-
2024-03-29 Православная Церковь чтит память Ап. Аристовула, еп. Вританийского (Британского)
-
2024-03-28 Церковь чтит память мч. Агапия и с ним семи мучеников
-
2024-03-27 Церковь чтит память Феодоровской иконы Божией Матери
-
2024-03-26 Православная Церковь празднует перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского
-
2024-03-25 Церковь чтит память Свт. Григория Двоеслова, папы Римского
-
2024-03-24 Церковь чтит память Преподобного Софрония, затворника Печерского
-
2024-03-23 Церковь празднует память святого великомученика Феодора Тирона
-
2024-03-22 Церковь чтит память 40 мучеников Севастийских
-
2024-03-21 Церковь празднует память иконы Божией Матери, именуемой "Знамение"
-
2024-03-20 Церковь празднует память иконы Божией Матери "Споручница грешных"
Архимандрит Леонтиий (Золотарев): «Если захочешь служить Господу – Он Сам тебя определит»
Раздел: О главном
Благочинный киевского Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря архимандрит Леонтий (Золотарев) рассуждает о Промысле Божием в выборе жизненного пути и вспоминает о встречах с духоносными подвижниками и о чудесных случаях помощи Божией по молитвам Зверинецких преподобных.
Архимандрит Леонтиий (Золотарев)
– Отец Леонтий, в жизни каждого человека действует Промысл Божий, но иногда он скрыт, а иногда явно открывает себя в каких-то знаках, знаменательных встречах, вовремя услышанных словах. Были ли у вас такие знаки, явные проявления Промысла Божия о вас в вашей жизни? Как вы пришли к Богу?
– Я родился в семье верующих, но не церковных людей. В начале 1990-х годов появился живой интерес к вере, и мои родители отправились в храм и, конечно, взяли меня с собой.
А я уже бывал в храме в раннем детстве. Моя бабушка жила на Кубани, там казачьи станицы, и родители привозили меня к бабушке погостить. И мы с бабушкой ходили в церковь, помню, как она водила меня, пятилетнего, к Причастию. По словам бабушки, я ходил в храм с интересом, рассматривал иконы, не баловался.
Я сам очень живо помню, что тогда меня поразил образ Христа и тонущего апостола Петра на фреске. Я очень сопереживал апостолу. Четко помню это чувство, ощущение: ведь Петр не утонет – Господь его спасет! Господь помогает утопающим в бурных водах житейского моря, утешает в скорбях, поддерживает немощных.
Интересная история была с моим Крещением – мне было чуть меньше года, когда меня крестили, и это Крещение совершилось чудесным образом. Мама с подругой принесли меня в храм, священник спрашивает:
– А где крестный отец?
– У нас нет крестного отца, вот только крестная.
Беседа с отцом Леонтием
Был будний день, 1984 год, все на работе, и храм стоял совершенно пустой. Получалось, что Крещение мое откладывается на неопределенный срок.
Внезапно дверь открывается, и, к изумлению батюшки и мамы с подругой, в храм заходит моряк. Идет к иконе святителя Николая Чудотворца и ставит свечку. Как потом оказалось, он приехал в отпуск и перед возвращением в море решил помолиться святителю Николаю.
Батюшка этого моряка тут же в оборот взял – и он стал моим крестным. Если бы он не зашел в этот момент в храм – Крещение бы не состоялось (от священника требовали, чтобы у мальчика обязательно был записан крестный отец).
Схиархимандрит Феофил (Россоха)
Ещё в детстве у меня был опыт встречи с духоносным старцем. В Китаевской пустыни в Киеве в те годы подвизался схиархимандрит Феофил (Россоха) (1929–1996), совершавший подвиг монаха и пастыря на протяжении сорока с лишним лет. Жизнь старца была преисполнена трудов, ревностных подвигов, пламенной молитвы, а также многочисленных скорбей и гонений.
Когда мне было лет семь-восемь, я сильно заболел, меня мучила высокая температура. Мама взяла меня в церковь и подвела к старцу. Она меня легонько подтолкнула – и я оказался в гуще людей прямо перед ним.
Наши глаза встретились – и я увидел отчетливо его лицо: седая борода, любвеобильный взгляд. Когда старец благословил меня – я почувствовал тепло. И домой вернулся совершенно здоровым.
