Священник Димитрий Шишкин: Два человека

Недавно общался со старым коммунистом, с одним из тех, кого раньше называли «настоящими», то есть с тем, кто был крещен, жил по совести как мог, по правде, но притом в Бога не верил категорически. Но в последнее время вроде бы наметились в этом направлении некоторые подвижки, так что родственники попросили его поисповедовать и, если возможно, причастить. Я приехал.

Фото © http://www.stihi.ru/2015/04/01/801

Дедушка уже не ходячий, после инсульта, говорит не очень хорошо, но всё же в твердом уме и доброй памяти. Я приготовил всё необходимое, а потом объяснил ему  в двух словах, что такое таинство исповеди и причастия. Он слушал не перебивая. Тогда я начал читать молитвы, а в момент, когда положено исповедоваться стал рассказывать ему о вере православной, о том, в чем и почему надо каяться.

И вот я рассказываю ему о Боге, о том, что Он творец мира и что в Нём есть последняя цель человеческой жизни и радость и упокоение. Что главный наш грех – это неверие в Бога. И тут этот коммунист, слушавший до сих пор спокойно и благостно, начал пыхтеть, тяжело дышать, затряс головой и вдруг выдал гневную тираду, суть которой в том, что нет, мол, я в это всё не верю. Может и есть там что-то, а может и нет, кто того Бога видел. "Я верю в другое..."

- А во что же вы верите, - поинтересовался я?

- Я верю в труд, в человека труда. В справедливость, в порядочность верю,  – был ответ. - Но весь этот ваш маскарад (здесь он матерно выругался). Мне этого не надо, не хочу…

После этого можно было разворачиваться и уходить. Но мне стало интересно, чем же на самом деле живет старик и я сдержался и постарался ответить спокойно:

- Так и Бог в человека труда верит. В чем тут противоречие? Без труда ничего доброго достичь невозможно. Тем более духовного совершенства. А насчет того что Бога никто не видел… Скажите, вы жену свою любите, детей?

- Да, конечно.

- А кто эту Вашу любовь видел?

- Ну как… - замешался он… - Ну вот живем же ведь… как-то…

- Нет, ну Вы мне на ладонь положите любовь, чтобы я её увидел.

- Но это невозможно.

- То есть Вы хотите сказать, что любовь Ваша это нечто нематериальное?

- Вот именно.

- И воплощается она в конкретных делах и поступках.

- Ну да.

- Вот так и Бог. Он есть любовь, понимаете, Он Дух, - это другое… Его нельзя вот так взять и пощупать, увидеть… Но любовь Его проявляется в заботе о нас всех, обо всём мире и о людях – особенно. И всё то лучшее, что есть в жизни человека – это всё от Бога. А теперь скажите мне. Вот Вы привыкли жить честно, по совести. Скажите мне – неблагодарность – это хорошее качество?

- Нет, конечно. Очень плохое.

- Так как же мы, пользуясь добром от Бога, Его любовью, не только не благодарны Ему, но и знать Его не хотим, как какие-то скоты несмысленные. Да и те ещё, думаю, более благодарны чем мы.

Старик притих, слушая благостно, улыбаясь, чуть не со слезами умиления на глазах и вдруг, словно припомнив что-то, опять начал сопеть и выдал:

- Нет, не могу я это принять. Нас другому учили, понимаете?

- Ну так и что же. Учили-то люди и они могут ошибаться как всякий человек. Что-то может и правильно и хорошо из того, чему вас учили, а что-то и нет. На то нам и ум, чтобы разбираться… Вот скажите мне, у вас бабушка и дедушка верующие были?

- Да, верующие.

- Так неужели они глупее были тех, кто Вас безбожию учил, неужели они плохие люди?

- Да нет…

- Ну так почему же им вера не мешала быть людьми добрыми, порядочными и справедливыми? Потому что источник всего этого и есть Бог и всё это есть качества Самого Бога и без Него никакого добра, справедливости и порядочности быть не может. Вы это поймите. Больше того, многие честные и порядочные коммунисты оставляют сейчас свою безбожную идеологию и приходят к вере православной именно потому, что понимают – смысл добра справедливости и порядочности – в Боге. Без Бога ничего этого быть не может. И то, что есть атеисты, коммунисты и безбожники добрые и порядочные и справедливые – только говорит о том, что Бог любит всех и не лишает людей добра, даже если они не верят в Него. Но после смерти за своё неверие, конечно, придется ответить.

