Церковь чтит память преподобной Досифеи затворницы, Киевской

dosifeyБиографические сведения о Досифее Киевской крайне скудны и противоречивы. Первоначальное Житие было составлено, вероятно, в конце ХVIII в., вскоре после ее кончины.

Анонимное рукописное жизнеописание Досифеи конца ХVIII в. на полулисте синей бумаги было обнаружено в семейном архиве А. Лашкевича и опубликовано им в журнале «Киевская старина».

Согласно этому повествованию, насельник Киево-Печерской Лавры рясофорный монах Досифей происходил из «великороссийских крестьян», бежал от боярина, желая принять постриг. Пришел в Киев, но, как «беглый раб», не смог поступить ни в один монастырь. Тогда он выкопал для себя небольшую пещеру за пределами Киева - на Китай-горе, близ лаврской Китаевской пустыни, и долгое время подвизался «в великом воздержании».

В документах сведения о подвижничестве Досифеи впервые встречаются в запросе 1744 г. киевского генерал-губернатора М. И. Леонтьева «о жительствующих при Китаевской пустыни в ямах Досифею и Гавриилу, в кого они исповедуются и причащаются». Хронологически запрос совпадает с посещением Киева императрицой Елизаветой Петровной. Государыня жила в доме архимандрита Киево-Печерской обители, где, вероятно, могла слышать о пещерниках. Согласно рукописи, опубликованной Лашкевичем, во время визита императрицы Елизаветы состоялась ее беседа с Досифеем. После этой встречи государыня распорядилась постричь пещерника в рясофор. На следующий же день состоялся постриг, но Досифей продолжал жить в пещере.

Вероятно, после указа о запрете отшельничества (сер. 60-х гг. XVIII в.) Досифей оставил китаевскую пещеру и получил келью возле Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. В 1766 г. Досифея, который уже был в монашеском чине, вновь перевели из Дальних пещер в Китаевскую пустынь.

Документы свидетельствуют о широкой известности старца, который к 1766 г. «не только в Киеве, но везде, чуть не по всей России, разглашен затворником и немалым святцем». Причиной перевода в пустынь стала жалоба на Досифея бунчукового товарища Федора Савича, который утверждал, что его жена в результате бесед со старцем решила принять монашество, оставила дом и поселилась в киевском в честь Вознесения Господня и св. Флора и Лавра монастыре. После разбора жалобы Савича духовный собор Киево-Печерской обители постановил перевести Досифея снова в Китаевскую пустынь «с тем, чтоб он там жил не затворнически, но в кельи… дабы ж он не с кем и разговоров никаких уединенно без присутствия другого брата не имел, о том, как и о всем выше писанном, в надлежащих обстоятельствах накрепко предложить тамошнему отцу начальнику иметь непрестанное наблюдательство и, что происходить будет, рапортовать». Датировка этого документа (1766) не совпадает с данными рукописи из архива Лашкевичей.

В последней говорится, что после указа о запрете отшельничества Досифей по распоряжению лаврского начальства поселился как затворник в Дальних пещерах Лавры, а в 1774 г. «по совету» Киевского митр. Гавриила (Кременецкого) архимандритом Зосимой (Валкевичем) был переведен в Китаевскую пустынь, где жил в уединенной келье у пруда.

В источниках существуют разночтения и в указании года кончины Досифеи - от 1775 (по рукописи из архива Лашкевичей, преподобный умер в возрасте ок. 100 лет) до 1778 г. Киевский митрополит Евгений (Болховитинов) впервые привел надпись на могиле Досифеи в Китаевской пустыни: «На… гипсовом гробе написано словами: 1776 года сентября 25 умре Досифей М.» (Евгений (Болховитинов). В книге записи погребений Лавры за 1890 г. зафиксирована другая надпись на могиле: «Здесь покоится тело почившаго схимонаха Досифея, скончавшегося в 1776 [или 1778] году Сентября 25».

Наиболее достоверной датой кончины Досифеи следует считать 1777 г., на который указывает дело из лаврского архива. 26 сентября 1777 г. послушник Григорий Черневский сообщил лаврскому архимандриту Зосиме о смерти Досифея. В резолюции предлагалось «монаха Досифея тело внесть в церковь и, отправив обыкновенное монашеское погребение, похоронить его по левую сторону каменной [Троицкой] церкви» и составить опись оставшемуся по умершему имуществу, что и было исполнено.

