Андрей Сегеда: Церковная записка — такая простая и… непонятная?

Порой самыми сложными и непонятными в храме для нас оказываются самые простые вещи – например... церковные записки.

Одним непонятно в них буквально всё: зачем они пишутся? куда их потом уносят? что происходит далее с ними, и с теми людьми, за кого они подавались?

Другие сталкиваются с проблемой их заполнения... Можно ли вносить имена всех или только крещёных? Что делать, если не помнишь крещального имени человека? Как правильно распределять вписываемых по категориям: «беременная», «воин», «учащийся», «иеромонах», да и надо ли?

Третьи пытаются понять, в чём смысл разделения записок на «заказные» и «простые», «молебны» и «панихиды», не говоря уже о «сорокоустах» и «проскомидиях».

Наконец, четвёртых волнует денежный вопрос: что будет, если записка стоит 10 гривен, а в кармане нашлась только половина этой суммы? Откажутся принимать и молиться? Или почему в одном храме деньги берут за записку, а в другом за каждое имя? Если у меня много родственников я должен экономить на их поминовении и подавать записки не за всех? Постараюсь рассказать обо всём.

1. Зачем пишутся записки и что с ними происходит потом?

Сам Спаситель Христос сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). Эти слова Господа говорят о том, что хотя домашняя молитва имеет огромную важность, но соборная молитва в храме всё же ценнее и сильнее, так что весьма правильно как можно чаще посещать его самим и молитвенно поминать своих близких именно там.

Когда записки написаны и отданы в церковную лавку, они ждут там прихода пономаря, который унесёт их в алтарь. Так называемые «простые записки» будут прочитаны в алтаре во время службы алтарниками, а люди, упомянутые в записках «на проскомидию» будут поминаться дважды: сначала священник помолится о них во время проскомидии (особого священнодействия, во время которого просфоры и вино специальным образом подготавливаются к принесению за всех верующих Бескровной жертвы, и иерей особым ножом – «копием», – вынимает из малых просфор частицы за всех живых и усопших членов Церкви), а затем, по завершении Таинства Причащения, когда вынутые ранее частицы помещаются в Чашу с молитвой «отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых». Иногда также отдельно выделяются так называемые «заказные записки», имена в которых дополнительно зачитываются вслух диаконом или священнослужителем во время сугубой ектении.

2. Кого можно и кого нельзя вносить в записки, когда их лучше подавать и как правильно оформить?

Подавать записки лучше всего на вечернем богослужении или в самом начале литургии (по крайней мере – до чтения Евангелия), так как священник должен ещё успеть помянуть ваших близких, затем подготовить Святые Дары к переносу с жертвенника на престол и во время Великого входа переместить их туда, после чего частицы уже не вынимаются.

Церковь во время богослужения поминает всех людей в общих молитвословиях («…О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся…» и т.д.), но поминовение в алтаре оставляет только для верных чад Церкви — то есть для людей крещёных. Также, если говорить об усопших, не поминаются люди, сознательно лишившие себя жизни. Обо всех остальных Церковь молится.

Рекомендуется писать имена поминаемых в родительном падеже (о здравии/упокоении кого? — Николая, Елены, Павла, и т.д.) и полностью («Николая», а не «Коли», «Петра», а не «Пети»). Также стоит стараться писать имена, принятые в церковной традиции («Елены», а не «Алёны», «Сергия», а не «Сергея», «Георгия», а не «Жоры», «Геры», «Егора» или «Юрия»). При этом указывается крещальное имя человека (например, у Владлена, Артура или Октябрины совершенно точно есть второе имя, данное при Крещении).

Если вы всё же не помните или не знаете имени человека в крещении, но точно знаете, что крещён он был, пишите как есть — священник помянет его, а Господь итак точно знает, какое имя ему было дано. Но попытаться выяснить церковное имя близкого всё же постарайтесь!