Поймите меня правильно, я вовсе не призываю вместо лечения ребенка вести его в церковь или брать в крестные отцы незнакомого моряка, а просто рассказываю о личном опыте, о том, что случилось со мной в детстве по Промыслу Божию. У каждого свой собственный духовный опыт.
– И вы с родителями стали регулярно посещать храм?
– В Киеве есть храм священномученика Макария на Татарке, это деревянный храм, ему уже более ста лет. И мы всей семьей стали регулярно туда ездить.
Ключевые, поворотные духовные моменты появились в моей жизни позже. Когда мне было лет четырнадцать, в той же Китаевской пустыни мы с мамой подошли к священнику, чтобы получить ответы на некоторые наши духовные вопросы.
Я спросил:
– Как точнее узнать волю Божию о себе, как правильно выбрать свой путь в жизни?
И батюшка совершенно неожиданно ответил мне так:
– А ты не думай: если захочешь служить Господу, то Он Сам определит тебя в священники.
И я этот ответ запомнил, хранил в своем сердце, но тогда особенного значения ему не придал и учебу в духовной семинарии как серьезный выбор жизненного пути даже не рассматривал.
– Кем же вы мечтали стать?
– Меня в те юношеские годы привлекали психология, философия, экономика. После школы я поступил в Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко на факультет социологии и психологии. Мне была интересна психология, с той точки зрения, что есть в человеке что-то такое – неявное, неочевидное, и знания об этом неочевидном, то есть, по сути, о человеческой душе, позволяют помогать людям и решать их проблемы. В то же время хотелось разобраться и в себе самом.
Я тогда еще не понимал, что психология – наука, которая изучает душу человека, но при этом считает душу своеобразным «придатком» тела, проекцией некоторых психофизиологических процессов. Так что для психолога душа – это не самодостаточная составляющая, для психолога душа – в той или иной мере – продукт деятельности телесных, органических, биохимических процессов.
Причем сами психологи не могут разделить: где заканчиваются биохимические процессы и начинается мысль, образ...
Постепенно я стал воспринимать психологию как инструмент влияния на поведение человека: раньше гуманитарные науки были такой областью знаний, где не имелось места для Бога. Я окончил университет, на последнем курсе уже работал в исследовательской компании, имел достаток.
Постепенно пришел к пониманию того, что психологи реализуют запрос человека на внутреннюю стабильность, бесконфликтность, пребывание в зоне комфорта, в отрыве от реальных нужд души – от Богообщения и борьбы с грехом. Я сейчас не упоминаю о православных психологах – в те годы они ещё не появились.
Когда человек нацелен только на душевный комфорт – он жертвует вечным в угоду временному покою. И, достигнув такого комфорта, можно уподобиться герою Патерика:
В одном монастыре жил инок, который на какие-то упреки и даже ругательства со стороны братии реагировал полным спокойствием. На вопрос старца, как ему удалось достичь такого бесстрастия, инок ответил:
– Стану ли я обращать внимание на лай каких-то собак?!
Так что спокойствие – это не всегда хорошо...
– А как вы оказались в монастыре?
– Мое образование позволяло мне вести научную и преподавательскую деятельность, но теперь светские науки стали для меня только инструментом для необходимого заработка.
В 2006-м году я попал в Свято-Троицкий Ионинский монастырь на «молодёжку» – беседы с молодёжью о духовной жизни. После этих бесед я начал помогать в храме. В этом же году поехал на православный молодежный фестиваль «Братья», после которого серьезно задумался о монастыре.
Но в то же время чувствовал, что пока не готов оставить мир, слишком привязан к своему образу жизни, люблю общение с друзьями, ценю возможность путешествовать, например, возможность сорваться и поехать в другой город...
Тем не менее я стал ездить в паломничества: в Дивеево, в Оптину Пустынь, по Золотому кольцу России. К 2008 году окончательно определился с решением уйти в монастырь, этому решению способствовала встреча с двумя духоносными людьми.
