Видео-уроки С.А. Наумова «Буква в духе. Церковнославянская грамота»


Для быстрого перехода к нужному материалу используйте ссылку "смотреть" в следующем ниже списке видео-уроков.
Введение
Лекция первая
Генеалогическая классификация языков
Кирилл и Мефодий. Хроника событий
Кирилл и Мефодий как творцы церковнославянского языка
Лекция пятая
Кириллица и глаголица
Церковнославянский язык на Руси в Киевский период
Второе южнославянское влияние
Церковнославянская грамота. Эпоха великих синтезов
Церковнославянский язык. Грамматики и словари
Реформы патриарха Никона
Петр Первый и церковнославянский язык
Буква в духе
Перевод Библии в XIX веке. Вторая часть.
Церковнославянский в русском национальном языке
Церковнославянский язык и русская ментальность
Церковнославянская грамота. Русская культура
Церковнославянская грамота. Ситуация в начале XX века
Буква в духе
Буква в духе
Богослужебный язык и обновленчество
Буква в духе
Церковнославянский язык в СССР. Часть II
Буква в духе. Куда пойти учиться?
Церковнославянский язык советской эпохи. Часть 3.
Буква в духе. Церковнославянский язык сегодня
Церковнославянский язык в русском национальном языке
Церковнославянский язык: что почитать?
Общий обзор церковнославянской азбуке
Буква "Аз"
Буква "Е"
Буква "О"
Буква "И"
Буквы "У" и "Я"
Буквы для обозначения согласных звуков. 1
Буквы для обозначения согласных звуков. 2
Надстрочные знаки. 1
Острое ударение
Титла
Буквенная цифирь
Знаки препинания
Праздничные знаки
Введение в историческую фонетику
Закон открытого слога
Закон открытого слога, продолжение
Происхождение славянских гласных
Правило слогового сингармонизма
Йотовая палатизация
Имя существительное
Типы склонения существительных
Первое склонение
Второе склонение
Третье склонение
1. Дополнение. Четвертое склонение
Звательный падеж
Местоимения. Общий обзор
Указательные местоимения
И иже с ним
Местоимения и артикль
Склонение местоимений
Имя прилагательное
Склонение прилагательных
Степени сравнения прилагательных Субстантивация
Числительное в старославянском языке
Типы церковнославянских числительных
Склонение числительных
Основы Глагола
Глагольные классы
Обзор времен. Часть 1
Обзор времен. Часть 2
Обзор времен Часть 3
Настоящее время
Аорист. Часть 1
Аорист. Часть 2. Быти
Имперфект, часть 1
Имперфект, часть 2
Будущее время
Перфектные времена
Плюсквамперфект
Причастие
Действительные причастия настоящего времени, часть 1
Действительные причастия настоящего времени, часть 2
О сущих младенцах и сущих властех
Действительные причастия прошедшего времени
Полные и краткие действительные причастия прошедшего времени
Эловые причастия прошедшего времени
Страдательные причастия настоящего времени Часть 1
Страдательные причастия настоящего времени Часть 2
Сложное дополнение с причастием
Дательный самостоятельный
Длительные формы
Обстоятельственные причастия
Повелительное наклонение
Желательное наклонение
Сослагательное наклонение
Двойственное число
О наречии
Образование наречий
Значение наречий
Категория состояния
Предлоги
Союзы, общий обзор
Союзы в примерах. Часть 1
Союзы в примерах. Часть 2
Союзы в примерах. Часть 3
Союзы в примерах. Часть 4
Союзы в примерах. Часть 5
Частицы
Междометия
Введение. Акустика
Анатомия речевого аппарата
Артикуляционная классификация гласных
Звук и фонема
От звука к букве
Транскрипционные знаки. Часть 1
Транскрипционные знаки. Часть 2

Нина Павловна Саблина: «Священный язык»

Видеокурс Н.П.Саблиной «Священный язык» предназначен для всех желающих изучить церковнославянский язык, не только детям, но и взрослым, которые сейчас тоже, по словам Нины Павловны, словно дети, стоят на пороге бесконечного мира познания Божьего Слова. Те, кто уже знаком с церковнославянским языком, в этом фильме также почерпнут много интересного, откроют новые грани восприятия известных понятий.

Используйте кнопку "ПЛЕЙЛИСТ" ("PLAYLIST") в верхнем левом углу окна проигрывателя для быстрого доступа к необходимому уроку

Исповедь внутреннего человека

Внимательно обращая взор мой на самого себя и наблюдая ход внутреннего моего состояния, я опытно уверился, что я не люблю Бога, не имею любви к ближним, не верю ничему религиозному и преисполнен гордости и сластолюбия...

