Церковь чтит память праведного Авраама праотца и племянника его Лота

Avraam-PravedПовесть об Аврааме открывает собой историю народа Божия и читается в первой книге Библии.

«И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое» (Быт.12:1-2). Здесь – переломный момент в духовной истории человечества.

Смысл призвания Авраама, жителя знаменитого шумерского города Ура (названного в Библии «Уром Халдейским»), определяется тем, что некогда в нем «благословятся все племена земные» (Быт.12:3). Он и его будущий народ избираются как временные (до пришествия Мессии) представители всего человечества, единого по крови и отношению к нему Бога, избираются на служение всему человечеству.

Из Месопотамии Авраам идет в страну Ханаанскую, ставшую для него и будущих потомков Землей Обетованной («обещанной» Богом), и живет здесь, кочуя вдоль Средиземного моря. Местные жители называют его «евреем», т. е. «переселенцем из-за реки (Евфрата)» и относятся с почтением. Авраам принимает участие в разгроме карательной экспедиции месопотамских царей, освобождает пленённого Лота и получает благословение Мелхиседека, являющегося прообразом самого Христа. Торжественное заключение союза («завета») Бога с Авраамом, названного позднее «старым» (ветхим), становится началом пути к новому союзу-завету. Его телесное знамение – обрезание, а знак обещания потомства – перемена имени: вместо Аврам ("великий по отцу") – Авраам ("отец множества", т. е. «отец многих народов»).

Авраам раскидывает шатер у дубравы Мамре (близ Хеврона) и принимает здесь Трех Странников, изображаемых обычно в виде ангелов, что истолковывается как прикровенное явление Святой Троицы. Этот эпизод его жизни породил замечательный иконографический тип «Троицы ветхозаветной», вершиной которого стала «Троица» кисти Андрея Рублева. Ангелы между тем спасают Лота, живущего в Содоме, – единственного нормального в городе человека (все остальные – представители «сексуальных меньшинств»), и павший с неба огонь уничтожает это место нравственной заразы.

Призвание Авраама бессмысленно без рождения сына, но он стар, а жена неплодна. Бог же предлагает ему сосчитать звезды на небе, говоря: «столько будет у тебя потомков!» Не насмешка ли это? Но «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6; Гал.3:6).

Сначала рождается Измаил от служанки Агари (родоначальник арабов), а потом и законный наследник Исаак от престарелой Сары. Мальчик подрос, и вдруг последовало последнее, неимоверное испытание веры старца: он должен принести Исаака в жертву! Авраам заносит нож над отроком, но ангел отводит его руку (вспомним эрмитажное полотно Рембрандта). Так выясняется сущность понятия «вера»: это не философская вера в Бога (сомнение в Его бытии возможно в одном случае, смотрите Пс.13:1), а вера Богу – верность и доверие. Вскоре умирает Сарра, и Авраам покупает для ее погребения пещеру Махпеле и клочок земли, а затем сам получает упокоение в этой родовой гробнице.

 

Источник: Azbuka.RU