научимся молиться и не возлюбим молитву, то как войдем в мир иной? Молитва – это и наш труд, и дар Божий, о котором мы взываем ко Господу: «…приими наша по силе благодарения и научи ны оправданием Твоим: зане по- молимся, якоже подобает, не вемы, и аще не Ты, Господи, Святым Твоим Духом наставиши ны».

* * *

В современном городе молиться можно почти так же, как в лесу. Для начала следует выбрать маленький отрезок пути, где знакомы все повороты и выбоины дороги. Проходить его нужно опустив глаза, видя только ноги проходящих, чтобы не столкнуться, творя в своем уме без счета Иисусову молитву. Монашеские же четки в этом случае заменят расстояние пути, посвященного молитве.

* * *

Молитва – это тончайшее художество, учиться которому надо трудом в благоговении сердечном. Без семейной молитвы нет и не может быть домашней церкви. Семья как домашняя церковь должна иметь совместную молитву и «ношение» друг друга в индивидуальных молитвах. Учитесь молиться всю жизнь и учите молитвам и молитве своих детей.

* * *

Исторические события с течением веков теряют свой смысл и забываются, оставаясь лишь в памяти специалистов-историков. События, празднично воспоминаемые Церковью, имеют вечное значение для каждого ее члена и даже для стоящих вне ее стен.

* * *

В посте проявляется сокровенная сущность человека: у одних возрастает теплота молитвы и становятся зримыми ранее не замечаемые грехи, у других растет раздражительность и злость. Раздражительность свидетельствует об отсутствии или формальности молитвы или о чисто телесном соблюдении поста; у детей раздражительность и уныние может быть и от чрезмерности его для них.

* * *

Полезно для лиц, не состоящих в клире, чередовать посещение храмов с отправлением в меру сил и возможностей отдельных богослужений дома. Такое чередование храмового и домашнего богослужения позволяет подниматься в религиозном молитвенном познании на крыле мистического чувства и на крыле ума.

* * *

Любое богослужение – это встреча с Богом, поэтому помещение, в котором предполагается его совершать, следует прибрать, как к приему дорогого гостя. Если нет сил прибрать всю комнату, надо прибрать хотя бы угол, в котором предполагается править службу.

* * *

Лишь умеренность и воздержанность, духовная и душевная близость супругов, всеобъемлющесть их любви делает святыми радостными моменты телесного слияния. Оно становится выражением и глубочайшим символом их взаимной любви и полной близости. «Не уклоняйтесь друг от друга, – пишет апостол Павел, – разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 5).

* * *

То, что «сходит» неверующему, не проходит без последствий для христианина: кому много дано, с того много спросится. Не умевший блюсти целомудрие до брака обычно не выдерживает и в браке.

* * *

Девушка должна стоять на страже чистоты добрачных отношений, к чему она призвана самой природой. В этом вопросе не может быть никаких «милостей» и никаких «снисхождений».

* * *

Отречение может быть импульсивным, как у апостола Петра, мгновенным. Блуд же, чтобы быть совершенным, требует времени, некоторой расчетливости, приготовления. Он не может быть грехом невольным, подобно вспышке гнева или сорвавшегося резкого слова, – он всегда грех вольный. Даже убийство может быть невольным, а у блудни- ков всегда есть время опомниться и спросить себя:

«А что я собираюсь делать?» – и отойти от греха… Блуд ужасен явной сознательностью совершаемого преступления.

* * *

Картина современных взглядов многим напоминает древний Рим, когда христианство со своими взглядами на семью и брак, на взаимоотношения мужчины и женщины резко контрастировало с воззрениями позднеантичного общества периода Империи, более того – осознанно себя ему противопоставляло. Вот и тогда для всех слоев общества было характерным свободное отношение полов… Говоря словами Тацита, «…развращать и быть развращенными считалось идти в ногу с веком».

* * *

Полуигра с миром, желание «идти в ногу с веком» сбила с пути многих, и, упав, кто-то из них сумел подняться, а кто-то и нет.

* * *

Мы знаем раскаявшихся блудниц, ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую. Священникам и старейшинам иудейского народа Иисус Христос сказал: «Говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царство Божие», но он не сказал блудники. Среди мужчин неизвестны извалявшиеся в блуде и ставшие святыми; среди них Марии Египетской нет.

* * *

Кажется, никогда в истории мира после Потопа чувство греха не было так глубоко утрачено народами, как в настоящее время. Много потрудились князья мира сего, чтобы исторгнуть его из человеческого сознания.

