Первое и последнее Причастие. Как исповедоваться и причащаться во время болезни

Раздел: О главном

Мой друг умирает от рака легких. Курение действительно убивает. Еще в начале мая он думал, что у него всего лишь болит рука. Два года лечил руку – обследования всякие проходил, процедуры недешевые. А тут раз – и всё, поздно. Только морфий, чтобы как-то перетерпеть боль до смерти. Предложила другу, крещенному в Православии, но весьма далекому от Церкви, исповедоваться и причаститься. Он согласился – в принципе. Крестик нательный надел, иконы достал из шкафа и поставил на видном месте.

Даже удалось обозначить день и час, когда он сможет приступить к Таинству покаяния. Договорилась со священником, который посоветовал, как подготовить больного к тому, чтобы он смог получить разрешение и оставление грехов от Бога. И тут началось…

Ближайшие родственники вдруг стали категорически против и икон, и прихода священника – скандалили, донимали больного упреками. Мол, нечего тут чужим людям приходить и свои порядки наводить.
Друг, измученный болью, и так не особо рвался к церковным таинствам – утешался «Шоу Шустера» и «Свободой слова». А тут, под шквалом негативных эмоций родных, сдался: не надо священника, давай отложим на потом, когда все успокоится, когда «полегче» будет. А жизни ему врачи оставили, от силы, месяц – и он об этом знает.

Cлучилась Божия милость

Нашлись родственники и друзья, поддержавшие мою инициативу. И как-то так всем вместе, по слову, по аргументу, нам удалось вернуть больного к желанию исповедоваться и причаститься. И как ни тяжело человеку терпеть боль, но он и каноны выслушал, и отдельные тезисы о подготовке к Таинству.

Батюшка исповедовал его минут сорок, причастил и соборовал.

Болезнь продолжает съедать, боли становятся все сильнее и невыносимее. Ближайший друг моего друга полагает, что когда тот беззвучно шевелит губами, он читает «Отче наш».

Сомнения праведных

Несколько лет до этого я по-разному предлагала своему другу пойти в храм: в воскресенье на Литургию, на праздники, говорила о том, что исповедоваться и причащаться нужно и объясняла почему. Он меня слушал, соглашался с моими доводами и даже подарил мне нательный крестик, но сам до церкви так и не дошел.

Внезапность смертельного диагноза и прогнозируемая близость его кончины изменили всё. И даже больше горя и сострадания с моей стороны был страх, что этот хороший человек может уйти в вечность нераскаянным, не вкусив Тела и Крови Христовых.

Стараясь изо всех сил помочь ему исповедоваться и причаститься, вдруг столкнулась с неожиданной для себя точкой зрения людей верующих.

«А надо ли уговаривать человека исповедаться и причаститься, если конец его уже, по всей видимости, близок, но он никогда не ходил в церковь и относился к вере с пренебрежением? Не будет ли это лукавством по отношению к вере и Богу?

И не будет ли это лукавством по отношению к этому человеку — ведь он свободной волей выбирал не верить и не ходить в храм в течение его жизни, а тут теперь такие активные меры с нашей стороны...

И не являются ли наши уговоры близких, лежащих на одре болезни, причаститься и исповедаться – всего лишь нашим самоуспокоением? Мол, МЫ такие хорошие, что все сделали для человека перед его отходом в вечность? Возможно, было бы честнее просто быть с человеком рядом без того, чтобы обязательно его «воцерковлять», пользуясь его положением? Ведь причастие и исповедь — автоматически — не приведут его к вере и упованию на Бога…»
 

Мнение священника

– Что значит уговаривать?! Предложить исповедоваться нужно каждому человеку, потому что может быть, что потом такую возможность уже не вернёшь. Это абсолютно необходимо! – говорит протоиерей Владимир Тютенко, настоятель храма во имя святителя Луки Крымского в Виннице. – Но если уговаривать – это предлагать и объяснять, а человек не очень воспринимает, то важно не перейти грань и не совершать психологического насилия. Так как человек может начать убегать не от Христа, а от нас.

Главный вопрос, по мнению батюшки, — как предложить. Может ли тот, кто предлагает исповедоваться, приоткрыть, что это крайне необходимо сделать, особенно, если человек смертельно болен. Что самому умирающему нужно осознать самого себя и пересмотреть свою жизнь.

– Очень важно, как предлагается, как мы человеку открываем Бога, – говорит о. Владимир. – Если будем говорить «это надо потому, что в аду будешь мучиться, и для этого ты должен прочитать три канона» – это ничего не сказать, а то и оттолкнуть человека. Это снизойти на бытовой уровень понятий о вере.

Отец Владимир рекомендует объяснить больному, что болезни, которые есть на земле и его болезнь, как частность, есть следствие того грехопадения первых людей, которые извратили этот мир, посеяли страдание. От этого страдания пришел избавить нас Господь, Христос пришёл как помощник и Спаситель. И больной может к Нему обратиться с надеждой на Его Милость.

