-
2023-06-05 Православные отмечают день Святого Духа
-
2023-06-04 Православная Церковь празднует День Святой Троицы
-
2023-06-03 Троицкая вселенская родительская суббота
-
2023-06-02 Церковь празднует обретение мощей свт. Алексия, митр. Московского, всея России чудотворца (1431)
-
2023-06-01 Православные празднуют память благоверного великого князя Димитрия Донского
-
2023-05-31 Церковь празднует память святых отцев семи Вселенских Соборов.
-
2023-05-30 Православная Церковь чтит память Ап. от 70-ти Андроника и св. Иунии (I)
-
2023-05-29 Церковь чтит память прп. Феодора Освященного
-
2023-05-28 Церковь чтит память Преподобного Исаии Печерского
-
2023-05-27 Церковь чтит память Прп. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского
Ольга Шульчева-Джарман: Икона «Воспитание». Опыт созерцания
Разделы: Воспитание, О главном
Отрок Христос, одетый в золотой гиматий, спадающий с Его плеч – без хитона. Плоть Воплощения, Плоть Сына Божия – и есть риза Его, хитон нешвенный. Хитон обнажает и плечи, и ноги – Сын Божий над бездной, образованной складкой в темном мафории, словно над бездной смерти. Он готов к погружению в бездну, к шагу, к прыжку вниз, к «крайнему истощанию Своему», к кенозису…
Он – Слово Отчее, Он – великий Проповедник. И проповедь Его – вся жизнь, и смерть, и Воскресение Его.
Прекрасна Матерь Христова – фигура Ее стройна, как древо, вырастающее из земли к небу. Так прорастает земля в Небо…
Об этом мечтали люди с глубочайшей древности – возводя гигантские менгиры или колонны храмов, украшенные листвой деревьев.
Дерево, древо земное прорастает в божественную, небесную высь – и земля, темная почва, смиренная и молчаливо принимающая в себя «от века мертвецов» сама становится небом.
Так мечтали люди, и порой отчаивались в своих мечтаниях, почитая их недостижимыми, и обращались к богам иным — суетным, понятным и практичным. Они совершали жертвы и культовые игрища под священными деревьями, в священных рощах, «между идолами своими вокруг жертвенников их, на всяком высоком холме, на всех вершинах гор и под всяким зеленеющим деревом, и под всяким ветвистым дубом, на том месте, … они приносили благовонные курения всем идолам своим» (Иез.6:13).
Но все их попытки окончились тоской, пленом и полным крахом.
«И узнаете, что Я – Господь».
Вот Он – Отрок, полностью уязвимый, едва покрытый золотым спадающим гиматием… Он отдаст плечи на раны, руки и ноги Свои даст пригвоздить к сухому дереву – дереву проклятому, крестному. Ибо проклят всякий, кто висит на древе (Втор.21:23 и Гал. 3:13).
«Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел». (Втор. 21:22-23)
Не было лжи во устах Его, никто не мог обличить Его в неправде – но человеческая злоба превозмогла человеческую чистоту и красоту Отрока Господня. Обнаженный, был Он повешен на древо, и тело Его, растянутое крестообразно на орудии пытки и позора, само образовало крест…
Крест, древо, прорастающее из смерти в жизнь. Крест, который, по слову Честертона, подобен фигуре человека. Крест, который древние люди порой использовали как символ человека…
На одном из изводов иконы риза Богоматери, соединяясь на груди Ее, образует букву Y, как в древнем слове-символе веры ранних христиан IXTYΣ. Сын Божий, закланный Агнец, стоящий пред престолом Отчим всегда, с язвами крестными.
И теперь Настоящий Человек и Крест соединились навсегда.
«Он…предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих» (Ис.53:12)
Древо проросло в Небо. Золотой гиматий Божества опал с плеч Сына, и застыл золотым кристаллом драгоценным в сердце земли. И прозелень иконы, Дух Божий, носящийся над бездной, в которую ступил Сын, одевает Церковь Его.
Подобно тому, как ударяет молния в землю, оставляя жилу чистого золота – ибо так думали люди в античности – ударил Сын Бога Небесного в землю, стремящуюся тысячелетиями в Небо.
«Не бойтесь!» – поднимает Он руку в риторском жесте, а на обнаженном плече его – царский клавий. – «Не бойтесь за Меня, жены Иерусалимские, не бойся за Меня, Петр, не бойтесь, все любящие Меня – Я живу, и вы живы будете! Но прежде Я иду — Я исполню всякую правду».
Он ударился о землю, Он умер, Он оживил сухое дерево, Он стал камнем и золотом в сердце земли, при корнях Церкви, Он не остался в земле с мертвецами, но извел Он источник воды живой, бьющий из скалы Церкви, из подножия Креста-Древа…
И ныне – вовек! –
небывало-иное –
слова, расколовшие горы надвое –
- Идем!
Дождем
обновится пустыня сухая,
и мертвая кожа,
и память глухая –
- Идем!
Зрачок – ко зрачку,
и дыханье – к дыханью,
за руку – рука разорвет расставанье –
- Восстань! Отсюда идем!
Воспитание. Икона написана парализованным человеком с помощью компьютерной графики