Священник Вячеслав Нефедов: Молитвенные правила и реальная жизнь (практические советы)

Разделы: О главном

Знакомая для многих проблема: в пятый раз перевел с утра будильник на "еще 5 минут", потом вскочил как ужаленный, бегом собрался на работу и выбежал из дому. Пришёл вечером – усталость, дела, семья... – уже заполночь, и вставать нужно так скоро, что хоть не ложись. Правило же, если хватает сознательности, максимум что в транспорте читаются, а потом идёшь на привычную исповедь с дежурным "пропускал (сокращал) утреннее (вечернее) правило". Я учусь решать эту проблему последние лет пятнадцать, поэтому вот вам пара советов от бывалого "пропускателя".

Утреннее правило

Смешное отступление. Когда мне на исповеди рассказывают о какой-либо дежурной проблеме, я всегда интересуюсь, каким образом кающийся собирается бороться с данным грехом. И в 99% случаев ответ как под копирку: буду стараться так не делать, буду больше молиться. Интересно, какую молитву надо прочитать с утра, чтобы встать на утреннее правило? О том, почему этот стандартный  ответ не работает, и что надо делать на самом деле, я расскажу как-нибудь в другой раз. А пока вернемся к нашим баранам – пропускам утренних молитв.

Утренние молитвы не читаются по двум причинам, устранением которых можно заняться одновременно. Итак, первое. Мы не можем встать во время утром, потому что поздно ложимся вечером. Очевидная проблема, ведь правда? И ответ тоже очевидный – не надо сидеть допоздна. Перенесите свои дела на утро. Не успели? Ну, и ладно. Другой очевидный факт – мы никогда не успеем сделать все задуманное, потому что думаем сильно быстрее, чем делаем. Бывает, случается аврал, и ты пашешь как проклятый, не смотря на время суток. Что ж, придется пожертвовать молитвой. Но такое бывает не часто, правда? В большинстве случаев мы сидим допоздна перед компьютером / телевизором / книгой (нужное подчеркнуть и обвести кружочком). Хочешь посмотреть новый эпизод любимого сериала? Утром посмотришь. Не можешь удержаться, потому что компьютер включен? Ну, так не включай, ложись в 8 вечера и вставай в 4 утра!

Вторая причина составная. Допустим, чтобы успеть на работу, нам надо встать в 6:30 (с учетом гигиены, молитв, завтрака и т.д.). Но мы либо встаем в 6:30, долго раскачиваемся и не успеваем читать молитвы, либо после "еще 5 минут" подскакиваем в 7:10, с трудом успевая на работу. Так вот, лечится это тем, что нужно вставать на час раньше. Чтобы успеть  "раскачаться" и прочитать утренние молитвы. Но как встать на час раньше, если мы и вовремя не встаем?

Тут нет никакой экзотики и эзотерики. Просто наш организм приучен к режиму "заведи будильник на 6:30, полежи еще 5 минут, затем подымайся в 7:10". Значит нужно организм планомерно приучать к другому режиму. Ставим будильник (да погромче!) на 5:00. А потом ждем, пока наш организм начнет привыкать к новому раздражителю. У меня ушло минимум полгода, потом я стал автоматически просыпаться в 4-5 утра. Видимо, мозг хотел избежать шока от неприятного звука будильника, поэтому готовил организм заранее.

Важное примечание: когда организм привык просыпаться рано, у меня началась вторая стадия – я учился просыпаться сам. Да-да, это разные вещи. Потому привычка просыпаться в 4-5 утра – это одно, , а вставать после этого на молитву – совсем другое. Тоже потребовалось сколько-то месяцев. И из этого вытекает другое, не менее важное примечание.

Не надо расстраиваться по поводу того, что ты раз за разом пробуешь ложиться и вставать раньше, а результата нет. Речь идет не просто о какой-то хорошей привычке, речь идет о другом состоянии организма, к которому надо прийти через практику. У кого-то получается быстро, у кого-то – сильно дольше. У меня, повторюсь, ушло несколько месяцев (если быть точнее – больше полугода). Но в сухом остатке получаем возможность встать рано утром даже в выходной, спокойно помолиться, написать заметку на сайт и даже проверить ленту друзей в социальных сетях.

Вечернее правило

В связи с изложенным выше, обычно задаётся два вопроса: что делать, если не получается молиться вечером; и как поменять вечерний график, чтобы вставать нормально утром? Отвечать начну со второго...

Есть в компьютерных играх такое понятие – триггер. Это специальная команда, которая запускается в том случае, если игрок входит в определенную область. Например, идет твой персонаж по подземелью, а тут – бац! – и летучие мыши полетели! Это твой персноаж "зашел" в специальный выделенный участок подземелья, сработал триггер, и игра "выдала" спецэффект в виде мрачной стаи летучих мышей. Идея ясна?