– Если даже не личный грех является причиной болезни, как в Евангелии о слепорождённом, то болезнь иногда посылается как способ встречи человека с Богом. Поэтому необходимо человеку приоткрыть, что болезнь тоже есть часть его жизни, есть Промысел Божий, в котором сокрыто зерно пользы для него, – говорит о. Владимир.

Еще следует сказать: несмотря на то, что мы несем на себе несовершенство человеческой природы, и она проявляется и в болезнях, все-таки очень часто именно личные грехи являются причиной той или иной болезни.

– А поскольку грех, ошибки, в большинстве своём, есть причина болезни, то необходимо покаяние, которое дарует человеку прощение от Господа. А раз грех прощён, то проходит и наказание за грех. Поэтому много людей, которые исповедовались, чувствуют облегчение и чисто человеческое, и личностное, и духовное. А часто приходит и улучшение в течении болезни или даже выздоровление.

Однако, по мнению о. Владимира, не надо ориентировать человека лишь на возможность чуда исцеления после исповеди и причастия. Это не совсем верный подход.

– Чудо – это всегда исключение. А человеческая жизнь с ее болезнями – это тот Крест, который человек несет – говорит о. Владимир. – Но человек может получить совершенно иной взгляд на болезнь через исповедь, беседу со священником. И как следствие, проходят уныние и отчаяние, а больной приобретает оптимизм и надежду. Внутреннее перерождение через готовность идти к Богу, приняв Крест болезни, — может, в этом и заключается главное чудо.

 Как разъяснить необходимость Таинств исповеди и Причастия умирающему, который никогда не ходил в церковь, относился к вере равнодушно или пренебрежительно? Рассказывает настоятель больничного храма во имя святителя Луки Крымского в Виннице протоиерей Владимир ТЮТЕНКО.

Винницкий храм во имя святителя Луки Крымского построен в 2004 году рядом с областным онкодиспансером, а до этого шесть лет действовал в коридоре районной больницы. За эти 16 лет у священников храма накопился огромный опыт окормления больных и умирающих. Сюда приходят многие, услышав страшный диагноз, здесь родственники больных обращаются к Богу, надеясь облегчить участь своих близких.

90% онкобольных исповедуются впервые в жизни

На протяжении многих лет священники и сестры милосердия храма сами поочередно обходят отделения онкодиспансера, чтобы духовно поддержать людей.

Каждую среду женщины храма приносят больным молитвословы и книги «Исповедь. Причастие. Пояснение» и говорят, что, если пациенты захотят, священник бесплатно придет их исповедовать и причастить. В беседах с больными приводят примеры из собственной жизни и опыта своих родных, отвечают на вопросы, которые люди нецерковные часто стесняются задать священнику.

По пятницам сестры милосердия приходят в онкодиспансер, чтобы поговорить с больными и уточнить, кто из них готов исповедоваться и причаститься. За эти два дня люди успели что-то прочитать, у них появились вопросы – они могут о чем-то переспросить, укрепиться в своем решении. А это еще один шаг к вере.

В субботу священники исповедуют и причащают пациентов онкодиспансера, так как в этот день хирургическая больница разгружена от манипуляций, лабораторных исследований и т.п. Есть возможность утром в спокойной обстановке совершить Таинство для большого количества людей.

358 01

– Мы приходим к тяжело больным, которые не могут ходить, причем 90% этих людей исповедуются впервые в жизни или впервые за многие годы. Каждую субботу мы причащаем около 6-12 больных, –рассказывает о. Владимир. – Для них впервые происходит осознанное переосмысление жизни, обретение веры и поддержки. И если у человека получается правильно воспринять и себя, и свою болезнь, то у него формируется правильный настрой на жизнь, на лечение, на борьбу с болезнью.

Как отмечает о. Владимир, после молитв, исповеди и Причастия многие люди чувствуют некоторое облегчение, умиротворение, и уже глазами веры воспринимают дальнейшее течение болезни, а в облегчении видят некоторую милость, которую совершает Господь, и это тоже рождает надежду на благополучный исход. А это – ступенечка на пути к дальнейшему возрастанию человека в вере и опыт, как у Господа обретать помощь и поддержку.

– Возвращаясь из больницы домой, человек уже Бога не оставляет. В этом есть обретение им спасения независимо от того, появятся ли через некоторое время метастазы или нет, и сколько он еще проживет, – говорит о. Владимир. – Человек обрел Бога. Обрел спасение – это то, главное служение, которое мы видим для себя.

Всегда нужно позвать священника. Хотя бы на беседу

За годы священства и окормления больницы о. Владимир Тютенко видел множество случаев действия Промысла Божьего, когда в болезни происходило духовное перерождение человека.

