Наталия Стрюкова: С любимыми не расставайтесь!

Умер кто-то близкий... Рано или поздно всем нам приходится сталкиваться с этим таинственным и печальным явлением — смертью. И любой добропорядочный человек по мере своих сил и возможностей желает воздать усопшему последний долг, достойно проводить его в вечный путь. Порой заботливые родственники уж очень большое внимание уделяют изготовлению гроба, организации похорон, поминальной трапезы... Но не отдают себе отчета в том, что усопшему ни гроб, ни пирожки не нужны. Нагим человек появляется на свет, нагим и возвращается во чрево земли. И только одно ему от нас нужно. Лишь одно! Это молитва...

Поминать усопших следует только тогда, когда веришь, что они живы. Когда знаешь, что «там», за чертой, которую уже перешагнул умерший и которую когда-нибудь предстоит пересечь каждому из нас, не пустота, небытие или конец, а как раз начало новой (вечной!) жизни. Только какой она будет у покинувшего нас близкого человека, теперь зависит от нас — грешных, но вместе с тем любящих и желающих ему самого лучшего... Со смертью общение с нашими близкими не прекращается. Видеть и обнять их мы не можем, но душа — она бессмертна! Только мы тут, а они там, и родные ждут наших сердечных молитв, жаждут нашей любви и попечения о них даже после смерти.

Когда близкий человек попадает в больницу, мы не оставляем его: носим фрукты, куриный бульон, рассказываем новости и обещаем вернуться... Точно так же происходит и в том случае, когда кто-то из любимых находится в заключении: письма, посылки, передачи, свидания являются проявлением нашей любви. Мы стараемся из всех сил, чтобы оказать ему помощь в перенесении всех тягот лишения свободы. И только когда близкая и родная душа уходит от нас, мы теряемся, заходим в тупик. Нет, мы, конечно, не перестаём его меньше любить, и часто горечь разлуки усиливает наши нежные чувства, помогает осознать, как дорог и любим тот человек, кого смерть у нас отняла. Но мы не знаем, как донести до него свою любовь, как сделать так, чтобы облегчились те страдания, о которых мы даже не подозреваем. У нас подобного опыта просто нет, и что происходит за гранью земной жизни, мы тоже не знаем. Только обратившись к Церкви, которая уже два тысячелетия поминает почивших, хранит множество свидетельств помощи живых людей усопшим, можно понять всю силу полезности и важности молитвенного их поминовения.

Не оставь меня...

Изменение духовного состояния души человека после смерти возможно. Это скажет каждый священнослужитель. Если бы это было не так, зачем тогда молиться, совершать долгие богослужения, проводить панихиды?.. Не принимать в этом участие может лишь человек неверующий, который считает, что его близкие исчезли бесследно.

А если все же верит, что они живы, непременно надеется на встречу с ними, он может выразить свою надежду, веру и любовь словами. Простое, брошенное наспех: «Все там будем!» — характеризует, мягко сказать, «деревянного» человека. Здесь важны другие слова, более точные и кроткие, тонкие и сердечные... А чтобы они появились, раздавленным горем человек, скорбя и стеня, должен понять, в чём смысл такого поминовения?

Православная Церковь с уверенностью говорит нам сегодня, что каждый отдавший Богу душу человек, обязательно с Ним встретится. Но какой она будет эта встреча: светлой и радостной или мучительной и обжигающей, зависит от того, как человек прожил свою жизнь. Если он всегда помнил о том, что Господь рядом, спрашивал перед каждым своим поступком: «А понравится ли это Богу?», между добром и злом выбирал первое, то такому человеку не должно быть страшно предстать перед Отцом нашим Небесным. Да, предстоящая встреча с Богом вызывает в сердце смятение и трепет, но вместе с тем человек знает, насколько сильна и милосердна, всепоглощающа и бесконечна любовь Господа к каждому Его созданию, порой коварному и тщеславному, жадному и гневливому, неспособному иногда даже на самую малую жертву.

Устрашающий период ожидания будет у того, кто Бога не знал. Потакая своим страстям и лени, не любя и не помогая ближнему своему, надеясь только на свои силы, не пытался понять, что он, слабый и несовершенный, может стать лучше только с Божьей помощью. Как сказал Александр Ткаченко: «Отвернувшись от Света, человек рискует оказаться во тьме своей же тени». Наглухо поселившись в твёрдой скорлупе своих страстей и капризов, не научившись любить и не увидев при жизни Божественную любовь, человек и после смерти вряд ли захочет и сможет быть с Богом.