Так вот, у нас дома полно таких же триггеров, вступая во взаимодействие с которыми, мы начинаем выполнять привычные последовательности действий!

Объясняю на пальцах. Рассказал тебе батюшка на проповеди о необходимости духовного чтения, и ты, преисполненный решимости начать читать святых отцов, идешь домой. Зашел в квартиру, по привычке бросил куртку на стул, поставил вариться кофе, а в это время на автомате включил компьютер. А там привычно проверил свои подписки, а потом всплыло сообщение об окончании закачки нового фильма, и ты вместо святых отцов под кофе смотришь 15-й фильм за неделю. И все это – по привычке.

Так вот, проблема домашней молитвы упирается в большое количество вот таких домашних триггеров: разделся – варишь кофе; варишь кофе – включаешь комп; включил комп – залез в соц. сети и т.д. В этой привычной рутине нет места молитве. Так что же делать?

Надо рвать привычные связи, надо готовиться к приходу домой как к военной операции. Надо заводить новые триггеры. Собственно, здесь нужен килограмм мотивации и полкило бескомпромиссности. Сейчас я расскажу, как я быстро научился ложиться в одиннадцать вечера. Не взирая ни на что.

Захотелось мне однажды научиться делать мебель. И я устроился в столярную мастерскую учеником. Меня смущало только одно – я до жути боялся станков. Потому как насмотрелся на бывалых столяров, у которых не хватало пары фаланг, а то и нескольких пальцев. Слава Богу, в моей мастерской с пальцами у мастеров был полный порядок. И я вывел простую закономерность – чем бодрее мой мозг, тем целее организм. Поэтому из-за страха потерять пальцы, я стал ложиться ровно в 23:00. Мне было абсолютно наплевать на фильмы, новости в соц. сетях, посиделки у друзей – я очень люблю свои пальцы. И я не видел причины с ними расставаться.

Поэтому, если кто-то хочет лечь спать пораньше, тому будет полезным помнить о-о-о-очень простое правило: "Хочешь лечь рано? Наплюй на все, и ложись! Не спится? Лежи молча и читай "Отче наш" про себя. Интересное в интернете? Да наплевать сто раз! Друг написал в скайпе? Завтра ответишь, не переживай. Марш спать!"

К слову, я успешно ложился в 23:00 ровно до тех пор, пока работал в столярке. Когда пропала мотивация, график сразу "поплыл".

Теперь коротко про первую часть. Она настолько элементарная и простая, что много не напишешь. Итак, вечернее правило часто не читается, потому что много дел (а у кого развлечений – см. выше), дела делаются допоздна, а потом просто нет сил. Открою секрет. В некоторых семинариях и монастырях общее вечернее правило читается сразу после ужина. То есть, за несколько часов до отбоя. Эту практику можно легко применить и дома. Пришел домой, поужинал в тишине – и вставай на молитву. А потом делай свои дела сколько влезет.

Молитвенное правило и реальная жизнь

Выше мы разобрали проблему плохой организованности, то есть когда время есть, но используется плохо, и поэтому его "не хватает" на молитву ни утром, ни вечером. А что делать, если времени на самом деле не хватает по объективным причинам? Мамы занимаются детьми, отцы пропадают на работах во 12-14 часов, студенты учатся на очном, подрабатывая в свободное время. Добросовестные дети пашут на двух работах, ухаживая за немощными родителями – никакой жизни: ни личной, ни молитвенной! А если взять "стандартное" молитвенное правило стандартного православного христианина в вакууме, то получается приличный кусок чтений: молитвы утренние и вечерние, глава из Евангелия и две из Апостола, кафизма-две. А если собрался причаститься, то к этому прибавляются три канона (Господу, Богородице и Ангелу-Хранителю), последование ко причащению. В сумме добропорядочный христианин потратит минимум пару часов, а не особо наученные или особо благоговейные могут молиться и 5-6 часов. Какие тут дети, работы, родители и учеба? И личная жизнь еще эта...

Тут самое важное разобраться в чем заключается суть молитвы и молитвенного правила. А потом я приведу пару вариантов, которые вычитал у святых отцов, подсмотрел у грамотных товарищей и испробовал на себе.

