-
2023-06-04 Православная Церковь празднует День Святой Троицы
-
2023-06-03 Троицкая вселенская родительская суббота
-
2023-06-02 Церковь празднует обретение мощей свт. Алексия, митр. Московского, всея России чудотворца (1431)
-
2023-06-01 Православные празднуют память благоверного великого князя Димитрия Донского
-
2023-05-31 Церковь празднует память святых отцев семи Вселенских Соборов.
-
2023-05-30 Православная Церковь чтит память Ап. от 70-ти Андроника и св. Иунии (I)
-
2023-05-29 Церковь чтит память прп. Феодора Освященного
-
2023-05-28 Церковь чтит память Преподобного Исаии Печерского
-
2023-05-27 Церковь чтит память Прп. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского
-
2023-05-26 Церковь чтит память мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного
Видео-уроки С.А. Наумова «Буква в духе. Церковнославянская грамота»
Введение |
смотреть
|
Лекция первая | |
Генеалогическая классификация языков | |
Кирилл и Мефодий. Хроника событий | |
Кирилл и Мефодий как творцы церковнославянского языка | |
Лекция пятая | |
Кириллица и глаголица | |
Церковнославянский язык на Руси в Киевский период | |
Второе южнославянское влияние | |
Церковнославянская грамота. Эпоха великих синтезов | |
Церковнославянский язык. Грамматики и словари | |
Реформы патриарха Никона | |
Петр Первый и церковнославянский язык | |
Буква в духе | |
Перевод Библии в XIX веке. Вторая часть. | |
Церковнославянский в русском национальном языке | |
Церковнославянский язык и русская ментальность | |
Церковнославянская грамота. Русская культура | |
Церковнославянская грамота. Ситуация в начале XX века | |
Буква в духе | |
Буква в духе | |
Богослужебный язык и обновленчество | |
Буква в духе | |
Церковнославянский язык в СССР. Часть II | |
Буква в духе. Куда пойти учиться? | |
Церковнославянский язык советской эпохи. Часть 3. | |
Буква в духе. Церковнославянский язык сегодня | |
Церковнославянский язык в русском национальном языке | |
Церковнославянский язык: что почитать? | |
Общий обзор церковнославянской азбуке | |
Буква "Аз" | |
Буква "Е" | |
Буква "О" | |
Буква "И" | |
Буквы "У" и "Я" | |
Буквы для обозначения согласных звуков. 1 | |
Буквы для обозначения согласных звуков. 2 | |
Надстрочные знаки. 1 | |
Острое ударение | |
Титла | |
Буквенная цифирь | |
Знаки препинания | |
Праздничные знаки | |
Введение в историческую фонетику | |
Закон открытого слога | |
Закон открытого слога, продолжение | |
Происхождение славянских гласных | |
Правило слогового сингармонизма | |
Йотовая палатизация | |
Имя существительное | |
Типы склонения существительных | |
Первое склонение | |
Второе склонение | |
Третье склонение | |
1. Дополнение. Четвертое склонение | |
Звательный падеж | |
Местоимения. Общий обзор | |
Указательные местоимения | |
И иже с ним | |
Местоимения и артикль | |
Склонение местоимений | |
Имя прилагательное | |
Склонение прилагательных | |
Степени сравнения прилагательных Субстантивация | |
Числительное в старославянском языке | |
Типы церковнославянских числительных | |
Склонение числительных | |
Основы Глагола | |
Глагольные классы | |
Обзор времен. Часть 1 | |
Обзор времен. Часть 2 | |
Обзор времен Часть 3 | |
Настоящее время | |
Аорист. Часть 1 | |
Аорист. Часть 2. Быти | |
Имперфект, часть 1 | |
Имперфект, часть 2 | |
Будущее время | |
Перфектные времена | |
Плюсквамперфект | |
Причастие | |
Действительные причастия настоящего времени, часть 1 | |
Действительные причастия настоящего времени, часть 2 | |
О сущих младенцах и сущих властех | |
Действительные причастия прошедшего времени | |
Полные и краткие действительные причастия прошедшего времени | |
Эловые причастия прошедшего времени | |
Страдательные причастия настоящего времени Часть 1 | |
Страдательные причастия настоящего времени Часть 2 | |
Сложное дополнение с причастием | |
Дательный самостоятельный | |
Длительные формы | |
Обстоятельственные причастия | |
Повелительное наклонение | |
Желательное наклонение | |
Сослагательное наклонение | |
Двойственное число | |
О наречии | |
Образование наречий | |
Значение наречий | |
Категория состояния | |
Предлоги | |
Союзы, общий обзор | |
Союзы в примерах. Часть 1 | |
Союзы в примерах. Часть 2 | |
Союзы в примерах. Часть 3 | |
Союзы в примерах. Часть 4 | |
Союзы в примерах. Часть 5 | |
Частицы | |
Междометия | |
Введение. Акустика | |
Анатомия речевого аппарата | |
Артикуляционная классификация гласных | |
Звук и фонема | |
От звука к букве | |
Транскрипционные знаки. Часть 1 | |
Транскрипционные знаки. Часть 2 |
Нина Павловна Саблина: «Священный язык»
Видеокурс Н.П.Саблиной «Священный язык» предназначен для всех желающих изучить церковнославянский язык, не только детям, но и взрослым, которые сейчас тоже, по словам Нины Павловны, словно дети, стоят на пороге бесконечного мира познания Божьего Слова. Те, кто уже знаком с церковнославянским языком, в этом фильме также почерпнут много интересного, откроют новые грани восприятия известных понятий.
