-
2022-05-29 Церковь чтит память прп. Феодора Освященного
-
2022-05-28 Церковь празднует память Блгв.царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591)
-
2022-05-27 Церковь чтит память Прп. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского
-
2022-05-26 Церковь чтит память мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного
-
2022-05-25 Православная Церковь празднует второе обретение мощей прав.Симеона Верхотурского
-
2022-05-24 Церковь чтит память равноап. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских
-
2022-05-23 Церковь чтит память апостола Симона Зилота
-
2022-05-22 Церковь отмечает перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари
-
2022-05-21 Православные празднуют память апостола и евангелиста Иоанна Богослова
-
2022-05-20 Церковь вспоминает явление на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 году
Протодиакон Николай Лысенко: Три вехи и три мечты из жизни святой равноапостольной княгини Ольги
Когда смотришь на образ княгини Ольги, чья память отмечается 24 июля, то видишь перед собой не только мудрого государственного правителя, но и... бабушку, которая воспитала своего выдающегося внука - будущего Крестителя Руси св. равноап. князя Владимира.
Возможно, именно с такой точки зрения и надо смотреть на святую, ведь как христианка она продемонстрировала себя не в том, как руководила государством (поскольку она не вводила христианство как государственную религию), а в том, как она воспитала своего внука. То воспитание принесло плоды - внук княгини Ольги, наконец, коренным образом изменил историю Киевской Руси, начав христианскую государственность, и именно от его крещения ведет историю наша Церковь.
Поэтому когда мы говорим о святой равноапостольной княгине Ольге, прежде всего, говорим не о её личной вере, а о том, что благодаря ее молитве, ее воспитанию, ее вере, просветился светом Христовой Истины весь наш народ. Итак, что мы знаем из жизни княгини Ольги?
* * *
Были среди апостолов женщины? Церковь отвечает уверенно: были. Хотя и не все жили в одно время с двенадцатью избранными учениками. Было таких женщин много? Всех, наверное, сможет назвать только Господь, но Церковь запомнила имена шестерых, равных апостолам: Мария Магдалина, Фекла, Апфия, Елена Византийская, Нино Грузинская и наша соотечественница - Ольга Русская: "Регина Ругорум", то есть "королева русских", как зовет ее древняя латинская летопись.
Историки и поныне спорят над многими страницами ее биографии, однако в жизни Ольги были определенные факты, среди которых главным является то, что именно она была бабушкой Владимира Святославича, и именно ее внук крестил Русь. Да, и до Ольги в Киеве правили Литургию и уважали Бога - речь идет о Николае-Аскольде, одного из градоправителей древнего Киева, который открыл веру для себя, но, к сожалению, не для народа - наверное, время тогда еще не пришло...
Кстати, по версии одного из историков, именно Аскольдовой родственницей, точнее - его наследницей, и была молодая княжна. По другой версии - она была знатного княжеского рода из Болгарии, ведь происхождение «из Плесков» некоторые историки объясняют как из Пскова, а некоторые - как с Плиски, то есть из древней столицы Болгарского царства. Другие убеждают в происхождении от Изборского князя.
Есть и такие, которые допускают мысли, что Хельгу - то есть Вещий Олег, опекун Игоря, выдал за него свою дочь, тоже Хельгу, но уже женского пола. А третьи, вторя летописцу, называют Ольгу простолюдинкой с Новгородских земель. Конечно, с ними не согласны сторонники версии о том, что была Ольга из рода легендарного Гостомысла, одного из последних «славянских» правителей Новгорода.
И хотя многие исследователи считают эту фигуру лишь сказкой, «одиозная» Иоакимовская летопись рисует портрет Гостомысла такими эмоциональными красками: «...Этот Гостомысл был муж большой храбрости, такой же мудрости, все соседи его боялись, а люди любили, ради того, как делал он правосудие... Много князей от дальних земель приходили послушать мудрости его и видеть суд его, и просить совета и наставления, поскольку этим прославился повсюду ».
Неизвестно, была ли Ольга именно из его семьи, но говорит эта летопись вроде бы как о ней, ведь запомнили люди ее храбрость, и большой ум. Полюбили люди ее мудрость и справедливый суд. И благородной была княжна, и близкой и простой одновременно. И была она настоящей женщиной, хотя жизнь поставила перед ней по-настоящему мужские дилеммы...
945 год
Смерть мужа. Первая истинная дата ее жизни. Не рождение, не брак... Страшная и кровавая смерть, какой только она могла быть в то время. Первый настоящий вызов... Воин еще не успел завершить рассказ о том, как рвали на куски тело Игоря, а она, прижав к себе маленького Святослава, уже лихорадочно ищет выход.
"Быть или не быть?" - такой вопрос задавал себе не только Датский принц. Ольга ясно понимает: сама судьба государства, которое только недавно начало рождаться, повисла на волоске, и зависит от ее решения. Сложенные руки и меч в ножнах будут означать согласие. Тогда маленький хищник от безнаказанной крови станет смелее, соберет стаю, и попытается захватить твой дом, а твоего ребенка - уничтожить. Пока древляне видят перед собой только испуганную женщину, надо действовать, не теряя ни минуты! И она начнет действовать - по всем законам военного времени и той жестокой эпохи.