* * *

Живя в условиях развращенного мира, христианин тем не менее призван к чистоте («блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» – Мф. 5, 8), необходимо постоянно поддерживать в себе сознание и чувство того, где начинается грех, воспитывая в себе страх перед грехом, ибо грех, особенно плотский, удаляет нас от Бога.

* * *

Первое азбучное правило борьбы с помыслами – никакого участия в сальных разговорах и анекдотах. Если вам невозможно их прервать, то ни улыбкой, ничем не одобряйте их – читайте в это время Иисусову молитву. Мы знали солдат, которые при каждом нецензурном ругательстве произносили эту молитву и за все время войны ни разу нецензурно не ругались. Вести себя надо так, чтобы рассказывать вам подобные анекдоты и сомнительные истории было бы психологически невозможно.

* * *

Когда слышится мат, когда идут соответствующие разговоры, пусть христианские юноши и девушки читают Иисусову молитву и другие краткие молитвословия. Соблюдение своих нравственных принципов – это одна из форм христианского исповедования в миру. Соблюдая эти принципы, нередко приходится проходить через насмешки и издевательства, однако опыт показывает, что выдержавшие это впоследствии приобретают уважение и авторитет среди ранее их поносивших.

* * *

Христианская брачная любовь – не только радость, но во многом и подвиг, в том числе в охра- нении ее от соблазнов. На венчании Церковь вспоминает мучеников: как они страдали за Христа, так супруги должны быть готовы на мученичество ради своей любви. Святитель Иоанн Златоуст в одной из бесед прямо говорит, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже смертью, если это нужно для блага жены. Брак сравнивается с любовью к Церкви Христа, который «предал Себя за нее» (Еф. 5, 25).

* * *

Человечество и каждый из нас вечно и всегда стоит перед древом познания добра и зла.

* * *

Может быть, нигде так остро и жутко не сходятся добро и зло, как в вопросах пола и брака. Здесь – не всегда и не всеми различимая грань, по одну сторону которой идут к свету и счастью, к полноте земной жизни и далее в Царство Небесное, а по другую – пляшут диавольские отблески ада.

* * *

Пока взрослые ссорятся и спорят, дети – своими тоскующими глазами и тихими ночными плачами – бессознательно голосуют за прочные, нерасторжимые браки.

* * *

Супруги-христиане должны быть готовы, несмотря на все трудности, строить христианские семьи, помня, что на каждого ребенка Бог посылает помощь по вере родителей… Многодетность семьи – одна из форм распространения христианства.

* * *

Нравственность женщины определяет нравственное и физическое здоровье нации.

* * *

К сожалению, очень многие не понимают, что основа общего кризиса, политического, экономического, культурного, – это кризис нравственный.

* * *

Можно открывать новые земли, познавать законы мироздания, красоту музыки, познавать и открывать Царство Небесное, которое должно быть у нас в сердце. Но есть вещи, которые не следует ни открывать, ни познавать.

* * *

Современная культура, наука и искусство – это огромное и очень сложное и противоречивое явление, поле, на котором вместе растут пшеница и плевелы, целительные травы и ядовитые цветы. Необходима мудрость и моральная чуткость, чтобы с пользой для себя и детей пользоваться его плодами; необходимо выработать противоядие к восприятию зла и пошлости.

* * *

Во многих случаях искусство явилось предтечей наступающего падения нравов, а потом становилось глашатаем и катализатором этого падения.

* * *

Читая Евангелие, мы часто – если не сказать обычно – не задумываемся о том огромном нечеловеческом труде, который совершил Иисус Христос для нашего просвещения и спасения, – а ведь Он был Человек во плоти. Он хотел есть, пить, нуждался в одежде, в отдыхе, сне, страдал, как все люди, от жары и холода, испытывал голод и жажду.

* * *

Из чтения Евангелия у меня сложилось впечатление, что Христос совершал переходы в наиболее тяжелое время суток, чтобы, когда еще не наступил или уже спал дневной зной, у народа были силы слушать Его.

* * *

Слава Богу, Святая Православная Церковь сохранила для нас живую апостольскую веру, веру самовидцев Господа, свидетельства Его жизни, проповеди и спасительных страданий, смерти и воскресения, – ту веру, которая жгла сердца людей, двигала их на подвиги, венчала венцами мучеников за Христа.

* * *

Воскресение Христово – это личный опыт православного христианина. Опыт этот в ликующем богослужении Пасхи, в Таинстве Евхаристии, в причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа и во многом другом.

* * *

Твердая уверенность, что Христос воскрес, дала силу апостолам проповедовать Христа воскресшего всему миру, идти в другие народы и в другие страны.