У души главное назначение — управлять телом. А если смерть отнимает у души тело, то она отнимает и удивительную возможность полноценно жить и направлять себя в лучшую или худшую сторону. Душе больше некого побуждать к действию, а значит и изменять. Душа больше не грешит и не кается. Какой она предстала к моменту своей смерти, такой и пребудет в вечности. Но даже такого, пустого и холодного, нерадивого «летчика» Господь может и после смерти облегчить страдания, утешить, восполнить его немощь Своим Всемогуществом.

Так что такой «путешественник», у которого вдруг внезапно закончилось топливо и который потерял связь с «диспетчером», не сможет сделать благополучную аварийную посадку. Нелетная погода, потеря курса, приземление в никуда... Что могут сделать в такой ситуации родственники пропавшего «летчика»? Накалить докрасна телефоны, забросать письмами ведомственные органы, просить вторичных спасательных экспедиций... Право на это дает им огромная любовь к исчезнувшему. А наши горячие, искренние чувства заставляют нас обращаться к Господу с просьбой о прощении грехов наших близких и об упокоении их «со всеми святыми». В этом и состоит один из главных смыслов молитвенного поминовения умерших в Православной Церкви.

Считается, любовь дает нам возможность делиться с близкими самым сокровенным — жизненной силой. Это и позволяет изменить посмертную участь тех, кого мы любим и за кого болеем, молимся. Отошедшая к Богу душа, уже не в состоянии сама измениться, но она может стать чище и лучше с помощью стараний и усердия тех, кто остался в мире и помнит о ней. Дело в том, что Церковь не является лишь формальным объединением православных людей. Христиане представляют собой в Церкви единый организм, в котором состояние одного органа характеризует самочувствие всех остальных его членов. Все мы живые клетки живого Тела Христова. Чтобы остановить, избавиться от воспалительного процесса в одной части тела, нужно чтобы здоровые взяли на себя дополнительную ношу, чтобы помочь тем, кто болен, кто нуждается в нас. Это как на войне. Бойцы не оставляют израненного друга, а осторожно выносят его из-под огня, не боясь того, что рискуют при этом своей жизнью. Так и в походе. Груз вывихнувшего ногу человека распределяется на всех идущих рядом. Нужно как бы поделиться с больным своим здоровьем. Но прежде необходимо научиться самому быть здоровым. Если, к примеру, человек был гневливым, жадным, пьянствовал, важно вам самому удерживаться от сквернословия, подавать милостыню, соблюдать посты. Проще сказать, необходимо самому научится жить по-христиански, чтобы иметь способность делиться этой жизнью с усопшими через молитвенное правило. Так через нашу жертву к ним прикоснется наша любовь, наша забота, попечение.

Внешние атрибуты пусты

«Чем меньше вера, тем больше суеверий» — фраза не случайна и весьма кстати. Испокон веков традиции и обряды по погребению усопших почитают, и они прививаются новому поколению. Древним язычникам простительно, они, совершая тризны, по крайней мере, чётко знали, зачем участвуют в том или ином обряде. У них во всем был определенный смысл. Но если взглянуть на это с точки зрения Православия, то абсолютно никакой полезной информации (а тем более помощи) только что почившему они не несут.

А все потому, что у человека православного и человека вне Церкви представления о смерти различаются. Для первого тело — это храм души. Так благоговейно они к нему относятся потому, что верят, что не только наши души по Втором Пришествии Спасителя воскреснут, но и тела, в каком бы состоянии они не находились, вновь станут целостными. Вот почему в Церкви так тщательно подготавливают тело к погребению: его омывают, одевают в чистое, покрывают белым саваном и хоронят в землю, как в постель, где тело почивает, ожидая гласа архангельской трубы. Так, заботясь о достойном погребении усопшего, они выражают свою веру в Воскресенье. Неслучайно, как бы нам не было сложно это понимать, священник надевает для отпевания, белые ризы.

Вторые же, которые чаще всего живут «с Богом в душе», к смерти относятся, как дряблой старухе с косой, которая так и норовит, забравши одну душу, захватить заодно и другую. Поэтому они так стараются ее задобрить, откупиться («чем положено»), и скорее прогнать («правильно»), чтобы даже думать о ней как можно скорее забыть. Не говоря уже о том, чтобы быть заранее готовыми к жизни вечной. Для них покойник — это труп, мертвец, но никак не «тот, кто в покое» и «не на отдыхе у Бога».