Биографические сведения о Досифее, изложенные в литературе 2-й пол. ХIХ - нач. ХХ вв., легендарны и запутанны. В 1873 г. в Соловецком патерике впервые была опубликована информация, перекликавшаяся с популярными в народной литературе сюжетами, что Досифей на самом деле являлся девицей. Согласно приведенному в патерике житию пустынника Феофана, который являлся келейником Досифея, последний скончался после 30-летнего затворничества в Китаевской пустыни в 1778 г., на 53-м году жизни. Затем, без какой-либо аргументации, автор патерика рассказывает: «После сделалось известным, что затворник Досифей была девица Дария из рязанских дворян Тяпкиных».

Согласно патерику, с 2 до 9 лет Дарья жила в келье своей бабушки, насельницы московского в честь Вознесения Господня монастыря монахини Порфирии. За это время она настолько привыкла к монашескому образу жизни, что не смогла приспособиться к мирскому по возвращении домой. В 15-летнем возрасте Дарья «скрылась» во время прогулки с сестрами в роще. Спустя 3 года одна из сестер с матерью, посетив Троице-Сергиеву Лавру, увидела некоего юного монаха, похожего на Дарью, и просила знакомого иеромонаха привести его к себе. Но инок, после того как ему передали просьбу, исчез.

Спустя 20 лет сестра Дарьи посетила Китаевскую пустынь и беседовала со старцем, который посоветовал «не допытываться, если кто из родных скрылся ради Господа». Лица монаха она не увидела. Приехав спустя некоторое время в Китаево, она не застала старца в живых. Вероятно, история из Соловецкого патерика, объединенная со сведениями, почерпнутыми из опубликованной в «Киевской старине» рукописи, легла в основу позднейшего жизнеописания Досифеи, составленного послушником Киево-Печерской Лавры Владимиром Зноско: «Рясофорный монах (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской Лавры и первый руководитель-наставник прп. Серафима Саровского» (К., 1906).

Книга была издана типографией Киево-Печерской Лавры вскоре после прославления прп. Серафима Саровского. Именно это Житие Досифеи получило наибольшее распространение и известность, в ХХ - нач. ХХI вв. вышло несколько брошюр с пересказами этого предания с искажениями исходного варианта. В 2003 г. в Киеве издано Житие с акафистом и молитвой Досифее (Новая редакция выполнена по переизданию 1911 книги тогда уже свящ. В. Зноско с некоторыми изменениями и дополнениями.)

Работая над жизнеописанием старца, Владимир Зноско, по-видимому, осознавал отсутствие убедительных доказательств в предании о Дарье Тяпкиной, в результате чего в конце составленного им жизнеописания появился рассказ об узнавании старца-девицы его сестрой: «И только по смерти Досифея, когда сестра его во второй раз приехала в Киев и, не застав старца в живых, стала осведомляться о его жизни и взглянула на его портрет, всем стало известно, что затворник Киево-Печерской Лавры Досифей был не мужчина-монах, а девица Дарья из рода рязанских дворян Тяпкиных».

Косвенным доказательством такого отождествления послужила и якобы имевшаяся посмертная записка Досифеи, которая приводится Зноско, но не упоминается ни в других жизнеописаниях старца, ни в сохранившихся документах: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь, предать его обычному погребению». После издания книги Владимира Зноско существование этой записки не вызывало сомнений у почитателей старца. Более того, данный «факт» повлек за собой новые вымыслы.

Так, в 1999 г. была переиздана вышедшая впервые в 60-х гг. XX в. в Мюнхене книга И. Н. Никодимова «Воспоминание о Киево-Печерской Лавре», в которой к неверно пересказанному повествованию о «Досифей-девице» добавлено то, что братия вопреки завету старца переоблачили его, с удивлением обнаружив, «что старец Досифей был женщиной». В «Воспоминаниях» приведен также никогда не существовавший текст с надгробной плиты старца: «Здесь покоится прах Досифей-девицы», несмотря на то, что надпись с реально существовавшего памятника процитирована Зноско: «1776 года сентября 25 умре Досифей».

В нач. 90-х гг. XX вв. на предполагаемом месте захоронения старца установлен памятник с надписью: «Рясофорный монах Досифей. Ск. 25.IX.1776 г. Господи, упокой душу раба Твоего в селениях праведных. Вечная память». В 1993 г. Досифея была канонизирована Собором УПЦ. Память отмечена под 25 сентября. В 1994 г. издательский отдел УПЦ переиздал книгу Владимира Зноско, дополнив портретом Досифеи, на котором преподобный изображен безбородым старцем. Вероятно, портрет перепечатан из 1-го издания книги Владимира Зноско 1906 г., возможно, выполнен специально для него или в период подготовки к канонизации прп. Серафима Саровского (Зноско не уточнил происхождение портрета). Упоминания о более ранних изображениях Досифеи неизвестны.

 

Источник: официальный сайт Святой Успенской Киево-Печерской Лавры