* * *

Для христианина важны не доказательства рациональной науки о Воскресении Христа, которые дает ХХ век, а свидетельства в своем сердце, в своем духовном опыте, в своей жизни.

* * *

«И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19). А мы должны веровать в любви к Богу.

* * *

Сущность нашей веры заключается в Пасхе, Воскресении Христовом. «Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна» (1 Кор. 15, 17).

* * *

Мы должны вникать в наше церковное богослужение, наши церковные песнопения, ибо в них откры- вается глубина православного богословия, глубина православной веры; в них открываются и сокровенные чувства православных людей.

* * *

Праздники Святой Церкви вспоминаются не как некогда происшедшие исторические события, а переживаются нами снова и снова, как имеющие произойти сейчас.

* * *

В ходе тяжелейших боев мы выдвинули блестящих полководцев и проявили массовый героизм, который осознали много позже, а тогда казалось: иначе нельзя. Вот это иначе нельзя, которое было в сердцах защитников Бреста, Одессы, участников обороны Сталинграда и т.д., и есть настоящий героизм народа.

* * *

Русские никогда не были наемниками иностранных государей.

* * *

Французы не понимали, почему русский крестьянин не продает фураж для наполеоновской армии, а сжигает сено и хватается за вилы и топор.

* * *

Бывая в Европе, бродя по набережным Эльбы и Темзы, я ясно чувствовал, что там никогда не была понята загадка России, а теперь – тем паче.

* * *

К науке надо подходить как к чтению Евангелия, с душою, чуждой зависти и лукавства, гордости и честолюбия.

* * *

Читая одновременно Библию и великую книгу природы, мы видим удивительное между ними согласие, что свидетельствует об истинности их обоих.

* * *

Апостолат по существу является обязанностью почти каждого христианина – пускай это будет в пределах своей семьи, пускай это будет маленькая проповедь в пределах прихода и еще какого-нибудь небольшого общения. Но до тех пор, пока идет жизнь в Церкви, апостолат должен существовать как необходимая сторона и часть церковной жизни.

* * *

Мы рискуем восстановить прекрасные храмы, но не иметь в них прихожан, так как не заботимся об апостолате Православия во всех его формах.

* * *

В темнице… в этой чрезвычайной обстановке сердце человеческое, полное печали, начинает особенно внимательно слушать все, что касается Господа Бога и спасения.

* * *

Причина расколов – гордость человеческая.

* * *

Каждый христианин, мирянин и священник, а тем более архиерей должен быть готовым отказаться от личной карьеры, быть готовым на смерть за Христа и Его Церковь.

* * *

Если мы канонизируем всех наших мучеников, то сонм святых в Русской Церкви будет больше, чем во всех других поместных Церквах вместе взятых.

* * *

Эти святые мученики зовут нас не к мести и ненависти, а к молитве, твердости в вере и любви. Их кровью полита земля России, их молитвами восстает ныне Русская Церковь. Но спросим себя: достойны ли мы их крови? Достойны ли мы быть наследниками их памяти? Чего мы сами хотим, к чему стремимся?

* * *

Многие на Западе из тех, кто не желает возрождения России, понимают, что объединить русский на- род может только Православие. Следовательно, они будут способствовать тому, чтобы расчленить Русскую Православную Церковь на множество мелких сект и псевдоцерковных течений. Вот одна из причин антиправославной и прозелитической деятельности инославных сект и зарубежных проповедников.

* * *

В нас разнообразными способами, используя кино, телевидение, радио, витрины магазинов, книжные ларьки, пытаются убить чувство благоговения, ибо без благоговения нет христианской православной веры, нет Церкви.

* * *

Не соблазнимся ересями и расколами, богатыми проповедниками Запада и Кореи, не продадим за чечевичную похлебку веру предков. Сбережем как величайшую драгоценность единство Русской Православной Церкви. Не бросим нашу Мать, которая в муках и болезнях хранила веру, опекала нас.

Наша церковь соборная, мы братья и сестры в нашей любви к Богу.

* * *

В каждом из нас, причастников, течет Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Следовательно, мы с вами являемся братьями по Крови Христа, сестрами по Крови Христа. Так какое же отношение у нас должно быть между собою? Братское, сестринское.

* * *

Болезни способствуют нашему духовному возрастанию: иногда надо человека потрясти, чтобы он очнулся и задумался о том, что творится, и что он творит, и что с ним делается.

* * *

Наша жизнь, наши пути и наши искушения складываются в зависимости от того, насколько мы готовы отдать себя Богу.

* * *

Когда умирает праведник, то как бы отверзается тот мир, он становится нам ближе, нам открывается Божия правда, – правда о том, что все мы входим в Единую Церковь, Церковь «зде живущих и в небесных жилищах пребывающих».