Используйте кнопку "ПЛЕЙЛИСТ" ("PLAYLIST") в верхнем левом углу окна проигрывателя для быстрого доступа к необходимому уроку
Исповедь внутреннего человека
Внимательно обращая взор мой на самого себя и наблюдая ход внутреннего моего состояния, я опытно уверился, что я не люблю Бога, не имею любви к ближним, не верю ничему религиозному и преисполнен гордости и сластолюбия...
1) Я не люблю Бога. Ибо, если бы я любил Его, то непрестанно размышлял бы о Нем с сердечным удовольствием... Напротив, я гораздо чаще и гораздо охотнее размышляю о житейском, а помышление о Боге составляет для меня труд и сухость. Если бы я любил Его, то собеседование с Ним через молитву питало бы меня, наслаждало и влекло к непрерывному общению с Ним; но напротив.., при занятии молитвою я чувствую труд.., расслабляюсь леностью и готов с охотою заняться чем-нибудь маловажным, только бы сократить или перестать молиться. В пустых занятиях время мое летит безприметно, а при занятии Богом, при поставлении себя в Его присутствие, каждый час мне кажется годом. Кто кого любит, тот в продолжение дня безпрестанно о нем мыслит, воображает его, заботится о нем и при всех занятиях любимый друг его не выходит из его мыслей. А я в продолжение дня едва ли отделяю и один час, чтобы глубоко погрузиться в размышление о Боге... В беседах о предметах суетных, о предметах низких для духа я бодр, я чувствую удовольствие, а при рассуждении о Боге я сух, скучлив и ленив.
Поучение в законе Господнем не производит на меня впечатления, не питает души моей, и я это почитаю не существенным занятием христианина, но как бы побочным предметом, которым я должен заниматься разве только в свободное время, на досуге...
2) Я не имею любви к ближним. Ибо не только не могу решиться для блага ближнего положить душу мою (по Евангелию), но даже и не пожертвую моей частью, моим благом и спокойствием для блага ближнего. Если бы я его любил по Евангельской заповеди, как самого себя, то несчастье его поражало бы и меня, благополучие его приводило бы и меня в радость. Но, напротив, я с любопытством выслушиваю повести о несчастии ближнего, не сокрушаюсь о нем, а бываю равнодушным, или, что еще хуже, – нахожу как бы удовольствие в его несчастье и плохие поступки брата моего не покрываю любовью, но с осуждением их разглашаю. Благосостояние, честь и счастье его не восхищают меня, как собственные, но возбуждают во мне как бы зависть или презрение.
3) Я не верю ничему религиозному – ни безсмертию, ни Евангелию. Если бы я был твердо убежден и несомненно верил, что за гробом есть жизнь вечная, с возмездием за дела земные, то я всегда бы думал об этом; самая мысль о безсмертии ужасала бы меня, и я провождал бы эту жизнь как пришелец, готовящийся вступить в свое отечество. Напротив, я и не думаю о вечности, и конец настоящей жизни почитаю как бы пределом моего существования.
Если бы Святое Евангелие, как слово Божие, было с верою принято в мое сердце, то я всегда занимался бы изучением его, и смотрел бы на него с глубоким благоговением. Премудрость, благость и любовь, в нем сокрытые, приводили бы меня в восхищение, я питался бы им как ежедневною пищею и сердечно влекся бы к исполнению его правил. Но если я изредка и читаю или слушаю слово Божие, то чувствую сухость, незанимательность и охотно готов заменить его чтением светским.
4) Я исполнен гордости и чувственного себялюбия. Видя в себе доброе, желая поставить его на вид, или превозношусь им перед другими, или внутренне любуюсь собою. Хотя и показываю наружное смирение, но приписываю все своим силам и почитаю себя выше других или, по крайней мере, не худшим. Если замечу в себе порок, стараюсь извинить его, покрыть личиной необходимости. Сержусь на неуважающих меня, почитаю их не умеющими ценить людей. Дарованиями тщеславлюсь. Если и стремлюсь к чему-либо доброму, то имею целью или похвалу или светское утешение.
Словом, я непрестанно творю из себя собственного кумира, которому я совершаю непрерывное служение, или во всем услаждений чувственных и пищи для сластолюбивых моих страстей и похотей.
«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»
Божественная Литургия св.Иоанна Златоуста
Весной 2007 года Священный Синод РПЦ принял концепцию миссионерского служения. В этой концепции сказано, что благословляется проведение миссионерских богослужений, то есть таких богослужений, в которых батюшка просит пожертвовать прихожан ровным, церковным течением привычной молитвы для тех наших близких людей, соотечественников, которые говорят: "Вы знаете, нам ваше богослужение непонятно, у вас язык не тот, вы ничего не объясняете", и поэтому или уходят к сектантам, или же продолжают вести совершенно нецерковный, мимоцерковный образ жизни. И вот для того, чтобы таким людям напомнить о смысле и духовном, символическом, историческом, в каждых подробностях, из которых состоит наше богослужение Синодом и разрешается проводить миссионерское богослужение...
Как готовиться ко Святому Причащению
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.
Молитва домашняя и церковная
Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое Богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:
- Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.
Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафистов перед принятием Святых Христовых Таин:
&ndash канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, – канона молебного ко Пресвятой Богородице,
– канона Ангелу-Хранителю.
(В дни празднования Воскресения Христова (40 дней) вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).
Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.
Пост
Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.
Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).
Настроение и поведение
Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.
Исповедь
Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля – священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.
Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Для более глубокой подготовки к исповеди можно воспользоваться книгой святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающимся».
Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.
Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения
Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.
После Св. Причащения
Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу антидора и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».