Святитель Тихон Задонский: Молитвы и Богомыслие к ним на всякую потребу

Раздел: О главном

Святитель Тихон Задонский – один из самых видных русских епископов XVIII века. Он первый из архипастырей запретил в своей епархии телесные наказания, защищал своих подчинённых от светских властей, ревностно заботился о духовном воспитании клириков и простого народа. Аскет и проповедник, святитель Тихон оставил после себя многочисленные сочинения, среди которых выделяется книга «Молитвослов Святителя Тихона Задонского. Келейное моление», малую часть которого мы предлагаем вашему вниманию.

Святитель Тихон Задонский

МОЛИТВЫ ИЗ ПСАЛМОВ

1. Молитва о неотступной помощи Божией

«Не остави мене, Господи Боже мой, не от­ступи от мене: вонми в помощь мою, Господи спасения моего» (Пс.37:22-23).

2. Молитва в скорби

«Ты еси прибежище мое, от скорби, обдержащия мя. Радосте моя, избави мя от обышедших мя» (Пс.31:7).

3. Молитва об отпущении грехов юности

«Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи» (Пс.24:6-7)!

4. Молитва об очищении тайных грехов, которых в совести не видим

«Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя и от чуждих пощади раба Тво­его» (Пс.18:13-14).

5. Молитва, когда страх Суда Божия, геенны и отчаяния смущает душу

«Господи, да не яростию Твоею обличиши ме­не, ниже гневом Твоим накажеши мене», — и прочее, весь псалом до конца (Пс.6:1-11).

6. Молитва о просвещении очей душевных

«Открый очи мои, Господи, и уразумею чуде­са от закона Твоего» (Пс.118:18).

7. Молитва о наставлении в законе Господнем

«Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое. Стопы моя направи по словеси Твое­му, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс.118:132-133).

8. Благодарение Богу за милость Его

«Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век, якомилость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго» (Пс.85:12-13).

9. Молитва последняя, когда ложимся спать

«Помяни мя, Господи, егда приидеши во цар­ствии Твоем» (Лк 23:42), якоже помянул еси разбойника, испустившаго глас сей.

10. Песнь Богу — Помощнику нашему

«Помощник мой еси, Тебе пою, яко Бог За­ступник мой еси, Боже мой, милость моя» (Лк 58:18).

11. Молитва об общем спасении

Первая.«Господи Боже Сил! Обрати ны, и просвети Лице Твое, и спасемся» (Пс.79:20).

Вторая.«Боже, ущедри ны, и благослови ны, просвети Лице Твое на ны и помилуй ны. Познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое» (Пс. 66:1-2).

Третья.«Услыши нас, Боже Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори дале­че»(Пс.64:6).

Читай псалтырь, и рассуждай каждый день, утром, и вечером, и днем. Читай Славословие со вниманием: «Слава в вышних Богу», и прочее.

МОЛИТВЫ И БОГОМЫСЛИЕ К НИМ НА ВСЯКУЮ ПОТРЕБУ
(взятые из второй книги «Об истинном христианстве»)

Здесь вкратце предлагаются иные об­разцы молитвы из Святого Писания, которые христианин может в подходящих и нужных слу­чаях употреблять и милости у Бога искать и просить с верою. Ибо без молитвы ничего доб­рого иметь и творить не можем, потому что ни­щие и немощные.

1. Молитва грешника кающегося

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Тво­ей, и по множеству щедрот Твоих, очисти безза­коние мое», и прочее (Пс.50). Этому сходно мытарево моление:«Боже! Милостив буди мне, грешнику»(Лк.18:13). Великим грехам великой милости, и множеству беззаконий множества щедрот у Бога с верою просить должно, — дабы,«когда умножился грех, стала преизобиловать бла­годать»(Рим 5:20).