Для меня отправной точкой давным давно стало следующее высказывание свт. Игнатия Брянчанинова: "Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он, Премилосердый, и на непросящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу". Итак, молитвенное правило нужно в первую очередь нам, а не Богу. Если мы меняем свое молитвенное правило, отношение Бога к нам не меняется – Он все равно нас любит, все про нас знает, все равно нам помогает. Молитвенное правило характеризует человека, строит его внутренний мир. И тут важен следующий фактор: человек не просто сам строит свою жизнь, но сталкивается с объективными факторами, которые подает благостный промысл Божий. Я не буду утяжелять  данный текст подробностями, но если кратко, то наши обстоятельства жизни, даже те, которые "мешают" молиться так, как мы хотим – все это дается Богом для нашего блага. Если нужны конкретные примеры для пояснения мысли, пишите в комментариях, я накатаю отдельный текст.

Итак, "суббота для человека, а не человек для субботы" равносильно "молитва для человека, а не человек для молитвы". Молитвенное правило остается молитвенным, даже если меняется привычная форма оного. И теперь время поговорить о второй важной мысли из цитаты свт. Игнатия – нам нужна молитва, потому что через нее мы усваиваемся Богу, становимся Божьими. Отсюда вытекают два вывода: молитва не цель, а средство (см. обратно евангельское понимание субботы); целью является обожение, которое проявляется в ряде характеристик, о которых тоже, наверное, стоит написать отдельно.

В молитве человек разговаривает с Богом, чтобы стать к Нему ближе. Молитвенные правила, проверенные временем, помогают не наделать ошибок, но не всегда объективно выполнимы. Поэтому перед человеком всегда есть выбор: менять жизнь, выстраивая ее вокруг молитвы, либо подстраивать молитву под ритм жизни. А теперь переходим к вариантам, когда забот полон рот, а к Богу все равно душа тянется. Главное помнить, что все эти способы относительны, и хорошо бы их согласовать с каким-нибудь священником, который будет наблюдать за процессом.

"Вычитка"

Вариант, требующий насилия над собой. Любой ценой, но надо стоя перед иконами вычитать имеющееся правило. Насколько я могу судить, помогает только при экстренных обстоятельствах, когда какой-то нехороший грех очень сильно забарывает душу. Постоянно использовать нет смысла, потому что очень сильно изматывает и физически, и психологически. Не видел ни одного случая, когда замотанный работой, но в целом душевно здоровый раб Божий получал пользу от такого способа. А вот когда сильно мучает какая страсть, да так, что начинаешь с головой уходить в греховную пропасть, такой способ может стать отличным якорем.

"По кусочку"

Это когда правило разбивается на маленькие фрагменты. Найти на утренние молитвы пол-часа бывает сложно, но если между домашними делами делать паузы в 3-4 минуты и читать по одной молитве, то утро насыщается полным правилом. Для нормального выполнения такого правила нужно в перерывах между молитвами в голове держать прочитанное, а домашнюю работу выполнять "на автомате".

Сокращения

Нет сил/времени читать полностью – честно сокращаем молитвы до минимально выполнимого объема. Утренние/вечерние молитвы таким образом можно вычитывать за неделю, прочитывая ежедневно лишь по молитве. Можно и вовсе читать одну молитву из всего правила, вчитываясь в нее целый месяц. Хорошо бы при этом иметь ощутимый результат – полное понимание молитвы, ее глубины, отношения к повседневной жизни.

Иисусова молитва

"Серафимово правило" предполагало постоянную молитву целый день, служебник также предлагает вместо канонов и положенных келейных служб определенное количество Иисусовой молитвы с поклонами. Удобно тем, что можно прерваться/начать в любой момент, когда обстоятельства обязывают/располагают. Есть множества предостережений опытных делателей этой краткой молитвы, но они относятся к "профессиональной" среде – молодые монахи, мирские боголюбцы с кучей свободного времени и т.п. Ни разу не встречал загруженного бытом или работой христианина, который впал в прелесть от Иисусовой молитвы.

Богомыслие

Это способ от бывалых аскетов для тех монахов, что были заняты на хлопотных и суетных послушаниях, и потому не могли выполнять положенное правило. То есть, собственно, наш профиль. Смысл в том, что вместо молитвы полагается думать о божественном, крайне желательно чтобы это относилось к повседневной жизни. Если не путаю, про это есть рассказ у прп. Иоанна Лествичника. Один монах крайне преуспел во внутреннем делании, хотя все время подвизался поваром, и на правила и прочии молитвы времени не оставлось. А все дело в том, что он смотрел на огонь очага и представлял геену огненную.

Используя этот принцип можно любую работу наполнить Божественным смыслом. Это легко еще и от того, что наша работа дается Божием промыслом, будь то домашнее хозяйство, зарабатывание денег, учеба или что еще.

На этом все. Разве что еще раз напоминаю, что все эти "опыты" лучше осуществлять под присмотром специалистов – местного доступного батюшки.

Бог в помощь!

Дневник священника-строителя