* * *

Мы живем в страшное время. Во все времена люди грешили, но только в наше время человек решил освободиться от самого понятия греха. И нам, христианам, очень важно сохранить познание греха, потому что, теряя его, мы начинаем грешить беспробудно и не задумываемся о том, что согрешаем.

* * *

Мы часто удивляемся, почему так сокрушались о грехах святые. У них и грехов-то нет; они – святы… А мы не сокрушаемся о своих грехах: так, обычные грехи… Но в том-то и дело, что они были ближе к Богу, и как на белой одежде видны все пятна, а на серой грязные пятна неразличимы, так и святые видели свои грехи, а мы своих грехов сплошь и рядом не видим, а если сознаем, то сознаем так, лениво. Мы научились жить так, что грехи наши нас не беспокоят.

* * *

Самые страшные грехи – это те обычные мелкие грехи, которые «как у всех», «как все», – это тот апокалипсис мелкого греха, который, как панцирем, одевает нашу душу и делает ее нечувствительной к молитве.

* * *

Когда человек живет со словами: «Да будет воля Твоя! Сами себе, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим!», тогда никакие внешние беды не страшны, тогда человек обретает удивительное чувство радости полноты жизни во Христе. И часто эта полнота жизни во Христе наступает в тяжелые, казалось бы, минуты, когда не на что и не на кого надеяться, кроме Христа, – вот тут и приходит легкость бытия.

* * *

Охватившее массы и власти преклонение перед Западом, особенно перед США, пытается перенести на нашу почву все, не учитывая ни истории, ни современных реалий. Американцы тратят на образование много денег, но у них, во всяком случае в 50–70-е годы, качество образования было хуже нашего.

* * *

Религиозное, морально-нравственное воспитание должно опережать информационно-рационалистическое наполнение ума. Нельзя преждевременно вкушать от древа познания добра и зла.

* * *

Тюрьмы и лагеря – это огромное невозделанное поле, где надо пахать, сеять и убирать жатву.

* * *

Там, в тюрьмах и лагерях, священник принимает глубочайшее беспощадное покаяние. Человек со слезами кается на исповеди в преступлениях, которые ему следователи не инкриминируют, – это ли не показатель и глубины раскаяния, и доверия к духовнику.

* * *

Если на вас смотрит просветленное после крещения лицо и полные любви глаза смертника, бывшего убийцы, то это лицо и глаза вы будете носить в сердце до конца дней своих.

* * *

Задача священника – не только принять исповедь, но и способствовать нравственному преображению заключенного на основе православной веры.

* * *

К храму заключенные относятся с какой-то собой любовью, и участие в строительстве храма на территории лагеря или тюрьмы воспринимается как общее дело, как дело свободного волепроявления. Храм – это воля в заключении.

* * *

Бог стучится в сердце человека и милостями и наказаниями. Если человек не откликается на призыв милостей Господних, то ему посылаются жизненные несчастия, скорби и страдания. Они призваны остановить бездумный бег человека по жизни, заставить задуматься о путях своих. Так бывает и с отдельным человеком, и с целым народом.

* * *

Отношение к страданиям выявляет духовный уровень человеческой души.

* * *

Страдания заставляют задуматься о пройденном пути, о самом себе, о том, как быть дальше; страдания перерождают и очищают человека от всего наносного, внешнего и мусорного.

* * *

Из-за своей греховности человечество не может обойтись без тюрем. Тюрьмы, количество заключенных в них – это показатель греховности нашего общества.

* * *

Понятие греха есть во всех человеческих цивилизациях. Христианство избавляет человека от последствий греха, а многие современные учения упраздняют само это понятие. Отсюда расцветает грех, множатся преступления и беззакония.

* * *

Не нами дана жизнь, и не нам ее отнимать – для православного здесь все ясно. Но мы не задумываемся над тем, что калечим души тех, кому вменяем в обязанность (или разрешаем) быть палачами. Приговорами к высшей мере наказания мы воспитываем в сознании людей возможность убийства по своему или чуждому решению, мы плодим палачей.

* * *

Наши современные тюрьмы и исправительно-трудовые колонии – это огромные приходы, нуждающиеся в Слове Божием и духовном окормлении, может быть, больше, чем обычные приходы в миру.

* * *

Не большевики первыми убили помазанника – убежденные монархисты совершали цареубийства не- однократно… Шел постепенный, но закономерный процесс расцерковления государства и общества.