Иеросхимонах Амфилохий (Трубчанинов)
Это были иеросхимонах Амфилохий (Трубчанинов) (1917–2011), духовное чадо архимандрита Серафима (Тяпочкина), и схимонахиня Ксения. Все, кто знал старца Амфилохия, отмечали его необыкновенное терпение, искреннюю любовь к людям и горячую молитву. Он очень чутко отнесся к моим порывам, но призывал не спешить, давал молитвенное правило, советовал, как правильно перейти от мирской жизни к монашеской, в том числе – как правильно выбрать монастырь.
А мать Ксения, ревностная молитвенница, постоянно жила в Гомеле, но иногда приезжала в Киев. Они оба, не сговариваясь, указали мне, что в полной мере я смогу реализовать себя на монашеском пути. Объясняли мне, что, избрав монашество, смогу научиться бороться со своей волей и в полной мере послужить другим людям лучшими качествами своей души.
Схимонахиня Ксения Гомельская
(фотография из архива храма святой
блаженной Ксении Петербургской, что
на Святошинском кладбище г. Киева)
Совет этих духоносных людей относился именно ко мне, кому-то другому они, возможно, посоветовали бы избрать путь семейной жизни.
– И тогда вы пришли в монастырь?
– В первый раз, когда я подошел к отцу Амфилохию благословиться на монашество, старец сказал мне:
– Ты ещё не готов к монашеской жизни, тебе ещё нужно поотрезать «хвостики».
Старец имел в виду связи с миром.
Пещерный храм
В 2008-м году отец Амфилохий благословил меня посмотреть монастыри на предмет выбора, и я поехал в Оптину Пустынь. Большие монастыри тогда пугали меня, мне казалось, что среди такой многочисленной братии теряется ощущение единой семьи.
Перед поездкой потерял паспорт, поспешил домой за загранпаспортом и чудом успел на поезд. Такие пошли препятствия... Потом, после Оптиной, попытался поехать на Афон, точнее, мне предложили туда поехать, и я загорелся, но не вышло...
К окончанию отпуска снова приехал к старцу Амфилохию с отчетом, где я был. И он сказал мне:
– Не надо тебе никуда больше ездить. Ты ведь в Ионинском монастыре помогаешь?
– Да.
– Братия тебя знает?
– Да.
– Ну, давай в Ионинский монастырь.
Келья зверинецкого подвижника
Я засомневался: киевлянину – в киевский монастырь? Тут же, в Киеве, все знакомые, все друзья, родные – все «хвостики» ко мне вернутся... Мне тогда было совершенно очевидно, по моей юношеской дерзости, что мне-то нужно не в городской монастырь, а в пустыню, в леса – по примеру древних подвижников.
Но старец сказал:
– А тебя Сам Господь определит, ты главное – начни! А там Господь тебя и смиряться научит...
А я к тому времени около года окормлялся у нынешнего наместника нашего монастыря, а тогда скитоначальника Ионинской обители, архимандрита Кассиана (Шостака) (ныне епископ Иванковский, викарий Киевской митрополии). Я передал ему благословение старца, и он предложил мне поступить к ним в скит в число братии.
Матушка Ксения в 2007-м году говорила мне:
– Через два года будешь в монастыре и будешь руководить.
В это было трудно поверить, но в 2008-м году я пришел в монастырь, в 2009-м году меня постригли в иноки, в 2010-м постригли в мантию, затем рукоположили в священнослужители и дали послушание благочинного.
Половина братии – старше меня годами, и такое послушание оказалось для меня очень трудным.
– А много ли братии подвизается в вашем монастыре?
– Сейчас в нашем Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре братии 12 человек: наместник нашего монастыря – владыка Кассиан, четыре священника, четыре диакона, послушник, трудники.
Интересно, что в иноки меня постригли в канун престольного праздника Архангела Михаила, в монастыре которого я сейчас подвизаюсь. Имя, которое я получил в монашестве, – это святое имя первого зверинецкого игумена Леонтия. Вот такие совпадения, которые на самом деле, конечно, никакие не совпадения, а действие Промысла Божия, о котором вы и задали мне вопрос в начале нашей беседы.
В Зверинецких пещерах
– Отец Леонтий, вы подвизаетесь в таком удивительном, чудесном монастыре… Были ли вы сами свидетелем явленного Промысла Божия, помощи в болезнях, утешения в скорбях?