2. Молитва кающегося

«Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея и неве­дения моего не помяни; по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи» (Пс.24:6—7). Много в юности и в неведении согрешает чело­век. И когда кающийся об этом размышляет, и на правду Божию взирает, много в совести сму­щается и печалится. В таком случае отставшему от грехов и кающемуся должно помянуть и о бесконечном Божием милосердии и щедротах, которые в Слове Своем святом обещал всем кающимся, и верою во Христа отпущения гре­хов просящим, — и с Псаломником часто по­вторять:«помяни щедроты Твоя»,и прочее.

3. Молитва чувствующего в своей совести гнев Божий

«Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене» (Пс.6:2). Сходно этому молится пророк Иеремия:«Нака­жи нас, Господи, обаче в суде, а не в ярости, да не умаленных нас сотвориши»(Иер.10:24). И другое Псаломника:«Не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый»(142:2). И еще:«Аще беззаконие назриши, Господи, Господи, кто постоит?»(Пс.129:3). Не просто от наказания Божиего должно просить избавления, но от гнева и строгости правды Божией, которая каждому грешнику грозит вечной мукою. Отеческого же наказания Божиего, хотя плоти нашей и горестно, желать должно, так как«Господь, кого любит, того на­казывает; бьет же всякого сына, которого при­нимает»(Евр.12:6). И Сам Христос говорит:«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю»(Откр.3:19). Горе же всякому человеку, когда Бог с ним по строгости правды Своей в суд войдет! Ничего иного, как вечного мучения в огне геенском должно ему ожидать. Ибо всякий грех, даже малейший, по нашему мнению, силен погру­зить человека на дно адово, если не приспеет милость Божия, ради Сына Его, Иисуса Хрис­та, обещанная. Что же о тех сказать, которые волею согрешают? Поэтому должно каждому, кто хочет суда Божиего избежать, от грехов от­стать и молить Бога с верой во Христа:«Господи, да не яростию Твоею обличиши мене»,и прочее.

4. Молитва в различных искушениях

«Господи, Боже мой! На Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя, и избави мя. Да не когда по­хитит, яко лев, душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу» (Пс.7:2—3).

Сатана со своими злыми ангелами и служи­телями непрестанно гонит, и, как лев, пытает­ся верных схватить и похитить, как апостол го­ворит:«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1.Петр 5:8). Против этих врагов иного средства нет, как усердная молитва с упованием на Бога.

5. Молитва, когда помыслы смущают душу и к отчаянию в милости Божией склоняют

«Господи, что ся умножиша стужающии ми ? Мнози восстают на мя; мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Гос­поди, Заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою» (Пс.3:2—4). Верному, а особенно такому, который в гре­хах пребывал и благодатью Божией от них от­стал и кается, сатана часто вкладывает злые помыслы, поминая ему прежние грехи, и ими совесть его утесняет, говоря: «Перестань веро­вать, будешь осужден. Столько и столько ты согрешил, Бога Праведного, Который всем воз­дает по делам, прогневал. На что тебе надеять­ся, кроме одного мучения?» (Прп. Макарий Египетский, Беседа 11). И так злой и коварный дух хочет привести кающегося к отчаянью. В таком случае можно злому духу отвечать: «Ты клеветник, и уже осуж­ден, а не судья; суд же предан Христу, Который пришел в мир грешников спасти, в Которого и я верую, и надеюсь благодатью Его спастись». И должно к молитве обратиться и утвердить себя Божиим милосердием, которого никакой грех победить не может. Сколько бы грехов ни было у кого, и как бы велики ни были, — у Бога милосердия еще бо­лее. Ибо как Сам бесконечен, так и милость Его бесконечна. И Христовы заслуги, которыми нам, верующим в Него, милость, благодать и отпущение грехов у Отца Небесного заслужил, также бесконечны, как и Божественны. Этим человеколюбием Божиим утешай себя, кающа­яся душа, и благодатью Божией и молитвой стой в вере. Только тем непременно следует в аду с дьяволом вечное осуждение, которые не хотят каяться и от грехов отстать. А отставшим от грехов и кающимся отверсты двери милосер­дия Божиего.