* * *

Если ниневитяне, услышав страшное о них пророчество, покаялись, и Бог их помиловал – пророчество не сбылось, – то общего покаяния в русском обществе XIX и XX веков не было, нет его и поныне со всеми вытекающими отсюда последствиями.

* * *

Всматриваясь в глубины далекой и близкой истории, перебирая исторические материалы и литературные произведения разного жанра и стиля, наблюдая и многих современных прихожан наших храмов и околоцерковную публику, приходится со скорбью сердечной признать, что в основной своей массе русский народ был обрядоносцем, не понимавшим ни сущности Церкви Христовой, ни ее истории, ни даже христианских таинств.

* * *

Среди русского народа и его духовенства распространялась и углублялась болезнь духовная – религиозная теплохладность… Вот фон, на котором стали возможны гонения на Церковь в стране с подавляю- щим большинством православного народа.

* * *

Имея столько Божиих заступников за нас – всех святых, в земле Российской просиявших, и имея исторический опыт Святой Православной Церкви, нам следует не предаваться унынию и духовной панике, а надеяться на милосердие Божие, сохраняя чистоту веры и благоговение, – тогда врата адовы не одолеют нашу Русскую Православную Церковь, чадами которой все мы являемся. Сохранять верность ей – необходимое условие нашего спасения. Без Церкви нет христианства.

* * *

Сопоставление научных моделей с «моделью Библии» показывает, что нет никаких оснований для критики библейского описания с точки зрения современных научных представлений. Библейское описание не противоречит им, и приходится только поражаться могучему дару предвидения Бытописателя, изложившего боговдохновенную «модель» возникновения и развития мира.

* * *

Удивительные слова сказаны во второй главе Библии: «И не было человека для возделывания земли» (Быт. 2, 5). Значит, человек был призван, чтобы продолжить дело Божие на земле, украшать землю… Значит, мы призваны на землю, чтобы продолжать Божие дело украшения земли, облагораживания ее, чтобы войти в труд Господень, и человек, сотворенный по образу и подобию Божию, создан с возможностью творчества.

* * *

К творчеству надо подходить с молитвой, со священным мистическим трепетом, с глубокой благодарностью Богу за радость нашего подобия Ему, со страхом перед тем, на что мы используем это дарованное нам подобие.

* * *

Увлеченные своим внешним творчеством, обращенным не к славе Божией, а к славе человеческой, люди забыли о творчестве внутреннем и, забавляясь своими открытиями, изобретениями и так называмыми чудесами техники, как в азартной игре, проигрывают Царство Божие и свое бессмертие.

* * *

Господь сотворил человека после всех других Своих творений, поставив его в средоточии мира, чтобы он мог оглядываться и видеть все существующее. Он не создал его ни смертным, ни бессмертным; жизнь и смерть Он положил перед нами, предложил выбор. Звери остаются такими, какими выходят из чрева матери, ангелы – такими, какими должны быть в вечности. И лишь человек имеет право на свободу выбора.

* * *

Человек может опуститься до животного состояния и возвыситься с помощью Бога до ангельского, ибо в нем заложены семена многообразной жизни; постоянно, закономерно изменяющийся мир дает человеку возможность развиваться и возрастать по своей воле.

* * *

Мир не мог быть построен по Прекрасному Произволу и не иметь законов хотя бы только потому, что человек мог познавать лишь мир, в котором существуют законы; только миром, развивающимся по законам, человек мог обладать, только в нем человек мог проявлять свои творческие способности.

* * *

Проявление воли Божией видно через всю историю человечества, но выражается она в большинстве случаев в виде естественных законов, неприметно для внешнего мира, который даже чудесам не внимает, но знаменательно для христианина.

* * *

Апологетика не дает веры, вера – это дело любви и воли человека и дар Божий желающим его получить, но апологетика расчищает камни и завалы ложных мнений на пути от добросовестного неверия к вере во Христа Спасителя и Бога – Творца «видимым же и невидимым».

* * *

Находясь на шумной площади мира сего с его страстями, гневом, обманом, апологетика должна быть по своей тональности спокойной, корректной, доброжелательной к добросовестному неверию и щепетильной к фактическому материалу.

* * *

Изучение природы может быть подобно молитве.

* * *

Путь волхвов – это путь от изучения природы к Библии, от Библии – к непосредственному богообщению.

* * *

Когда на нас находит уныние, вспомним, что Христос воскрес.

* * *

Через новейшие научные открытия Бог зовет к Себе ученых, а вслед за ними все человечество, уповающее на науку. Так же как мудрых звездоблюстителей – волхвов Христос привлек к Себе появлением необычайной звезды, а Петра-рыбаря поразил множеством пойманных рыб.

Православие и мир