Теперь о титулах. Если говорить о наиболее давней традиции, то никакие титулы, кроме священного сана в записках не указывались. Все имена писались друг под другом, в столбик, и только у духовных особ перед именем стоял какой-либо префикс: «митр.» — митрополита, «еп.» — епископа, «иером.» — иеромонаха, «диак.» — диакона, «мон.» — монаха. Несколько позже стали добавлять префиксы к именам людей, требующих особого молитвенного поминовения — «в.» перед именем воина в силу тяжести его служения, «мл.» — перед именем младенца (с рождения до 7 лет), «отр.» для отрока или «отрц.» для отроковицы (от 7 до 14 лет), или, к примеру, «бол.» — перед именем болящего, потому что в данный момент он борется с недугом. Cейчас же многие верующие пытаются как-то выделить практически каждого и священник вынужден тратить много времени на разбор разнообразных фантазий вроде «уч.», «плодон.», «бер.», и прочих. Это не является особенно доброй традицией и подобным образом оформлять записки не стоит.

3. В чём смысл разделения записок и какие виды записок бывают?

Записки прежде всего делятся на два вида — о живых и об усопших. Все другие деления («простые», «на проскомидию», «заказные», и т.д.) начали вводиться потому, что в храмах, и, особенно, в больших соборах, записок может быть очень и очень много, и поминать все их как заказные, то есть с перечислением имён на ектении, бывает сложно, так как это сильно затягивает богослужение.

Поминовения также делятся на богослужебные и внебогослужебные, одноразовые и многоразовые.

На богослужении читаются только записки о здравии и об упокоении (простые и заказные) и храмовые помянники, куда вписаны родственники священников, церковнослужители, благотворители и т.п.

После богослужения может дополнительно служиться молебен (с водосвятием или без оного, Господу, Богородице или святому, на ту или иную потребность) либо панихида. Молебен служится о живых, панихида — об усопших. На молебне читаются записки о здравии (обычно, они подаются в церковную лавку отдельно, с надписью «молебен»), на панихиде — записки об упокоении (их можно отметить надписью «панихида»).

Также существуют и многоразовые поминовения, так называемые «сорокоусты». Они также бывают за живых или за усопших и поминаются в те же моменты богослужения и внебогослужебных молитв, что и обычные записки, а в случае, если это «сорокоуст с частичкой» или «сорок литургий» – соответственно как записки «на проскомидию» или «заказные», но лучше уточнять это на свечном столике или церковной лавке при том храме, где вы их подаёте.

Различаются же сорокоусты только сроком поминовения — их можно подать на 40 дней (отсюда и название «сорокоуст»), на полгода или сразу на год.

В некоторых храмах и, особенно, в монастырях можно заказать чтение «Неусыпаемой Псалтири», как за живых, так и за усопших, но поскольку такое встречается не везде, эти поминовения мы рассматривать не будем.

4. Денежный вопрос

Как и свеча, записка — это форма нашей жертвы Богу и нашего вклада в содержание храма. В древние времена люди приносили с собой всё нужное для богослужения — хлеб, ладан, воск, масло, вино, сами строили церковь в своём селе и отдавали на её содержание десятую часть доходов. Нынешнему менеджеру довольно трудно изготовить вино, а заводскому рабочему — насобирать воска из ульев…: мы приносим в храм деньги, и именно поэтому в церковных лавках существует такая, на первый взгляд иезуитская формулировка, как «рекомендуемая сумма пожертвования». Впрочем, если вам не будет не хватать денег на крещение, или подачу нужной запискм, всё решается довольно просто: нужно всего лишь подойти к любому священнику храма, объяснить ситуацию, и в абсолютном большинстве случаев он благословит вам подать столько, сколько можете, и молитвенно помянет ваших родных так же, как и родных любого другого человека.

Наконец, по поводу платы «за записку» и «за имя», то таким методом, как правило, пытаются регулировать количество записок в храмах, в которых очень мало священников и очень много прихожан: в храмах где всё сбалансировано сумму пожертвования обычно считают по количеству записок, ну а там, где священник перегружен, устанавливают норму в именах – Тогда человек решает, кто для него действительно важен, а за кого он может помолиться и дома, а священник получает некоторое облегчение при поминовении тысяч и тысяч имён. О нём нам, верующим, тоже неплохо заботиться!

Послесловие

Дорогие братья и сёстры, надеюсь с ответом на часть ваших вопросов храм стал для вас чуточку понятнее и дружелюбнее! Приходите почаще в церковь, чтобы молиться Господу в обществе единодушных вам православных христиан, и помните, что не только вы сами нуждаетесь в диалоге со Христом, но вашей молитвы также ждут ваши близкие – и живые, и усопшие.

Православие.FM


Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!