6. Молитва во всякой скорби и тесноте

«Господи Вседержителю, Боже Израилев! Душа в тесноте, и дух в стужении возопи к Тебе: услыши, Господи, и помилуй, яко еси Бог милосерд, и помилуй нас, яко согрешихом пред Тобою» (Вар 3:1—2). Сходно этому Псаломник:«Тыecunpuбежащиемое от скорби, обдержащия мя. Радостемоя! Избави мя от обышедших мя» (Пс.31:7). От всякой скорби ничем иным не можем избавиться, как молитвой и исповеданием на­ших грехов перед Богом. Ибо как кто верному своему другу сообщая скорбь свою, получает некую отраду и утешение, так тем более, когда Богу, Который милосерден естеством и близок призывающим Его во истине, сообщаем скор­би сердца нашего, и грехи наши исповедуя, смиряемся, падаем перед величеством Его, по­лучаем или избавление, когда воле Его угодно и нам полезно, или непременно облегчение и утешение:«Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя»(Пс.49:15). Слушай утешительное Божие слово: « За грех Я немного опечалил его, и поразил его, и отвратил Лицо Мое от него; и он опечалился, и пошел унылый в путь свой; и Я пути его видел, и исцелил его, и утешил его, и дал ему утешение истинное» (Ис.57:17—18). Всякая скорбь и беда от греха бывает, и если бы не было греха, не было бы и скорби. Для того посылается скорбь, чтобы грех очистился, и когда очистится грех, который скорбь прино­сит, отнимется и самая скорбь. Потому должно покаянием, исповеданием перед Богом, молит­вой и верой очищать грехи, чтобы так и скорбь, и печаль благодатью Божией отнялась, и при­шло утешение, как солнце после мрачных дней, или как пища после поста, — приятное и увеселительное.

7. Как подобает утешать верою скорбящую душу

«Почему прискорбна ты, душа моя? И почему смущаешь мен ? Уповай на Бога, ибо я исповеду­юсь Ему, говоря: «Спасение лица моего, и Бог мой» (Пс41:6). В великой печали человек не знает сам, что делает. В таком случае, возлюбленный христи­анин,«возложи на Господа печаль твою, и Он тебя пропитает», —говорит тебе святой Давид (Пс.54:23). Утешай себя бесконечным милосерди­ем Божиим,«ибо не навечно отринет Господь, ибо смиривший помилует по множеству милости Своей»(Плач 3:31—32).«Господь мертвит, и жи­вит, низводит в адскорбейи возводит; Господь делает нищим и обогащает, смиряет и возвыша­ет»(1Цар 2:6-7). Если и говорят тебе враги твои, дьявол и слу­ги его:«Где Бог твой?» —беседуй со своей душой, утешай ее со святым Давидом:«Почему прискорб­на ты, душа моя?»—и прочее. Хотя и говорится тебе в помыслах:«Где Бог твой?»Но ты обещай:«близ Господь всем призывающим Его во истине»(Пс.144:18).

8. Молитва о неотступной Божией помощи

«Не остави мене, Господи Боже мой, не от­ступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спа­сения моего» (Пс.37:22—23). Когда человек, отстав от грехов, презрев мир и прелесть его, старается Богу угождать, Христу следовать верой и терпением, встреча­ет его ненависть мира, и те самые, которые прежде были друзьями, врагами его делаются, как в том же псалме говорится: « Друзья мои и ближние мои напротив меня приблизились и вста­ли, а ближайшие мои вдали от меня встали; ищу­щие души моей теснились, ищущие мне зла гово­рили суетное и весь день помышляли о коварстве» (Пс.37:12—13). Хотя и всегда, но особенно в та­ком случае должно с воздыханием к Богу сердце возводить, чтобы Он не оставил, и не отступил с помощью Своею. Против врагов и хульников должно быть как глухому и немому, как Псаломник говорит о себе в том же псалме:«Я же как глухой не слышал, и как немой отверзал уст своих»(Пс.37:14). Тогда Бог, на Которого уповаешь, вместо тебя, возгласит самим делом, как говорит пророк:«Открой Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит. И выведет, как свет прав­ду твою, и судьбу твою, как полдень» (Пс.36:5— 6). А притом сам старайся не оставить Господа, и сердцем не отступить от Него, но внимать всегда Его закону, как говорит:«Внимайте, люди Мои, закону Моему»(Пс.77:1).