Вот сейчас умирает в онкодиспансере старик – человек сложной судьбы: несколько браков, которые распались, дети росли без отца. На старости он остался один из-за своего характера – склочного, нервного, раздражительного, гордого. Ни с кем не считался, и никто не мог с ним ужиться. Но сейчас он исповедовался и осознал свои ошибки.

– И перед лицом Божьим это теперь совершенно другой человек, человек, который сделал правильные выводы о том, как нужно жить и строить взаимоотношения со своими ближними.  Человек, который принял своё одиночество как наказание за ошибки, примирился с самим собой,  с родными и с Богом, – рассказывает о. Владимир. – Оказывается, это было глубинное духовное перерождение. Он уже давно шёл в своём внутреннем переосмыслении, и, слава Богу, что мы к нему пришли с исповедью – через неё он до конца разобрался в себе и в Боге нашёл успокоение. И это не одинокий случай. В подобные моменты священник особенно чувствует себя соучастником Промысла Божьего о спасении человека.

По мнению батюшки, мы часто видим в человеке его внешнюю сторону, а внутренняя жизнь, его душа, бывает закрыта. Поэтому всегда нужно позвать священника. Хоть на беседу:

– Когда человек открывается, ближний зачастую даже не подозревает, какая за этой скорлупкой, за этой личиной гусеницы скрывается красивая бабочка души!

Как отмечает о. Владимир, община храма во имя святителя Луки Крымского стала инициатором того, что священник приходит к больным. Но оказывается, что нередко люди годами уже шли к этой исповеди, они что-то исправили в своём характере, от чего-то отказались, и это уже был осознанный путь к Богу. Причём, даже ближние или знакомые не всегда могли замечать тот духовный процесс внутреннего преображения. Господь промыслительно ведёт каждого человека ко спасению, но не всегда мы это осознаем и принимаем.

Если больной не хочет исповедоваться…

Однако нередки случаи, когда человек и на смертном одре не готов переосмыслить свою жизнь – не видит за собой грехов, упорствует в своем неприятии Церкви, отказывается встретиться со священником.

– Если человек отказался исповедоваться и причаститься – это не только его проблема. Это еще и проблема того, кто предлагает, – говорит о. Владимир. – Значит, нужно помолиться. И если человек в твоем присутствии не увидел Христа, это тоже есть проблема духовной жизни верующего человека.

А бывает так, что нет пророка в своем отечестве – сложные стереотипные отношения, люди друг друга не слышат, присутствует определенный негативизм. Если не получается самому, следует попросить поговорить с больным кого-то другого, чьё мнение может оказаться значимым.

– Наше дело — беспокоиться о спасении. Не совершая насилия, не обольщая человека чудом. Единственно, что правильно, – это приоткрыть человеку величие Бога, человеческого достоинства. Нужно открыть Бога как идеал, как некую красоту, как любовь, и тогда человек, может быть, тоже начнет приоткрываться, – говорит о. Владимир. – К каждому возможно найти подход: кому-то нужны простые слова, кому-то более сложные образы – нужно чувствовать человека.

По мнению о. Владимира, важно понять, какой священник сможет лучше найти подход к определенному человеку. Не обязательно пригласить батюшку только на причастие, можно просто пригласить поговорить, если человек на это будет согласен.

– Многие пребывают в плену стереотипных установок, внешней сложившейся психологической, семейной и прочей жизни. Нужен иногда иной взгляд на те вещи, в которых человек уверен на 100%, что так и есть, – говорит о. Владимир. – И даже если кажется, что человек не способен к покаянию, он вдруг начинает видеть по-другому – запускается процесс внутреннего переосмысления. Как далеко он пойдет – Бог ведает, но даже то, что сделано – всегда благо.

Как отмечает о. Владимир, исповедь не будет автоматической, если священник не формально отнесется к человеку:

– Человеку нужно уделить внимание, узнать о его жизни и проблемах. Важно не только исповедовать грехи, но и дать подсказку, какие шаги нужно сделать, чтобы ощутить Божию помощь.

По мнению батюшки, если умирающий категорически против исповеди и причастия – это его выбор. Но те ближние, которые находятся рядом, все равно до последнего момента должны проявлять участие, в том числе и молитвой. И если верующий старался сделать все возможное, но у него не получилось довести человека до исповеди, то его, по крайней мере, не будет мучить совесть, что он ничего не сделал.

– Сейчас время такое, что храмы мы построили, а качество православной жизни страдает, даже внутри наших храмов, – говорит о. Владимир Тютенко. – Мы должны учиться эту жизнь строить – учиться проповедовать Христа и больным, и здоровым, а самим стремиться к качеству православной жизни и являть бескомпромиссную верность христианским идеалам.

ПвУ