Протоиерей Константин Островский: О списках грехов и настоящей исповеди

Когда человек только начинает церковную жизнь, ему может быть полезно для ознакомления почитать книги со списками грехов. Но тут нужно быть очень осмотрительным. Потому что одно дело – замечательная книга архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди по 10 заповедям», и совсем другое – псевдоправославные брошюрки и листочки, в которых упоминание о грехах и страстях перемешано с суевериями и эротическими фантазиями авторов.

Но не стоит, я думаю, надолго задерживаться даже на правильных списках грехов. Духовная жизнь не в одних этих списках. Есть прекрасные наставления о покаянии в книгах преподобных отцов: аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, близких нам по времени святителей Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, других авторов, в том числе современных.

Понятно, что никакие книги не заменят живого общения с духовником, если Бог пошлет.

Что касается исповеди по запискам, то я не придаю значения форме. Как человеку удобно, так пусть и готовится.

Важно, чтобы исповедь была честной, чтобы человек искал освобождения от страстей и хотел выправить свою волю по воле Божией.

Когда я был еще мирянином, у меня были в духовной жизни разные периоды: то писал целые тетрадки с отслеженными помыслами, то обходился словами «объедаюсь, мало и холодно молюсь». И мой мудрый духовный отец ничего мне о форме исповеди никогда не говорил. Но духовное общение – это обширная тема, она включает в себя далеко не только таинство исповеди.

Нужны ли подробности при исповедании грехов? Грех должен быть назван по роду, обличен. Тут недопустимы лукавые замены, когда говорят, что «я обидел свою жену», вместо того, чтобы признаться в прелюбодеянии. А вот подробности такого рода грехов расписывать не следует, если только для этого нет какой-то особенной причины.

Не нужны и всякие житейские описания, не относящиеся к сути дела. А то бывают целые рассказы: «Утром я пошла в магазин, купила подсолнечное масло…» − и так далее, а в конце сообщается, что «поссорилась с соседкой».

Но, бывает, важны подробности. Например, человек кается, что он «вступился за правду Божию, но жалеет, что обличенный им грешник огорчился». А на деле оказывается, что какой-то знакомый этого человека обругал, он в ответ его тоже обругал, но оправдывает себя, что он, дескать, образ Божий и возмущен был тем, что в нём оскорблен был сам Господь.

Узнав такие подробности, духовник сможет объяснить человеку, что образ Божий в нас оскорбляют не другие люди, как бы они себя ни вели и что бы ни говорили, а мы сами, когда нарушаем заповеди Божии, в частности, отвечаем злом на зло.

Православие и мир


Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!