9. Благодарение Богу от грешника, отставшего от грехов и кающегося

«Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сер­дцем моим, и прославлю имя Твое в век: яко ми­лость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшего» (Пс.85:12—13). Сходно с этим:«растерзалecu узы моя. Тебе пожру жер­тву хвалы «(Пс.115:7—8). Человек, живущий в грехах, грехами, как узами духовно связан, и, как пленник, сатаной удерживается, и при вратах адовых душа его находится, хотя он этого, будучи ослеплен, не чувствует. Но благость Божия, ожидающая его на покаяние, не позволяет сатане его душу в ад похитить. А когда от грехов благодатью Божией отстанет и кается, от тех уз освобождается, от сатанинской власти восхищается, и благодатью Христовой делается свободным, как говорит Христос:«Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»(Ин 8:36), и от врат смертных восхищается, и приходит к числу спасающихся. Потому ему всегда должно прежнюю свою беду и эту великую милость Божию помнить, и усер­дно Бога благодарить за то, что от той беды его избавил.

10. Благодарение Богу за Его Отеческое наказание

«Благо мне, Господи, что Ты смирил меня, что­бы я научился уставам Твоим!» (Пс.118:71). Надобно от сердца признать, что великую милость оказывает нам Бог, когда Отеческим жезлом наказания нас бьет, хотя плоти нашей немощной и горестно. Ибо«Господь, кого любит, того наказывает»(Евр.12:6). Поэтому не роп­тать, а благодарить Его должно за это.

11. Молитва о хранении языка

«Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих» (Пс.140:3).

Никаким телесным членом человек не со­грешает так, как языком, особенно во время скорби и напасти весьма трудно его удержать. Потому должно от Бога помощи просить, что­бы помог нам управлять им, и говорить только то, что полезно, а о том, что вредно — молчать.

12. Молитва, взятая из псалма 50-го

«Отврати лице Твое от грех моих и вся безза­кония моя очисти» (Пс.50:11). «Отче, Господи небесе и земли! Молю Тя верою во имя Единороднаго Сына Твоего: от­врати лице Твое от грех моих, и обрати на Лице Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Егоже послал еси в мир«грешники спасти, от нихжепервый есмь аз» (1 Тим 1:15), и Его благодатию и человеколюбием вся беззакония моя очисти, с Ним же благословен еси и с Пресвятым Твоим Духом вовеки, аминь».

13. Псалом 118-й весь учит нас, как усердно подобает нам просить Бога, чтобы Он наставил нас на путь Своих заповедей, и отверз ум разу­меть чудеса Своего закона.

14. Общая молитва во время нашествия иноплеменников и во всяком общем бедствии:«Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего!» (Пс.43:27).

Вторая.«Боже, ущедри ны, и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны!» (Пс.66:2).

