Церковь празднует Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских

Vse-otcy-pechЧеловек есть создание общественное. Как личность он реализуется лишь в общении с другими. В монашестве этим «другим» является Сам Бог. Тайна монашеской жизни заключается в том, что тот, кто принял монашество, полностью ориентирует свою жизнь на Бога. Инок сознательно и добровольно отказывается не только от супружеской жизни, но и от много другого, доступного обычным людям. А делается все это ради того, чтобы максимально отдать себя на служение Богу, Ему посвятить всю свою жизнь, все свои мысли и дела.

Сегодня около 5000 насельников и насельниц 170 монастырей каноничной Украинской Православной Церкви свидетельствуют о живом духе нашего Православия. Ведь именно наличие людей, готовых к самопожертвованию, говорит о действии в Церкви Святого Духа и о том, что когда есть кому жертвовать собой, то есть и Тот, ради Кого приносится эта жертва.

На Руси всегда любили святость и почитали Божиих угодников. Так и мы с вами, братия и сестры, во второе воскресенье Великого поста, будем почитать память всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Промыслом Божиим, во времена княжения благоверного князя Ярослава Мудрого, в небольшой пещере, устроенной в горе, неподалеку от тогдашнего Киева, поселился преподобный Антоний, родоначальник русского монашества. В 1051 году он вернулся на родину со Святой Горы Афон, где принял монашеское постриг. Местом своего подвижничества преподобный избрал пещеру, где когда-то уединялся в молитве митрополит Иларион. Впоследствии к пещере преподобного за благословением и духовным советом начали приходить многочисленные посетители, а те, кто желал принять монашество, оставались с ним. Иноки выкапывали себе новые келии, соединяя их длинными подземными коридорами, и там же, в пещере, обустроили подземную церковь. Так образовалась Печерская обитель, которая удостоилась особого покровительства Царицы Небесной и сделала Клев третьим, после Иерусалима и Афона, Ее уделом.

Основателем общежительного монашества на Руси стал сподвижник преподобного Антония Печерского преподобный Феодосий, который еще юношей пришел к нему и принял в его пещере монашеское пострижение. По благословению преподобного Феодосия в Печерской обители был введен монастырский устав, привезенный из Константинополя. Со временем он был принят во всех наших монастырях.

С тех пор определились на Руси два типа монашеской жизни по двум его образцам, явленным преподобными Антонием и Феодосием. Первый — это уединение в пещерах и затворах, подвиг особенно тяжелый и высокий. Второй — монашеское сожительство, которое воспитывает у братии такие необходимые для инока добродетели, как терпение, смиренность, послушание, братскую любовь, отречение от собственной воли и подчинение правилам монастырского устава.

Настолько великой и плодотворной была сила благодати Божией в Печерской обители, что именно здесь зародился особый подвижнический дух русского монашества и прославилось огромное количество святых угодников Божиих.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра благодаря святым и богоносным отцам, которые просияли в ней своими подвигами, известна сегодня всему, и не только православному, миру. Именно здесь, в Лавре, на киевских холмах, впервые в истории русской святости появились не один, не два или несколько, а целый собор — около ста двадцати! — чудотворцев и праведников.

В этом сонме святых можно найти все виды аскетического подвижничества: пещерничество, юродство Христа ради, молчальничество, затворничество, ношение вериг, постничество, бодрствование без сна и даже мученичество. О подвигах Киево-Печерских святых нам рассказывает патерик, в котором отображена лишь малая часть подвигов этих тружеников спасения. Многих из них, о ком не осталось письменных свидетельств, прославил Сам Бог, представив их чудотворные мощи.

Глубоко поучительными и красноречивыми являются уже сами имена этих святых монахов: Лаврентий затворник, Кукша преподобномученик, Сергий Послушливый, Иоанн Многострадальный, Пимен постник, Онуфрий Молчаливый, Онисифор исповедник...

Разнообразными были и дары святости, посланные Господом Своим угодникам Печерским, о чем также мы узнаем из их имен: Григорий Чудотворец, Матфей Прозорливый, Дамиан Целитель, Агапит врач безмездный и тому подобное. Одним из таких даров особенной милости Божией является чудо мироточения от глав неизвестных тридцати подвижников, которое происходит в обители уже в течение нескольких сотен лет.

Великой и несравненной является моральная сила подвига преподобных Киево-Печерских отцов. Она, бесспорно, оказала огромное влияние на самосознание народа, проявив наилучшие черты национального характера наших людей: веру, надежду, мудрость, милосердие, смиренность, кротость, стойкость, мужество, щедрую доброту. И, как венец всего, — святую всепобеждающую Любовь, высшим проявлением которой является самопожертвование ради ближнего.

Этические принципы Печерской обители, сформированные и воплощены в жизнь ее подвижниками, стали для Руси живым образцом осуществления Евангелия, той закваской «чистоты и истины» (1 Кор. 5, 8), той «солью земли» (Мф. 5, 13) и «светом мира» (Мф. 5, 14), которые преобразили и возвели к высотам Божественного идеала душу нашего боголюбивого украинского народа.

Лаврские пещеры, освященные молитвами преподобных, где почивают их святые и нетленные мощи, за тысячелетие посетило несметное количество паломников. В коридорах, келиях и храмах стоят гробницы с мощами святых, в нетлении которых можно убедиться собственными глазами. Их коснулась смерть, и, как и все смертные, они переступили порог вечности. Однако тела Божиих угодников за сотни лет не истлели, напротив, они благоухают и подают исцеление и помощь тем, кто с верой и искренней молитвой обращается к ним, они являются живыми, видимыми, а тому убедительными свидетельствами всемогущества и милости Божией. Нетлением святых мощей подтверждается истинность победы Господа нашего Иисуса Христа над смертью. Здесь, возле мощей преподобных, сердцу каждого человека дарится надежда, что по завершению этой временной жизни наступит жизнь лучшая, будущее, которое может быть преисполнено неземной радости и покоя.

Молитвами преподобных и богоносных отцов наших Киево-Печерских пусть Милосердный Господь сподобит и каждого из нас достичь совершенства в меру своих сил и при Его всесильной помощи. Аминь.

Собор всех преподобных отцов Киево—Печерских
Блаженнейший митрополит Владимир

 

Источник: сайт "Православный пост"