Михаил Мазурин: «Видевше свет вечерний»

Вечерня – это богослужение, являющееся первым богослужением суточного круга, и хотя совершается оно вечером, перед заходом солнца, но по церковному исчислению суток принадлежит уже к следующему дню.

Вечерня бывает трех видов: малая, повседневная и великая. Большинству православных христиан, посещающих храмы преимущественно в воскресные дни и в дни больших праздников, лучше знакома именно великая вечерня, являющаяся одной из составных частей всенощной службы, что совершается накануне праздника и воскресенья. (Кроме великой вечерни, всенощная, получившая свое название в связи с обычаем древней Церкви молиться в течение целой ночи, включает также утреню и первый Час).

Что касается содержательного наполнения вечерни, то вот что сообщает об этом епископ Егорьевский Марк (ныне – митрополит Рязанский и Михайловский): «Вечерня содержит молитвы, песнопения и священнодействия, в которых Святая Церковь прославляет Бога Творца и Его Промысл о мире и человеке. Она переносит верующих в ветхозаветные времена, напоминая о блаженном пребывании прародителей в раю, их нужды и скорби после грехопадения. Напоминает она и обет, данный им и всем людям о Спасителе мира, и о вере ветхозаветного человека в искупление человеческого рода Крестной смертью Единородного Сына Божия. В службе вечерни мы благодарим Бога за все Его благодеяния, явленные нам во все времена нашей жизни, и особенно – в прошлый день. Мы каемся в грехах, совершенных в течение дня; просим у Господа мира и безгрешности на остаток дня и ночь, мирной жизни и блаженной кончины, подобной той, которой удостоился праведный Симеон Богоприимец».

Рассмотрим подробнее некоторые богослужебные тексты, образующие, если можно так выразиться, «каркас», основу вечерни. Помогут нам в этом «Краткие сведения о православном богослужении» протопресвитера Михаила Помазанский (1888-1988) под названием «В мире молитвы».

Говоря о порядке вечерни (ежедневной и праздничной), он, в частности, задаётся вопросом: «Какой же смысл, мысли, настроения, моления вкладываются в этот порядок?», и сам на него отвечает: «День закончен. При свете солнца перед нашими глазами раскрывается вся благолепие творения Божьего; наступает ночь и звездные миры привлекают наш взгляд. Время для прославления дел Творца. Оно находит свое выражение в 103 псалме: "Благослови, душе моя, Господа..."». Этот псалом (священное молитвенное песнопение из книги Псалтирь) посвящено прославлению красоты тварного мира и величия его Творца, а так как поется или читается в начале вечерни, то именуется «предначительным». В приходской практике, 103-й псалом обычно звучит в очень сокращенном виде. Как отмечает литургист Мария Сергеевна Красовицкая, полное (уставное) пение этого псалма –- чрезвычайно сложно и длинно. «Оно длится минимум 30 минут (а на Афоне предначинательный псалом поют едва ли не полтора часа!), и производит впечатление чего-то величественного, монументального.

Это, конечно, удивительный псалом, и хорошо бы нам ознакомиться с его содержанием полностью, а не судить о нем по тем коротким пяти с половиной стихов, которые мы удостаиваемся обачно слышать на нашей приходской службе».

Еще одна узнаваемая часть вечерни – вечерние псалмы (140-й, 141-й, 129-й и 116-й), которые начинаются словами «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя». Их заключительные стихи перемежаются песнопениями в честь празднуемого события или святого, которые называются «стихирами». Протопресвитер Михаил Помазанский разъясняет: «Во время пения “Господи, воззвах” совершается каждение храма. Что это значит? Ответ на это – в словах "да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою": при каждении в нашу сторону, мы приклоняем голову, как символ желания того, чтобы и наше славословие Господу поднималось вверх, как кадильный фимиам, и как знак, что Церковь чтит в нас нашу христианскую достоинство. "Господи, воззвах" – это будто псалтырного фундамент данного последования. Их [псалмов] должно читаться четыре, но средняя часть иногда опускается, и мы слышим только стихи двух конечных псалмов, а в стихирах на "Господи, воззвах" воспоминаем прошедший день и святых этого дня, поэтому состав стихир ежедневно меняется. Они являются подвижным элементом в богослужении. По стихирами можно определить, какое именно событие вспоминается в данный день».

Отдельного внимания заслуживает и христианский гимн, начинающийся словами «Свете тихий святыя славы...». По словам М.С. Красовицкой, «текст этот очень древний, и именно он во многом определяет характер именно вечерней службы. Здесь Господь Иисус Христос называется "тихим Светом". Вечером свет дневной гаснет, а для нас все только начинается, потому что для нас Господь – Свет Неугасимый и Незаходимый. <...> Заметим, что в этом песнопении нет какой-либо просьбы, и даже благодарственный характер в нем содержится скрыто. Это – гимнография созерцательного характера, текст удивительный и прекрасный!».

Говоря о вечерне, нельзя не вспомнить и молитву, которая начинается словами «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам», в которой переплетены благодарственная и просительная темы, тема прославления Господа и просьба об избавлении от грехов, о даровании милости, о наставлении, вразумлении, просвещении... И наконец, в завершение вечерни, мы слышим слова «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...» (Лк. 2: 29-32), произнесенные праведным Симеоном Богоприимцем при долгожданной встрече со Спасителем. И снова слово протопресвитеру Михаилу Помазанскому: «Близится конец вечерни. Он освящается славословием Симеона Богоприимца, произнесенным, когда он принял на свои руки Богомладенца. Вечерня началась воспоминанием творения мира, первой страницей ветхозаветной истории; кончается же воспоминанием ее конца. "Ныне отпущаеши" – шепчет душа каждого верующего. Близок конец молитвенного и трудового дня, а, может, близок и конец жизни кого-либо из нас, и сам отход ко сну является напоминанием о вечном упокоении. Христианина это напоминание не смущает, а успокаивает, поскольку мы знаем о спасении, уготованном пришествием на землю Сына Божия».

Церковная Православная Газета


Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!