Позже реальность страшных событий растворится в преданиях и легендах... Мечи воинов не будут знать отдыха, тысячи горящих птиц лететь из-за горизонта, и все это закроет от глаз потомков вдову, которая прижимает к себе своего маленького сына и делает всё, чтобы спасти его жизнь. Осознавала ли она тогда: зачем? Могла ли представить, что не он воплотит то, о чем вскоре начнет мечтать она?!
955 год
Встреча с Христом. «...Крещается раба Божия Елена во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...»
Она - в величественном храме Святой Софии, в столице тысячелетней Ромейской империи... Невероятно! Какая дальняя дорога! Чтобы достичь Константинополя, надо отправляться в путь где-то в мае - путешествие продлится более месяца, а в дороге может случиться что угодно. Дальше - не позднее конца сентября-начала октября - скорее ехать назад, до того, как лед начнет сковывать могучую грудь Днепра-Славутича. Но двинулась в это путешествие Ольга раньше - на многие годы...
«Вложи меч твой в ножны твои, ведь тот, кто придёт с мечом, от меча и погибнет» - послышалось ли ей это, или кто-то перевел эти слова из Странной Книги о Неизвестном ей Боге? Ольга вложила меч в ножны. Воины Игоря сначала удивлялись: «Не мы ли прибивали щиты к воротам Царьграда? Не наши ли флаги реяли над стенами Дербента?» Потом объяснили сами себе: «Женщина она. Не для войны рождена...», - и до времени успокоились, с надеждой глядя, как растет Святослав, как он седлает коня, и на полном скаку стреляет из лука.
А Ольга решила строить не снаружи, и не войной - она строила Русь умом, изнутри. Именно она - автор первой административной реформы в нашей стране. Именно по её плану разрозненные племена объединяются вокруг Киева, а неразграниченные земли делятся на четкие округа под управлением княжеских чиновников. Появляются первые силуэты настоящего государства. Все идет хорошо - люди счастливы тем, что вместо беспорядка существует справедливый суд и распределение без произвола. «Ольга - мудрая»...
А она, тем временем, все чаще размышляет над одним вопросом: «Зачем всё это? Зачем вся пролитая ранее кровь, все усилия по сбору земель? Зачем солнце будоражит меня своими лучами каждое утро на Востоке, и задумчиво скрывается каждый вечер на Западе?» И опять не найти точной даты и обстоятельств, когда Он постучал в дверь ее сердца, а она - открыла Ему, и пригласила войти. «Отче Григорий! Почему Он выбрал меня?» - «Возможно, через тебя, княгиня, хочет, Он выбрать твой народ...»
Вот уже и позади первая длинная дорога, и воплощается мечта первая: Дух Святой обильным потоком благодати, как быстрым и чистым горным водопадом, омывает ее жаждущую душу... «Неужели теперь я причастна к Вечности? Неужели отныне я вместе с воскресшим Христом? Господи Иисусе, но я - не одна! У меня есть сын, у меня есть люди, у меня - народ...». И она возвращается уже не как обычная княгиня. Отныне она - Его посланник, Его апостол. Смысл ее жизни теперь - рассказывать людям о том, что есть Бог, который побеждает Смерть Любовью. Отныне она будет строить Его храмы, проповедовать Его жизнью и причащаться Ему еженедельно, а народ ее, увидев это, задумается над тем, кто есть Бог настоящий.
А в душе у неё - мечта вторая: чтобы княжич принял Христа, и женился на византийской принцессе, породнившись с православным государством.
И третья мечта в душе: чтобы окрестил он народ свой...
969 год
Вечность. Покой. Наконец, Святослав рядом - непослушный, непокорный... Сколько уже просила: «окрестись!» - а он: «Жена смеяться будет, мама!», и... отвернется. А потом - подальше от мамы, в очередной поход, со своими сорвиголовами, варягами, на край земли за славой. Мечтала окрестить и женить. Женить - на дочери Византийского басилевса, но ромеи - неуступчивые: «за варвара некрещеного - не отдадим!». Святослав же и слышать не хочет о крестинах - не по душе ему, когда совесть хватает за руку с поднятой мечом...
Она уже испугалась, когда услышала, что сын пообещал истребить всех христиан в Киеве, как вернется из похода. Слава Богу, не истребил. Даже похоронить ее позволил со священниками, без тризны. Но окаменело его сердце, не принимает Бога Любовь. Слава Богу, внуки с нею росли. Вот они - рядом с гробом: Ярополк, Олег и младшенький Владимир... Успела ли их научить вере? И возможно ли ей вообще научить?! Как они будут теперь, без нее?..
988 год
...Владимир крестился и женился на дочери византийского императора.
...Владимир крестил Русь.
«Господи, Ты слышишь мои молитвы! Господи, Слава Тебе!»