Протопресвитер Александр Шмеман: Значение Причащения

"Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" (1 Кор. 11:29). Задумаемся над истинным смыслом этих слов. Ни ранняя Церковь, ни Отцы не понимали их в том смысле, что альтернатива недостойному причащению заключается в воздержании от Причастия, что благоговение к Таинству и боязнь его профанации должны привести к отказу от вкушения Святых Даров. Очевидно, что так не думал и сам ап. Павел, в посланиях и увещеваниях которого мы находим первую формулировку этого кажущегося парадокса, который на самом деле составляет основу христианской "этики" и источник христианской духовности.

Подробнее...

Архимандрит Тихон (Агриков): Проповедь о церковной свече

Возлюбленные братия и сестры! Случалось ли вам, стоя в храме за тихим вечерним богослужением, вдруг почувствовать всей глубиной души, как дорог вам этот дом Божий, как все в нем близко вашей душе, как все в нем прекрасно, возвышенно, свято, таинственно, назидательно? Случалось ли вам живо ощутить глубокий смысл и назначение всего, что совершается в храме Божием? Увы, дорогие мои. Мы часто приходим в храм, стоим, ничего не сознавая, не стараясь проникнуть в смысл богослужения, даже не внимая чтению и пению. А между тем в храме даже самая малая деталь может дать великое назидание.

Подробнее...

Отец Александр Ельчанинов: Что такое гордыня?

Раздел: О главном

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке. И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить – высокомерие, надменность, чванство, – все это разные виды одного основного явления – «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Подробнее...

Александр Ткаченко: Об осуждении

Раздел: О главном

Почему христианство так категорично запрещает осуждение ближнего? Ведь осуждают люди друг друга отнюдь не за выдающиеся заслуги и добродетели, а за безнравственное поведение. Или, выражаясь языком христианской аскетики, — за грехи. Но разве грех, с точки зрения Церкви, не достоин порицания?

Подробнее...

Архимандрит Тихон (Агриков): Лествица

Раздел: О главном

Сколько приходится слышать жалоб на то, как трудно спасаться. Сколько у нас в жизни печалей и уныния от того, что дело нашего спасения идет плохо. Иной всю жизнь стремится к спасению, ищет прямого пути к совершенству, и все у него не очень хорошо получается, все никак не приблизится он к своей цели. Иной все силы полагает на то, чтобы оторваться от греха, и это ему никак не удается, грехи тянут вниз, обременяют жизнь, сознание, душу...

Подробнее...