Сергей Комаров: Приближает ли еда к Богу?

За неделю до Великого поста, устав которого предусматривает максимальную строгость воздержания, Церковь предлагает чтение из Апостола, которое начинается словами: «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8). Немного странно получается: если пища не приближает нас к Богу, для чего тогда пост?

Сегодняшнее чтение отнюдь не отвергает пост, а лишь вкладывает в наше сознание правильную мысль о нём! Да, пища сама по себе не имеет духовного значения и служит лишь для питания тела. Весь животный и растительный мир отдан во владение человеку и может использоваться в пищу. В самом по себе употреблении пищи нет ни одной греха. Однако греху предшествует греховная мысль. И одно и та же дело может или быть, или не быть грехом, в зависимости от той мысли, которой это дело вызвано.

Например, авва Дорофей рассказывает о послушнике, который отличается чрезвычайной незлобливостью, даже в случаях упреков и оскорблений, которые испытывал на себе. Однажды преподобный Дорофей спросил его, как он, еще такой молодой, получил эту добродетель. «Разве я стану обращать внимание на их недостатки и принимать от них обиды, как от людей? Это – лающие псы!» – ответил послушник. Оказалось, в основе его невозмутимости лежала гордость.

Также бывает, что один и тот же поступок имеет совершенно разное значение в разных обстоятельствах. Например, когда апостолы осудили поступок блудницы, излившей драгоценное миро на голову Господа, они говорили, в общем-то, вполне верные и уместные слова, но их мнение было неверно именно в контексте данной ситуации, ведь поступок блудницы не был обычным, будничным пожертвованиям мира – это было нечто большее.

Таким же образом вкушение пищи или воздержание от неё, могут кардинально различаются по смыслу и значению в зависимости от цели этих действий, хотя само по себе питание тела является по моральным меркам нейтральным.

В чем идея христианского поста? В том, чтобы каждый человек нашел в себе мужество увидеть себя вот такой же блудницей. Увидеть глазами сердца, и не отвернуться, а присмотреться к себе, и понять, что жизнь наша есть длинной чередой почти непрерывного внутреннего блуда, ежедневной измены Господу. «Духовным блудом» святые отцы называли любую греховную мысль, принятую и рассматриваемую; то или иное нечистое пожелание, которое овладело человеком. Туда же они относили и забвение о Боге, и эгоизм, и рассеивание внимания, и предание себя во власть какой-то страсти. Любой грех, внутренний или внешний, по сути, является блудом! Всё это человек должен в себе рассмотреть; рассмотрев – возненавидеть; возненавидев – оплакать, и с этими слезами прийти ко Господу, как пришла блудница. Прийти и принести драгоценное миро – свою бессмертную душу, всю её без остатка потратив на Иисуса.

А теперь попробуем представить, что этой блуднице, которая с плачем припала к ногам Христовым, предлагают жаркое с курочкой, и она, устроившись поудобней, увлечённо им лакомится. Трудно представить?.. Но именно такой и будет картина, если мы, вернувшись с Великопостного богослужения домой, сядем за богатый стол – ломаного гроша не стоит такое покаяние!

И благоразумно, и естественно в дни святой Четыредесятницы по возможности ограничиться от различных лакомств, приводя состояние тела к гармонии с состоянием души: душа скорбит – худеет тело, а, последнее, в свою очередь, также настраивает на нужный лад и душу. Постится тело – постится и душа... Воздержание в пище – это способ помощи нашей душе!

Именно поэтому и говорит сегодня Апостол Павел: «едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Воздержание от пищи – лишь способ. Не следует думать, что не поев день или два, мы что-то приобрели. Нет. Но это может помочь нам в нашем покаянии, в случае правильного понимания того, что мы делаем.

Будем помнить, братья и сестры, что христианство – не религия пищи, но Любви. Не станем уделять много чести телесной пищи за столом, не станем уделять ей чести и в разговорах. Есть у нас другая пища, которая нужна нам для жизни вечной, и, сходя с небес, даёт жизнь миру – Тело и Кровь Господни. Есть у нас и Слово Божие, о котором восклицает псалмопевец: «как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс. 118:103). Духовной пищей нашей в грядущем посту станет и великопостное богослужение и пробужденное им покаяние. Как змея сбрасывает старую кожу, протискиваясь в щель между камнями, так и мы постом и молитвой будем протискиваться к обновлению души, оставив в прошлом что-то старое, к чему уже не следует возвращаться.

Но для этого нам необходимы правильные мысли, даже о еде. Апостол Павел сегодня нам сообщает их. Примем. Запомним. Скоро они нам понадобятся – через неделю начинается Великий пост.

Церковная Православная Газета


Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!