На деле это можно проверить тем, что чаще всего смотрит человек: юмористические программы, комедийные фильмы, приключенческие боевики или все же документальные сюжеты, напоминающиеся, что «все мы только гости в этом мире». Это касается и литературы. У одних это могут быть романы о любви, детективы, а о великом Достоевском и знать они не желают («скука да и только»), тем самым давая понять, что к проблеме жизни и смерти они не относятся серьезно или, наоборот, стараются спрятаться от неё. Когда же смерть на пороге и в доме появляется покойник, то родные люди спешат «по правилам» проводить его в последний путь. Вот несколько «бабушкиных советов» (а обычно исключительно бабушки все про все знают, ведь они живут долго и ведают «как», в «какой последовательности» надо действовать), которые будут мешать тем, кто желает именно по-православному погребать свои родных.

Первое, что делают, когда человек умирает, это завешивают зеркала. На вопрос: «Зачем?» — практически хором отвечают, чтобы душа, которая бродит по дому до 40-го дня, не увидала себя в зеркале или не напугала членов своей семьи. Считается также, что через зеркало душа может отойти в потусторонний мир, где руководят дьявольские силы. Некоторые верят в то, что зеркало способно «помнить» ДНК-информацию не менее трех месяцев. В целом суеверие работает стопроцентно, и продолжают такое поведение, добавляя: «Так, вроде, надо, бабушка приказала...».

Это же касается и следующего незыблемого правила ставить на стол: стакан с водкой или с водой и кусок хлеба (конфеты, печенье). Почему? Потому, что бабушка сказала.

Еще один обязательный обряд касается выноса покойника, после которого нужно непременно вымыть полы, а тряпку выбросить. У них это делается для того, чтобы покойник «не возвращался». Если же так поступают православные родственники, то исключительно для того, чтобы очистить полы от грязи!

Ещё существуют маленькие рекомендации о том, что после покойника нужно в обязательном порядке раздать чашки, ложки и прочую кухонную утварь. А если во сне является покойник и просит о помощи, то просьбу его выполняют буквально: просит одеть — раздают его вещи, просит поесть — помянут пищей. Но почему никто не задумается о том, что в просьбах его содержится самый настоящий призыв помолиться о нем, желание помочь вам исправить вашу жизнь пока не поздно, стать ближе к Богу? Почему все стараются откупиться от покойника? Ответ не составит труда: в их душе нет веры в рай и ад и, собственно говоря, недостаточно любви к усопшему.

Считается, что родственники не должны нести гроб. Версий этому множество. Одна из них касается того, чтобы покойный не думал, что его смерти рады. Другая объясняет это тем, что родной человек, неся гроб, отправиться вскоре следом за покойником, все дело, как говорится, в родной крови. А вот тем, кто не находится в кровном родстве с умершим, ничего не будет.

Переходить дорогу, наблюдать за похоронной процессией тоже запрещается. Если нарушите, то возьмете на себя болезнь, которой страдал умерший. Надо же, человеку, который не знаком с этими правилами, специально навязывается мнение о том, что он наживет из-за своего непослушания проблемы.

Ну и наконец, «земельный» обряд. У мирских бросать горсть земли в могилу — знак того, что отошедшая ко Господу душа пугать ночью не будет. Традиция традицией, но историю её возникновения знают далеко не многие.

А на самом деле в России до 1917 года почти на каждом кладбище был храм, где, собственно, и отпевали православного человека. После того как гроб опускали в могилу, священник, взяв лопатой землю, бросал её на гроб, читая при этом молитву: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Тем самым батюшка еще раз напоминал людям о том, что «из земли все мы созданы и в землю возвратимся». Иного смысла, кроме как символического напоминания живым о смерти, священник ни в коем случае не вкладывал.

В советское время ситуация резко изменилась. С храмами, стоящими рядом с каждым кладбищем, стало довольно сложно. Появилось заочное отпевание, после которого выдавалась освящённая земля, для того чтобы родственники сами могли совершить этот погребальный обряд. Но дальше мнение об этой традиции менялось. Количество верующих уменьшалось, а грамотных священников не прибавлялось. Постепенно это действие превратилось в самодостаточное, а потом и вовсе отказалось от своего изначального символа, потеряло всякий смысл и даже стало вредным настолько, что сама земля стала считаться главным атрибутом при захоронении, который заменял само отпевание.

Так что все эти суеверия сплошная ересь, в которую мы верим до сих пор. Нужно что-то менять. Слушать по-настоящему правильную информацию. Если не хотите верить на слово ни знающим православным, ни священнослужителям, найдите ответ в истории традиций, желательно первоисточниках, достоверных фактах. И помните, что тангалашка — отец лжи и со своим воинством прилагает все усилия, чтобы человека ввести в заблуждение в истине и отдалить, отстранить его от Церкви и ее истинного учения. Так что все эти мифы и магические обряды вокруг этого главного вопроса губительны для души самого православного христианина и совершенно не оказывает действующей, благодатной помощи душам усопших.

