Протоиерей Александр Авдюгин: Что «нужно», а что «нельзя» в дни поминовения усопших?

Корень слова «Радоница» – «рад», что означает «радование» и «радость». Вполне сочетаемо с этим словом и понятие «род» – ведь на кладбище в эти дни мы идем, прежде всего, к родственникам, то есть к тем, кто из нашего рода. Другой вопрос – как идём, с чем, для чего...

Ещё в начале XX века протоиерей Сергий Булгаков писал в своей «Настольной книге священно-церковно-служителей» такие слова: «До настоящего времени в некоторых местах существует возмутительный обычай сопровождать послепасхальные поминовения усопших диким пьяным разгулом. <…> Всё Киевское приходское духовенство <…> увещевало прихожан оставить этот грешный обычай справлять чисто по-язычески пьянственную тризну на гробах своих усопших». Увы, за сто лет после данного указания мало, что изменилось, поэтому первое НЕЛЬЗЯ, звучит так:

Православному христианину в день памяти усопших поминать их водкой запрещено!

Расхожее замечание, приписанное огорченными сарацинами и иудеями святому князю Владимиру Красное Солнышко, что «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти» – всего лишь оправдание неудавшейся рекламы своего религиозного мировоззрения, и не более того. На кладбище мы приходим, чтобы возвестить своим усопшим родственникам и друзьям, что Господь воскрес, как и воскреснет каждый из них. Это реальное, живое, бытовое общение с теми, кто нам дорог, отражает нашу веру в то, что все они и после смерти остаются прихожанами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22, 32). Поминать же небольшим обедом на месте захоронения вполне приемлемо, прилично и не возбраняется.

Здесь иное НЕЛЬЗЯ: не надо, поедая вкусную пасхальную снедь, уверять себя, что "покойник тоже покушать любил"!. Мы едим совсем с другой целью – чтобы продолжать жить, чтобы иметь силы трудиться и обязательно молиться о тех, к кому пришли на кладбище! Да и как за них не молиться? Во-первых, хочется, чтобы они «в месте светле» пребывали, во-вторых, чтобы в веке грядущем встретиться, а в-третьих, оттого, что молитва о других Богом ценится больше, чем о себе любимом.

Не стоит забывать, что поминовение усопших творится верующими с тем благочестивым намерением, чтобы по совершении светлого семидневного торжества в честь Воскресшего из мертвых разделить великую радость Пасхи и с умершими в надежде блаженного Воскресения, радость которого возвестил умершим и Сам Господь, сойдя во ад проповедать победу над смертью (1 Пет 3, 18-19). Усопшие ждут от нас пасхальной радости, доброй и молитвенной памяти, а не тризны пресыщающей, пития удручающего и сна невменяемого!

Нередко приходилось наблюдать и то, как в домах на окна выставляют разнообразную снедь, и даже рассыпают по подоконнику крошки от пасхального кулича — мол, «придут, кто помер, и полакомятся». Это очередное НЕЛЬЗЯ, так как основаны действия эти на откровенном язычестве и колдовстве. Сюда еще надобно добавить бытующие мнение, что для поминовения на Радоницу нужно использовать не пасхальные освященные яйца, а иные, даже иным цветом покрашенные.

Грубо ошибаются и те, кто считают, что в дни Радоницы возможна церковная молитва о тех, кто закончил свою жизнь по своей собственной воле, то есть стал самоубийцей. НЕЛЬЗЯ этого делать! Нет в эти поминальные дни исключения из общего правила св. Тимофея Александрийского, запрещающего церковное приношение за лиц, самостоятельно лишивших себя жизни.

И вообще, праздник Радоницы – это не глубокое переживание о смерти родных и близких людей, а радость новому рождению своих родных в другой, вечной жизни.

Победа над смертью и воскресение Христа вытесняют мысли о печали и временной разлуки с родными. Так что стенания, громкий плач с причитаниями никак не уместен у могил тех, кого любили и без кого жизнь не представляли.

Сегодня от вас усопшие иного ждут – вашего радостного и искреннего «Христос Воскресе!», и если со всей душой и разумом с ними именно так поздороваетесь, то в сердце обязательно услышите ответ: «Воистину Воскресе!»

* * *

За всеми этими "нельзя" кроется главное, что происходит в дни Радоницы, — это наша очередная встреча с ушедшими родными и близкими. Встреча надежды и упования. Мы молимся за них с просьбой к Богу и уверенностью, что придет то время, когда так же будут молиться о нас.

С праздником.

Православие в Украине


Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!