Церковь чтит память прп. Паисия Киевского, Христа ради юродивого

Блаженный Паисий(в миру – Прокопий Яроцкий, †1893) родился в 1821 году в городе Лубны Полтавской губернии в многодетной семье мещан. Его мать была глубоко верующей и благочестивой женщиной, и всех своих детей воспитала в благочестии и чистоте. Особенно она любила принимать и покоить странников и богомольцев.

Прокопий был самым младшим в семье. С раннего детства он отличался от всех глубокой религиозностью и умом. После смерти отца дела семейства пошатнулись, и мать отвезла мальчика к старшему сыну в Киев, где Прокопий был определен в Киево-Подольское духовное училище. Здесь он особенно полюбил уроки Закона Божия и чтение житий святых. Отлично зная церковный устав, Прокопий читал и пел на клиросе, а также прислуживал в алтаре. Любил он и Киево-Печерскую Лавру, и со временем в нем окрепло желание подражать жизни Печерских угодников.

Юноша стал задумчив и нелюдим, часто убегал в Лавру, что вызывало замечания со стороны начальствующих. Его уволили из училища, после чего он некоторое время служил писцом в киевской городской управе, а затем тайно ушел из дома брата в Киево-Печерскую Лавру.

Его приняли в обитель на временное послушание. В этом неопределенном положении он пребывал около трех лет, поскольку долго не мог собрать нужных бумаг: требовалось письменное согласие матери, братьев, увольнение от Луганского мещанского общества, утвержденного Полтавской казенной палатой.
       
Потеряв надежду на поступление в обитель, Прокопий хотел уже уйти из нее, но опасно заболел и был отправлен в братскую больницу. Там юноша удостоился чудесного видения: Божия Матерь открыла ему его будущий подвиг и упрекала в малодушии. Прокопий остался в Лавре, и 23 марта 1850 года был зачислен действительным послушником. Своим духовником он избрал преподобного Парфения. С благоговением юноша наблюдал за жизнью и второго великого старца – блаженного Феофила.
       
Усердно трудясь на клиросном послушании, Прокопий не раз подвергался насмешкам своих товарищей – клирошан, из-за чего он еще более усугубил свой молитвенный подвиг.

К первоначальным проявлениям юродства Прокопия можно отнести то, что в храме он никогда не читал по книге, а напамять, перевернув при этом книгу. К Матери Божией обращался на «Вы»; иногда вел себя странно в храме, или подрясником вытирал перила.

В 1853 году послушник Прокопий был переведен записчиком в Голосеевскую пустынь. Направляя юношу на новое послушание, Духовный Собор Лавры рекомендовал его как человека благонадежного, скромного и честного.

В Голосеево Прокопию было поручено еще одно послушание: читать молитвенное правило владыке Филарету. Спустя год, по благословению святителя, скитоначальник иеросхимонах Моисей постриг его в рясофор с именем Паисий. Вскоре после пострига отец Паисий вернулся в Киево-Печерскую Лавру, где вскоре и начал свой трудный высокий подвиг юродства.

Он стал вести себя, как безумный, скитался по киевским монастырям, приходя в Лавру на богослужения, спал где придется и как придется, да и никто не видел его спящим по-настоящему. Одевался очень бедно и убого, на голове носил грязную повязку, а на ногах – дырявые валенки или сапоги без подошв. В руках неизменно держал палку, обмотанную тряпкой. Если кто-то дарил ему рясу, он сначала выпачкивал ее в грязи или отрезал кусок полы или раздирал в нескольких местах и только тогда надевал, а подрясники всегда отдавал нищим. За каждую поданную ему милостыню клал земные поклоны, поминая всех жертвователей поименно.

Питался блаженный остатками с братского стола, смешивая в своей тарелке все кушанья сразу; остатки складывал в маленький горшочек и прятал «про запас», чтобы спустя время съесть эту уже несъедобную для обычного человека пищу.

Терпел много насмешек, получал плевки в лицо, бывал неоднократно бит, но все прощал своим обидчикам и кротко молился за них.

За такое смирение и добровольное мученичество Господь прославил Своего угодника даром чудодейственной молитвы, прозорливости и исцелений, а также одарил его великой сострадательной любовью к людям, которую преподобный скрывал под покровом юродства. К каждому преподобный обращался «душечко» или «душко»; все проступки и грехи, тайные намерения и мысли собеседника как бы переводил на себя и обличал, словно свои собственные.

Блаженный старец предвидел убийство русского императора Александра II, назначение на Киевскую митрополичью кафедру святителя Иоанникия (Руднева, †1900) и многое другое. Он всегда вовремя появлялся там, где нужно было утешить унывающих, примирить ссорящихся, ободрить подвизающихся.

Со временем блаженного Паисия полюбил весь Киев. С 1867 года преподобный жил в Китаевской пустыни, а в 1879 году был помещен в Китаевскую братскую богадельню, и сам, будучи немощным, с великой любовью ухаживал за более немощными страждущими братиями. Блаженный  немало послужил и своей больной матери  и проводил ее в последний путь.

День кончины старец предузнал заранее. Чувствуя приближение смерти, он ушел в Лавру, где был помещен в братскую больницу. 17 апреля 1893 года блаженный тихо скончался после причащения Святых Христовых Таин. Его похоронили на братском кладбище в Спасо-Преображенской пустыни, приписанной к Киево-Печерской Лавре (в советское время пустынь была упразднена). Кончину блаженного Паисия оплакивал весь Киев.

 

Источник: сайт Свято-Покровской Голосеевской Пустыни

Читайте подробнее: Житие прп. Паисия Киевского, Христа ради Юродивого