Епископ Филарет (Зверев): «Я действительно так немощен, или, все-таки, просто люблю поесть?»

Раздел: О главном

Вопрос Петрова поста, если вы обратили внимание, возник именно в последнее время. Уж и не знаю, почему... Кажется, просто для того, чтобы самим пояснить, почему не постимся, почему так не хочется поститься.

Но для меня Петров пост особенной проблемы не составляет. Сам его образ, его богослужебный строй подразумевают совершение вполне постовых служб, в иные дни даже и без Литургии (так называемые аллилуйные службы). То есть, в идее Петрова поста, как богослужебного отрезка года, пост как строй жизни содержится. И наша богослужебная традиция видит Петров пост временем вполне постным.

В принципе, на этом можно и заканчивать, кажется. Но! Очень проблемным является сам призыв делать в Церкви что-либо (например, поститься) «как раньше», «как в древней Церкви». Где критерий этой древности? I век? — Но тогда, в принципе, только начиналось формирование самого церковного года, и говорить об общепринятых традициях поста сложно. III век? — Еще не укоренилось многое, многого еще не возникло... V или X века? Или, может, XV?..

Церковь с ее глубочайшим по смыслу и значению богослужением тем и удивительна, что, развиваясь в формах, остается постоянной в своей основе. Вернее, в Основе — Христе, и в том, что все бываемое в Церкви за богослужением и призываемое к жизни церковным благословением направлено на создание условий для спасения каждого.

Потому, если сказать совершенно честно, пост (и в смысле богослужебного устроения, и в плане, собственно, «это есть, того не есть») является для членов Церкви неким идеалом жизни. И верно говаривал мудрый священник, что со временем жизнь христианина должна стать всегдашним постом — воздержанием от излишнего, обузданием пожеланий плоти, отсечением страстей.

Кроме того, вспомним, что пост вообще ведь не только (часто и не столько) диетологические предписания, но «да постится твой ум от помыслов суетных» и так далее. И пост — всякий — это и «мати целомудрия», и «обличитель грехов», и «проповедник покаяния», как поется Великим постом; пост для Церкви — жительство Ангелов и спасение человеков. Кому ж он такой мешает?

Что касается «простецкого вопроса» о том, куда девать те дары, которые Господь посылает (молочную продукцию и яйца), так ведь многое что Господь посылает и заботясь о непостящихся (а их, знаете, очень много). Но именно во время Петрова поста столько всяких витаминов в виде фруктов-овощей, что как же тут не попоститься :-)

Если говорить об особенностях питания, то Петров пост по-церковному достаточно нестрогий: разрешается рыба в субботу и воскресенье, в праздники.

Разумеется, пост послабляется для больных и стариков, для беременных и кормящих. Но — опять-таки, но! Часто для некоторых стариков и больных, например, испрашиваемое благословение на молочное вызвано не столько немощами плоти, сколько, уж простите, привычкой к еде. Говорю и как служащий не один год в священном сане, и как врач. Иному старику не так оно просимое и полезно, просто так ведь легче — поел и все.

Потому хочу призвать паству к рассудительности. Не пастырей — они, по заповеди, милуют пасомых, но именно паству. Редко когда священник не благословит на послабление поста пришедших. А вот просящие пусть честно себе скажут: я действительно так немощен, или, все-таки, просто люблю поесть? Пусть правильно решит каждый.

Петров пост полезен для нас как очередное доброе упражнение и в послушании Церкви, и в обуздании своей воли, и в ограничении своих пожеланий.

Дай Бог каждому пройти небольшой и совсем нетрудный постный путь с настоящей радостью. Дай Бог, чтобы пост для нас превратился все же из преимущественно диеты во время, особенно посвященное самосовершенствованию и духовному возрастанию.

Православие в Украине


Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!