Андрей Сегеда: Для чего православному христианину поклоны?

Зачем православный человек совершает поклоны во время молитвы? Не унижает ли это его достоинства? Чем вообще поклоны помогают молящемуся? Попробуем разобраться...

Когда мы кланяемся — мы демонстрируем уважение

Очень непросто психологически было поклониться незнакомцу для человека эпохи главенства холодного оружия. Когда мы кланяемся, то на какой-то момент становимся беззащитны и оставляем совершенно неприкрытой шею. То же происходит и с человеком, вставшим на колени. Поэтому поклон и коленопреклонение с древних времён были двумя формами явного выражения доверия, почтения и уважения.

Лёгким наклоном головы люди приветствовали друг друга при встрече на улице. Своим родителям и благодетелям, которым были обязаны, они кланялись в пояс. А перед чем-то священным, особо почитаемым ими, например, перед Святой Чашей, ракой с мощами святого или чудотворной иконой, они совершали земной поклон или преклоняли колени.

У церковного поклона, помимо демонстрации почтения Богу, есть и ещё две важные функции. Во-первых, совершение поклонов во время молитвы помогает нам несколько занять тело, помочь устать ему и, тем самым, отвлечь разум от мыслей о постороннем, помочь ему сконцентрироваться на обращении к Богу.

Во-вторых, философия молитвы предполагает, что славить Господа должно всё существо человека. Не только его душа, но и тело. Тело во время молитвы тоже молится посредством совершения некоторых обрядовых действий, таких как наложение на себя крестного знамения, совершение поясных или земных поклонов, коленопреклонение и т.п. «Если тело не потрудилось в молитве, то молитва останется бесплодной», — отмечали подвижники первых веков христианства.

Кроме того, поклон пробуждает в человеке дух покаяния, смирения, душевного сокрушения, укорения себя и покорности воле Божией. «Надо нудить себя и против воли делать усердные поклоны; это нужно против гордости нашей, гнездящейся в глубине сердца. Гордость не любит кланяться», — писал праведный Иоанн Кронштадтский.

Богу не нужны рабы?

«Богу не нужны рабы!» — эту фразу я несколько раз слышал от одного своего «продвинутого» знакомого. И действительно, Господь в Евангелии указывает на сложный путь эволюции, которое предстоит пройти сознанию человека от состояния раба, через состояние наёмника, к состоянию сыновства — вспомните притчу о блудном сыне. Но этот эволюционный путь требует времени длиною в жизнь.

Действительно, Богу не нужно наше восторженное поклонение. Но что же делать, если при виде всей красоты и стройности замысла созданного Богом мира душу охватывает благоговение и трепет? Как выразить Творцу, давшему нам бытие и бесчисленные иные блага, нашу благодарность? Никакая форма демонстрации почтения не может стать в этом случае чрезмерной.

Кроме того, мы часто кланяемся людям, которые могут быть нам чем-то полезны. Мы стремимся расположить их к себе вежливым обхождением и угодить подарками. И когда нам указывают на это мы, подобно неправедному домоправителю из ещё одной притчи, восклицаем: «Ты что, ничего в жизни не понимаешь? Он может быть очень полезен!» Так неужели мы будем настолько горды и безумны, чтобы считать, что поклон перед Богом, перед Его образом в храме может быть каким-либо образом унизителен для нас?

Как ни странно, в поклоне мы выражаем именно свою свободу. Мы доказываем самим себе, что свободны от гордости и можем увидеть величие Того, кто действительно безмерно выше и лучше нас. Увидеть и не позавидовать, но оценить, восхититься и признать это знаком величайшего почтения.

Именно поэтому на каждой литургии верующих прямо призывают творить молитву с поклонами: «Приидите поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем к Самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему».

Немного из истории поклонов

Обычай совершать земные поклоны появился ещё во времена Ветхого Завета. Так молился мудрый царь Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3 Цар. 8: 54), пророк Даниил в плену вавилонском (см.: Дан. 6: 10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящен Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41) и вошел в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60; Еф. 3: 14). Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом.

В этот период часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», вместе с которой совершаются великие постовые поклоны. Это троекратные земные поклоны, сопровождаемые крестным знамением, творимые во время молитвы, за которыми следуют ещё 12 малых поклонов.

Коленопреклонение или совершение земного (великого) поклона и восстание с колен имеют и своё богословско-символическое толкование. По мысли святителя Василия Великого, оно знаменует собой духовное падение человека через грех и его духовное восстание его по человеколюбию Господа.

В дореволюционной России поясной (малый) поклон был не только формой молитвы в храме, но и общепринятой формой вежливости. «В пояс» кланялись родителям, обществу, а низшие слои общества — особам духовного звания, дворянам или царю. В знак особой приязни правая рука кланяющегося могла быть прижата к левой стороне груди. Это называлось «сердечным» поклоном. Дворяне приветствовали друг друга лёгким наклоном головы, но высшее духовенство, государя или родителей также могли приветствовать, поклонившись в пояс.

В церковном обиходе земные или поясные поклоны могут являться формой епитимьи, накладываемой священником на раскаивающегося грешника для осознания им глубины своего проступка перед Богом. Они также совершаются не сами по себе, как некие физические упражнения, а с молитвой.

Когда кланяться — неправильно?

Самочинные и несвоевременные поклоны в храме показывают нашу неопытность в церковной жизни, а иногда и мешают молящимся возле нас людям. Поэтому, поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом.

Первый Вселенский собор запрещает земные поклоны в некоторые особо торжественные церковные праздники: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно Святому Собору да стояще приносят молитвы Богу» (20 правило).

Вторит ему и Шестой Вселенский собор в своём 90-м правиле: «От богоносных отец наших канонически предано не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова».

Таким образом, согласно Церковному уставу не принято преклонять колен и совершать земные поклоны в день, когда собираешься причащаться Святых Тайн, в дни Двунадесятых и великих праздников, в воскресные дни, а также в периоды от Рождества Христова до Крещения и от Воскресения Христова (Пасхи) до Дня Святой Троицы (Пятидесятницы).

Также, православному христианину, как крещёному члену Церкви не следует совершать поклона на возгласе «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» во время литургии, так как здесь имеются в виду люди, ещё не прошедшие через Таинство Крещения.

Православие.FM


Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!