1) Я не люблю Бога. Ибо, если бы я любил Его, то непрестанно размышлял бы о Нем с сердечным удовольствием... Напротив, я гораздо чаще и гораздо охотнее размышляю о житейском, а помышление о Боге составляет для меня труд и сухость. Если бы я любил Его, то собеседование с Ним через молитву питало бы меня, наслаждало и влекло к непрерывному общению с Ним; но напротив.., при занятии молитвою я чувствую труд.., расслабляюсь леностью и готов с охотою заняться чем-нибудь маловажным, только бы сократить или перестать молиться. В пустых занятиях время мое летит безприметно, а при занятии Богом, при поставлении себя в Его присутствие, каждый час мне кажется годом. Кто кого любит, тот в продолжение дня безпрестанно о нем мыслит, воображает его, заботится о нем и при всех занятиях любимый друг его не выходит из его мыслей. А я в продолжение дня едва ли отделяю и один час, чтобы глубоко погрузиться в размышление о Боге... В беседах о предметах суетных, о предметах низких для духа я бодр, я чувствую удовольствие, а при рассуждении о Боге я сух, скучлив и ленив.

Поучение в законе Господнем не производит на меня впечатления, не питает души моей, и я это почитаю не существенным занятием христианина, но как бы побочным предметом, которым я должен заниматься разве только в свободное время, на досуге...

2) Я не имею любви к ближним. Ибо не только не могу решиться для блага ближнего положить душу мою (по Евангелию), но даже и не пожертвую моей частью, моим благом и спокойствием для блага ближнего. Если бы я его любил по Евангельской заповеди, как самого себя, то несчастье его поражало бы и меня, благополучие его приводило бы и меня в радость. Но, напротив, я с любопытством выслушиваю повести о несчастии ближнего, не сокрушаюсь о нем, а бываю равнодушным, или, что еще хуже, – нахожу как бы удовольствие в его несчастье и плохие поступки брата моего не покрываю любовью, но с осуждением их разглашаю. Благосостояние, честь и счастье его не восхищают меня, как собственные, но возбуждают во мне как бы зависть или презрение.

3) Я не верю ничему религиозному – ни безсмертию, ни Евангелию. Если бы я был твердо убежден и несомненно верил, что за гробом есть жизнь вечная, с возмездием за дела земные, то я всегда бы думал об этом; самая мысль о безсмертии ужасала бы меня, и я провождал бы эту жизнь как пришелец, готовящийся вступить в свое отечество. Напротив, я и не думаю о вечности, и конец настоящей жизни почитаю как бы пределом моего существования.
Если бы Святое Евангелие, как слово Божие, было с верою принято в мое сердце, то я всегда занимался бы изучением его, и смотрел бы на него с глубоким благоговением. Премудрость, благость и любовь, в нем сокрытые, приводили бы меня в восхищение, я питался бы им как ежедневною пищею и сердечно влекся бы к исполнению его правил. Но если я изредка и читаю или слушаю слово Божие, то чувствую сухость, незанимательность и охотно готов заменить его чтением светским.

4) Я исполнен гордости и чувственного себялюбия. Видя в себе доброе, желая поставить его на вид, или превозношусь им перед другими, или внутренне любуюсь собою. Хотя и показываю наружное смирение, но приписываю все своим силам и почитаю себя выше других или, по крайней мере, не худшим. Если замечу в себе порок, стараюсь извинить его, покрыть личиной необходимости. Сержусь на неуважающих меня, почитаю их не умеющими ценить людей. Дарованиями тщеславлюсь. Если и стремлюсь к чему-либо доброму, то имею целью или похвалу или светское утешение.

Словом, я непрестанно творю из себя собственного кумира, которому я совершаю непрерывное служение, или во всем услаждений чувственных и пищи для сластолюбивых моих страстей и похотей.

«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»

Божественная Литургия св.Иоанна Златоуста

Весной 2007 года Священный Синод РПЦ принял концепцию миссионерского служения. В этой концепции сказано, что благословляется проведение миссионерских богослужений, то есть таких богослужений, в которых батюшка просит пожертвовать прихожан ровным, церковным течением привычной молитвы для тех наших близких людей, соотечественников, которые говорят: "Вы знаете, нам ваше богослужение непонятно, у вас язык не тот, вы ничего не объясняете", и поэтому или уходят к сектантам, или же продолжают вести совершенно нецерковный, мимоцерковный образ жизни. И вот для того, чтобы таким людям напомнить о смысле и духовном, символическом, историческом, в каждых подробностях, из которых состоит наше богослужение Синодом и разрешается проводить миссионерское богослужение...

Как готовиться ко Святому Причащению

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

Молитва домашняя и церковная

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое Богослужение.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:

- Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.

Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафистов перед принятием Святых Христовых Таин:

&ndash канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, – канона молебного ко Пресвятой Богородице,
– канона Ангелу-Хранителю.

(В дни празднования Воскресения Христова (40 дней) вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).

Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.

Пост

Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.

Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля – священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.

Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Для более глубокой подготовки к исповеди можно воспользоваться книгой святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающимся».

Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения

Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.

После Св. Причащения

Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу антидора и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

http://azbyka.ru