Церковь празднует Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Сегодня отмечается один из самых важных и любимых праздников Православной Церкви — Преображение Господне.

Преображение Господне — описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе.

Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнес: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1), а спустя шесть дней взял трех ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). Увидев это, пораженный и испуганный Петр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк.9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф.17:5). Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк.9:9).

В народной традиции этот праздник называется также Яблочный Спас или Второй Спас.

Накануне праздника служится Всенощное бдение. После заамвонной молитвы на Литургии в этот день освящаются плоды нового урожая — виноград (первые плоды шли на вино для Евхаристии) и в районах, где он не вызревает, яблоки. Существует традиция соблюдать так называемый «яблочный пост» — не есть новых яблок и винограда до освящения. В день Преображения Господня на трапезе разрешается рыба.
 
 
 

Господь взошел на гору не один. Он взял с собой трех учеников. На горе Фавор у них открылось иное, духовное зрение, и они смогли увидеть Свет, преобразивший Христа. После этого Спаситель впервые заговорил о Своей мученической кончине и воскресении. В то время Апостолы не поняли Его, потому что, в согласии с еврейской традицией, видели в Христе будущего земного царя и освободителя от иноземного владычества. Христос же готовился к Крестным страданиям и унижениям Голгофы и показал трем ученикам Свое Преображение, чтобы они засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на Крестные муки.

История установления праздника: Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 27 сентября (14 сентября по ст. ст.) Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. По всей видимости, праздник Преображения был установлен уже в IV веке – в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. Об этом так же свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. Сохранилось слово св. Андрея Критского (635-680) на Преображение Господне. В этом слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного церковного торжества. В VIII веке свв. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны на этот праздник, которыми Православная Церковь прославляет событие и в настоящее время.

Иконография праздника Преображения своими корнями уходит в далекую древность, когда большую роль играли символические формы представления библейских сюжетов. Покровский приводит в качестве первого хронологически определенного примера мозаики Св. Аполлинария в Равенне. В VI же столетии произошел переход от символических форм изображения к прямым, и в мозаике церкви Святой Екатерины на Синае мы уже видим все фигуры, изображение которых в дальнейшем закрепится в каноническом представлении сюжета: Спаситель, по сторонам которого стоят Моисей и Илия, и три павших ниц апостола внизу. В дальнейшем сюжет почти не подвергался изменению. Спаситель обычно изображался в белых одеждах (согласно Евангелию) и в ореоле круглой или овальной формы. Чаще всего Моисей изображался молодым, а Илия – старцем, но встречаются редкие варианты, изображающие Моисея мужчиной средних лет. В руках Моисей обычно держит книгу или, в более поздних вариантах, скрижали Завета. Базовый сюжет может быть дополнен следующими деталями: а) Моисей восстает из гроба, а Илия выходит из облаков. Покровский указывает, что `это наглядное выражение древней по своему началу мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых: они явились, по словам Иоанна Златоуста, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; сверх того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым`. Выражение этой мысли приводится в служебной минее в нескольких местах: ` от земли убо — апостоли, яко с Небесе же — Фесвитянин Илия, Моисей же — от мертвых` (6 авг. 3-й тропарь ин. ирмоса 8-ой песни); `Моисей же и Илиа Тебе предсташа, мертвым и живым Тя Господа поведающе` (6 авг. 2-ая песня стих. на хвал.). б) Моисей и Илия переносятся ангелами к месту Преображения на облаках (на иконе из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского); в) с левой и правой стороны иконы добавляются сцены, в которых Спаситель восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы соответственно.

 

Источник: официальный сайт Святой Успенской Киево-Печерской Лавры