Третья.«Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратилecu плен Иаковлъ. Оставилecu безза­кония людей Твоих, покрылecu вся грехи их. Ук­ротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея. Возврати нас, Боже спасений на­ших, и отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны ? Или простреши гнев от рода в род? Боже! Ты обращся оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе. Яви нам, Госпо­ди, милость Твою, и спасение Твое даждь нам!» (Пс. 84:2-8). Когда неприятель поднимает оружие и на­ступает на наше Отечество, это означает не что иное, как гнев Божий, грехами нашими возго­ревшийся. Также, когда нивы наши не прино­сят нам плода, или бывают частые пожары, или расширяется моровая язва, или иное какое бедствие на нас находит, — Бог наказывает нас общим бедствием, чтобы мы в чувство пришли и покаялись. Этот праведный Божий гнев воздвигают хотя и всякие грехи, но особенно неправедные суды, мздоимство, клятвопреступление, обиды и зло по отношению к вдовам, сиротам и про­чим бедным, проливание слез неповинных, вза­имная неправда в торговле, взаимное похище­ние, воровство, взаимная лесть, лукавство, ложь и обман, когда друг друга остерегаются и друг другу ни в чем не верят. Сюда относится мерз­кая нечистота, когда люди не ужасаются осквер­нять ложе ближних своих, и прочие нечистоты совершать, за которые первый мир потопом, а Содом и Гоморра — огнем и серой, — правед­ным Божиим гневом погублены. Тот же праведный гнев Божий действует и в той стране, в которой то пожары, от которых города и веси пустеют, то оскудение хлеба и го­лод, то слышится о падении многих тысяч лю­дей от военного оружия, от чего все Отечество в беду впадает: люди становятся нищими, об­щая казна истощается и исчезает, жалостно воз­носится плач, рыдание и вопль осиротевших детей, вдовствующих жен, матерей, лишивших­ся своих сынов, павших на брани, всех сынов Отечества объемлет печаль и скорбь, смущает страх и ужас отчаяния неблагополучного кон­ца войны. В таких бедственных обстоятельствах, ког­да люди наказывающей Божией руки не чув­ствуют, и не только от грехов не отстают и не каются, но и грехи ко грехам прилагают, долж­но непременно ожидать еще большего общего бедствия. Поэтому, как и всегда, а особенно в таких случаях, должно всем вместе, познав и признав свои грехи и беззакония, единодушно из глубины сердца возвысить глас:«Господи Боже Сил! Обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся»(Пс.79:8), и приведенные, или иные, какие вера подаст, молитвы к Богу проливать. Ибо общие грехи наказываются общим нака­занием, а потому должно общим и покаянием умилостивлять Бога. А беззаконных клятвоп­реступников, хищников, мздоимцев, слезы бед­ных проливающих, неповинно осуждающих и прочих беззаконников, как общую язву Отече­ства тем, кому от Бога меч правосудия предан, должно смирять и судом праведным всякому воздавать по делам его, да и сами судьи земные не будут посечены мечом праведного суда Божиего, и жребий с неверными не воспримут. Худо и беззаконно там снисхождение проявлять, где должно употреблять строгость и правосудие. Снисхождение там нужно, где от немощи грехи делаются, чему и всякий добрый подвержен. А бесстрашие и безбожие должно строго наказы­вать, как общую моровую язву, чтобы и прочие имели страх и не заразились.