– Да, я неоднократно лично был свидетелем благоухания и мироточения глав преподобных отцов Зверинецких, особенно в дни двунадесятых и особо чтимых праздников. Иногда благоухание можно было ощутить за метр от ниши с мощами. Когда в начале 1990-х пещеры только открыли и проводили укрепительные работы, по рассказам братии и прихожан Ионинского монастыря, благоухание от мощей происходило очень сильно и практически от каждой главы (их до нашего времени сохранилось около двадцати). В настоящее время постоянно благоухает одна глава неизвестного Зверинецкого подвижника.
За 2008–2010-е годы было несколько случаев, когда благоухало масло в лампадах, последний раз – на протяжении нескольких недель, причем так, что масло из лампады полностью сливали, наливали обычное, и оно начинало благоухать уже через сутки. Несколько раз это масло раздавали паломникам и прихожанам как особое благословение от Зверинецких преподобных.
Главы преподобных в мощевиках
В проходе к Алтарю пещерного храма, в нише, с начала 2000-х годов стоит очень старая двусторонняя икона Божией Матери «Знамение» (на обороте святитель Николай), написанная на медной пластине (видимо, вставка в хоругвь конца XIX века). Только с 2008 года я был свидетелем четырех случаев мироточения. Масляные пятна – размером от пятикопеечной монеты до овала в десять сантиметров в поперечнике, с характерным ароматом, как и от глав. Миро никогда намеренно не собирали, через один-два дня пятна полностью исчезали.
Два раза, точно помню, при открытии утром пещер горела одна или несколько лампад у глав преподобных отцов. Они были точно потушены накануне, без возможности кому-либо даже из братии проникнуть в пещеры ночью или ранним утром, чтобы их зажечь. И уровень масла показывал, что зажжены они недавно. Лампады зажигала чья-то «невидимая рука», призывая к молитве у святынь.
Уже будучи священником, я неоднократно совершал молебны у иконы Богородицы «Скоропослушница» о людях с различными заболеваниями, в том числе онкологическими, с трудностями в жизни. А вскоре с этими же людьми благодарил Пречистую Богородицу за благодатную помощь. На памяти несколько действительно чудесных случаев.
– Не могли бы вы рассказать подробнее о нескольких таких случаях?
– В конце 2013 года в монастырь к Скоропослушнице несколько раз приезжал мужчина средних лет и просил о молебне у иконы. Он и его жена потеряли работу и лишились средств к существованию. У его супруги в этот же период диагностировали активно растущую раковую опухоль матки и уже отправляли на операцию, с которой она, усомнившись, в последнюю минуту просто сбежала. После совершенных молебнов они с женой практически сразу нашли высокооплачиваемую работу, а опухоль при повторных обследованиях уменьшалась в разы, пока не исчезла. Спустя полгода мы вместе благодарили Богородицу, стоя на молебне у иконы.
Зимний Зверинецкий монастырь
В 2014-м году к нам обратилась прихожанка нашего монастыря с просьбой об усиленной молитве за дочку, девочку десяти лет. За несколько дней до этого у неё внезапно поднялась и удерживалась температура до 39,5 °С, после чего необъяснимо для врачей она впала в кому. После нескольких молебнов и поминания за Божественной литургией она так же необъяснимо вышла из комы, и уже через месяц они с мамой приехали лично поблагодарить Божию Матерь.
Итог моего рассказа таков: трудитесь Господу и Пречистой теми силами и в тех обстоятельствах, в которых находитесь. А Они, со своей стороны, не преминут воздать всё потребное для пользы всех, кто обращается к Ним с молитвой. Часто явно показывая нам: в Церкви Христовой для каждого есть место, урок, утешение. Есть святые и святыни, утверждающие человека в благодатном Богообщении. Важно с Божией помощью приучить себя и в обычных, повседневных вещах, встречах, ситуациях усматривать чудесную помощь, промыслительную заботу Христа о Своем творении, даже в мелочах.
Господь явил нам, как средства ко спасению, множество святынь, чудом сохранённых в годы богоборчества, множество святых мест, возрождённых после почти векового забытья. Теперь наш ответ. Узнать и употребить на пользу душевную и духовную – или повосхищаться и забыть. Господи, помоги!
– Благодарим вас, отец Леонтий, за интересную беседу!
Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!