Знаете, я как-то разговаривал с ректором университета. Так вот он говорил: «Батюшка, я старый коммунист, функционер, но к вере, к Церкви отношусь очень хорошо и знаете почему? Потому что когда было великое, мощное государство я видел, что всё это держится на коммунистической идеологии. А когда коммунизм рухнул - я увидел что другой силы способной сохранить и возродить страну, кроме православия – нет». Вот его слова. И я с ним совершенно согласен. Посмотрите. Сколько партий сейчас, сколько жуликов, воров, прохиндеев всяких, растаскивают страну по частям, а что нас может объединить в единый народ? Только вера.

Дедушка молчал.

- Вы согласны со мной?

Он кивнул согласно и – вижу – опять благостно.

Точно два человека в нем сошлись и борются, спорят между собой непримиримо. Гражданская война в одной душе, в одном сердце.

- Вот вы назвали маскарадом священников, ризы, облачение, исповедь и причащение даже. Но я думаю не со зла назвали, а не подумав хорошенько. Потому что это не маскарад, а обряд. Это разные вещи. И в вашей традиции коммунистической ведь тоже был свой обряд. Вспомните: галстуки пионерские, значки, трубы, барабаны, красные уголки, грамоты, знамена… Разве всё это не являлось естественным выражением вашей веры, идеологии? Вот так и наши православные таинства и обряды – есть естественное и искони, веками хранимое выражение нашей православной веры. Просто это надо принять и всё, не ломая голову и копья, там где нужно простое смирение.

- Вы согласны со мной?

Он растроганно кивнул, а я ещё несколько слов сказал о грехах против ближних: тут он уж без сомнений во всём был со мной согласен, изъявил раскаяние и я прочитал разрешительную молитву. Потом взял заготовленные Святые Дары, прочитал молитвы перед причастием и стал причащать дедушку. Но едва частичка оказалась у него во рту, как он опять запыхтел, сморщился недовольно и совершенно неожиданно выплюнул частичку на плат. У меня аж сердце перевернулось. Я, не трогаясь с места, говорю ему, аккуратно так: «Нет, так нельзя. Это Святые Дары, нужно их проглотить». Взял осторожно частицу лжицей и снова вложил ему в рот. На этот раз он послушался, принял Причастие, а я дал запить водой чтобы он уж точно проглотил частичку.

После этого старик успокоился.

Простились мы с ним по-доброму и примирено. Теперь только молюсь – Господи, удержи беса «сожаления», чтобы он не овладел его душой. Чтобы не примыслилось старику, что причащение – это предательство «светлых коммунистических идеалов» и прочее. Потому что я понимаю - дедушка сам с этими помыслами не справится, если накроют. Только если Господь его оградит. Дай ему Господи познать сладость Твоего добра, Твоей любви, Твоего прощения, выше которого ничего нет!

И вот что я почувствовал очень остро после этой встречи. Главное преступление коммунистов  в том, что они «исхитили» у Бога всё, что принадлежит Ему по существу: добро, правду, справедливость, жертвенность и внушили людям, что всё это может существовать само по себе. А Богом называли что-то своё – выдуманное – и прививали к этому придуманному и навязанному, «картонному» образу отвращение и неприязнь. И выросло целое поколение, которое, условно говоря, питаясь Богом – не знало об этом и хулило Его, называя Им всё то глупое и нелепое, что коммунисты, а точнее сами бесы, хотели представить Богом. Обман, страшный обман, который стал возможен, конечно, только вследствие отступления народа в массе своей от истинного познания Бога.

И вот какое главное осталось у меня ощущения от общения с этим дедушкой – добрый, но крепко одураченный человек! И сколько таких было, да и есть ещё на нашей земле. Господи, приведи нас всех к покаянию, к познанию истины!

Блог о.Димитрия