Поминаем по-православному

Так как же поминать глубоко, с верой и большой любовью? Попробуем ответить на самый главный вопрос всех тех, кто по-настоящему верит в загробную жизнь, любит и скорбит всем своим сердцем за родственную, дорогую и бесценную для них душу.

Церковь не делит своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы. Так хочется, чтобы все живые это поняли. И с особым благоговением и внимательностью помнили о первых важных днях поминовений — третьем, девятом и сороковом, а также совершали сорокоусты. Сорокоуст является непрерывным поминовением в течение 40 дней по кончине. Также поминовению усопшего посвящен годовой день смерти, день его рождения и именин.

Для молитв за умерших обычно назначается особый день в седмице, который именуется субботой. В этот день полагается заупокойная служба. Исключения её могут составить праздники, если припадают на этот день. Кроме частных поминовений усопших, Святая Церковь постановила общие для всех дни поминовения. Они носят название родительских суббот. Почему именно в субботу и почему родительские? Поскольку день субботы, как день покоя, считается наиболее примечательным днем для моления — упокоить умерших со святыми. А родительскими именуются потому, что каждый человек поминает прежде всего самых родных ему людей — родителей. К ним можно отнести: мясопустную Вселенскую родительскую субботу (за неделю перед Великим Постом); Троицкую Вселенскую родительскую субботу (перед днем Святой Троицы); родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого Поста, Димитриевскую родительскую субботу (за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского). Радоница (вторник второй недели после Пасхи) и 9 мая, как день памяти всех погибших в период Великой Отечественной войны, — тоже особые дни для поминовения усопших.

Обычно вечером перед родительским днем в храмах совершают парастасы, заупокойные всенощные бдения, а после Литургии служат вселенские панихиды.

Кроме участия в заупокойных богослужениях, Церковь просит своих чад поминать усопших и в домашней молитве. Здесь каждый молящийся может проявить себя по-разному, по мере своих сил и любви к усопшему. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне могут прочитать помянник, с помощью которого совершается поименное поминовение живых и мертвых. Можно также читать Псалтирь по усопшим. Дома, если дал благословление духовник, разрешается поминовать и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении — своих родных и близких, которые скончались, увы, вне ограды Православной Церкви — некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы давали разрешение на домашней молитве поминать даже самоубийц.

Кроме молитвы за усопших в памятные дни ещё одним полезным поминовением для мертвых душ их является милостыня. К ней можно отнести не только подаяние нищим и убогим в память усопшего, но всякое доброе дело по отношению к нуждающимся. Можно приносить в качестве жертвы еду, за исключением мясной пищи и спиртного (кроме кагора, церковного вина). Самым простым видом жертвы за усопшего считается свеча, которую ставят о его упокоении.

Благочестивый обычай за трапезой поминовать усопших известен очень давно. Но в наше время его часто превращают в повод собраться родственникам и обсудить последние новости, вкусно поесть.

Перед трапезой необходимо совершить литию — краткий чин панихиды, совершаемый самим мирянином. Если сложно, можно хотя бы прочесть 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первое блюдо, которое нужно вкусить на поминках, — кутья (коливо). Она представляет собой отваренные зерна крупы, куда добавляют мёд и изюм. Зерна — символ воскресения, а мед — сладости, которой услаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна быть освящена особым чином во время панихиды. Если нет возможности это сделать, надо окропить ее священной водичкой. Ею можно угостить нищих и убогих, детей и старых.

От вина, а тем более водки, на поминальной трапезе стоит воздержаться. Вином усопших поминовать нельзя ни в коем случае! Вино является символом земной радости, а поминки всегда считались поводом для усиленной молитвы о человеке, который может испытывать муки в загробной жизни. Нет необходимости пить спиртное, даже если сам умерший выпивал. Чаще всего «пьяные» поминки плавно переходят в безобразное сборище, на котором и вовсе забывают о покойном. За столом нужно предаваться только хорошим воспоминаниям об усопшем. Перечислить его добрые качества и дела (почему и называется подобная встреча поминками). Если у вас есть возможность пригласить к столу людей неимущих, обездоленных, сделайте это! Господь, видя такое расположение духа, несомненно, переселит душу вашего родственника в место «идеже несть ни скорбь, ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

Православные верующие не расстаются со своими любимыми, даже когда их разлучает смерть. А благодаря нашим ежедневным поминаниям усопших в утренних и вечерних молитвах, они и по сей день остаются в нашей жизни. Это почти то же самое, как если бы вдруг они улетели в далекий край и мы просто давно их не видели. Но при этом мы очень верим и надеемся, что когда-нибудь обязательно увидим тех, кого очень сильно любим и кто любит нас...

Молодость не равнодушна


Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!