15. Молитва и общее исповедание верных

«Помяни нас, Господи, во благоволении людей Твоих, посети нас спасением Твоим, видети во благости избранныя Твоя, возвеселитися в весе­лии языка Твоего, хвалитися с достоянием Тво­им. Согрешихом со отцы нашими, беззаконовахом, неправдовахом», и прочее (Пс.105:4—6 и след.). Должно нам сердечно признать нашу не­правду пред Богом, как Даниил пророк гово­рит:«У Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд»(Дан 9:7). Ибо как отцы наши, то есть предки наши, так и мы много согрешили и со­грешаем пред Богом, творим беззаконие и не­правду.«Ибо все мы много согрешаем», —говорит апостол (Иак 3:2). Потому должно всем вооб­ще христианам исповедать свои грехи перед Богом:«согрешили мы со отцами нашими, тво­рили бззаконние и неправду»,и прочее, — и мо­лить Его, чтобы помянул нас по милости, че­ловеколюбию и благоволению, которое обещал людям Своим явить ради благословенного се­мени того, которое есть Иисус Христос, чтобы посетил нас спасением Своим ради того же бла­гословенного семени, — да сподобимся«видеть благоденствие избранныхЕго,как солнце, сияю­щих в царстве»Его (Мф.13:43),«возвеселиться ве­сельем народа святого»Его,«хвалиться с наследием»Его (Пс.105:5), и теми благами, которых«не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9), в бесконечные веки наслаждаться. О такой славе избранных Божиих всегда нам помнить подобает. К ней наши желания, ум, сердце и воздыхания возводить, пока в этой юдоли плача странствуем, и с верой усердно молиться Отцу Небесному:«помяни нас, Госпо­ди, во благоволении»,и прочее. Ибо сколько ни жить в бедственном мире сем, надобно отсюда на тот свет переселиться. Сколько ни собирать богатства, следует его непременно оставить в мире сем. Сколько ни веселиться честью и сла­вой мира сего, необходимо следует в малом и темном гробу заключиться, и земле в землю возвратиться (см. Быт 3:19). А какая польза от богатства, чести и славы мира сего, когда лишимся той чести, славы и богатства, которое избранным Божиим на не­бесах уготовано? Что пользы от веселости и роскоши мира сего, когда тело на съедение чер­вям, а душа на посмеяние и поругание демо­нам предана будет? Худая и бедственная пере­мена — от мнимой славы и чести в истинное и вечное поношение и укоризну, от временного и мнимого сладострастия в вечное и истинное мучение перейти. Такая пренеблагополучная перемена встретит сластолюбивую, славолюби­вую и сребролюбивую душу. Напротив того, весьма блаженная и всежелаемая перемена — от малой и временной скор­би (от малой, говорю, ибо какая бы в мире сем ни была скорбь, и сколь долговременна бы ни была, — она ничто против будущей и вечной скорби), в вечную радость и веселье избранных Божиих переселиться, и Христа лицом к лицу видеть, как солнце, сияющее и просвещающее избранных Своих. Преблагополучны те, кото­рые части той блаженной сподобляются, и бла­гополучия их не только словом изобразить, но и умом понять невозможно, хотя они в мире сем попираемы бывают, как сор непотребный. На­против того, бедные и окаяннейшие — те, ко­торые ради прихотей своих этого лишаются жребия, хотя бы их, как богов, в этом веке по­читали и им бы поклонялись. Потому всегда достойно с верою воздыхать к Отцу щедрот и всякой утехи Богу:«Помяни нас, Господи!»—и прочее. Но прежде от грехов и су­еты этого мира отвратиться, и обратиться всем сердцем к Нему, и так, признавая свою неправ­ду и заблуждение, каяться и молиться.

МОЛИТВЫ КО ХРИСТУ, СЫНУ БОЖИЕМУ, ВЗЯТЫЕ ИЗ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ

1. Молитва, взятая из притчи о сеющем семя (Мф.13:3-8)

«Сыне Божий, Иисусе Христе, явивыйся во смиренной нашей плоти на земли, и посеявый доброе веры семя на селе мира сего! Огради стра­хом Твоим сердце мое, да не приходя лукавый восхищает посеянное Слова Твоего семя, и очи­сти сердце мое от терний печали века сего, лес­ти, богатства и всякия суеты, и сотвори тое доб­рою землею к приятию Божественного Твоего Слова, да сотворю плод веры и имею часть со избранными Твоими, иже плод приносят Тебе ово сто, ово шестьдесят, ово тридесять, — яко благословен еси со Отцем и Святым Твоим Духом вовеки, аминь».

2. Молитва, взятая из истории о хананеянке (Мф.15:22-28)

«Помилуй мя, Господи Сыне Божий, Сыне Давидов по плоти, якоже помиловал еси хананею: душа моя зле беснуется гневом, яростию, похотию злою и прочиими пагубными страстьми. Господи! Помози мне, вопию Тебе, не на земли ходящему, но одесную Отца на небесех седящему. Ей, Господи! Даждь мне сердце ве­рою и любовию последовати Твоему смирению, благости, кротости и долготерпению, да и в веч­ном Твоем царствии сподоблюся причащатися трапезы рабов Твоих, ихже избрал еси. Аминь».

3. Молитва подвергающегося разным искушениям, взятая из истории о бедствующих на море апостолах (Мф.8:23-27)

«Господи! Спаси мя, погибаю. Се бо кораблец мой бедствует от искушения волн и близ потопления есть. Ты, яко Бог милосерд и со­страдателен немощем нашим, властию Твоею всесильною запрети волнению бедствий, хотя­щих погрузити мя и низвести во глубину зол, — и будет тишина, яко«ветры и море послушают Тебе».Аминь».

4. Молитва, взятая из истории о Преображении (Мф.17:1-9)

«Собезначальный Отцу и Духу Слове, нас ради, человек, и нашего ради спасения от Девы родивыйся и на земли поживый! Сподоби мя вкусити благости Твоея, которую святые Твои, любящии и почитающии Тя, и ныне вкушают, странствующе в плачевной мира сего юдоли, — и зрети присносущный свет Твой умным оком, егоже святым Твоим учеником показал еси в Преображении святейшия Плоти Твоея, да, ныне верою зря, потом лицем к лицу сподоб­люся видети славу Твою, и со избранными Тво­ими хвалити Тя и Безначального Твоего Отца и Святаго Духа. Аминь».

5. Молитва, взятая из истории о прокаженных (Лк.17:12-19)

«Иисусе, Врачу душ и телес наших, поми­луй мя! К Тебе, живущему на небесех и на нас, смиренных, призирающему, возношу от земли глас мой с воздыханием и верою: очисти мою душу, прокаженную грехами, якоже очистил еси десять прокаженных мужей, даявлюся чист пред святейшими очесами Твоими, егда приидеши во славе Твоей, и имею часть со избранными Твоими и с ними восхвалю Тя со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым Духом во царствии Твоем. Аминь».

6. Молитва, взятая из истории о слепцах (Мф.20: 30-34)

«Сыне Божий, Свете вечный, и даяй всем свет! Помилуй мя, просвети очи сердца моего, мглою грехов и страстей омраченная, якоже просветил еси слепых, возопивших к Тебе. Да отверзутся и мои очи сердечная, да узрю Тя, Света незаходимаго, и верою и любовию пос­ледую Тебе, мене ради, окаяннаго, ходившему по земли. Аминь».

7. Молитва, взятая из разных историй

«Иисусе Христе, Сыне Божий! Призри на мя, якоже призрел еси на грешницу в дому Си­монове, на Петра, отвергшагося Тебе, на раз­бойника на кресте, и сопричти мя покаявшим­ся Тебе мытарем, блудником и прочиим греш­ником, яко Ты еси Бог и Спас наш, пришедый в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз. Аминь».

8. Молитва о возобновлении духовном

«Иисусе Сыне Божий, Спасителю и Обновителю мира, злобою греховною обветшавшаго! Обнови мене благодатию Животворящаго Духа Твоего. Дай мне ум разумети силу спасительнаго пришествия Твоего. Дай мне сердце любити Тя — вечную любовь, утешение и радость святых. Дай мне очи непрестанно зрети страс­ти Твоя. Дай мне уши слышати святое Слово Твое. Дай мне уста глаголати Тебе угодная, мне и ближнему полезная. Дай мне нозе ходити по стези заповедей Твоих; и все мое, молю Тя, отъими, и подаждь Свое; возми ветхое, и подай новое все, яко Ты еси творяй вся, и без Тебе«не можем творити ничесоже» (1 Ин 15:5), яко бла­гословен еси во веки. Аминь».

АЗБУКА.ru