Протодиакон Николай Лысенко: Три вехи и три мечты из жизни святой равноапостольной княгини Ольги

Раздел: О главном

Когда смотришь на образ княгини Ольги, чья память отмечается 24 июля, то видишь перед собой не только мудрого государственного правителя, но и... бабушку, которая воспитала своего выдающегося внука - будущего Крестителя Руси св. равноап. князя Владимира.

 

Возможно, именно с такой точки зрения и надо смотреть на святую, ведь как христианка она продемонстрировала себя не в том, как руководила государством (поскольку она не вводила христианство как государственную религию), а в том, как она воспитала своего внука. То воспитание принесло плоды - внук княгини Ольги, наконец, коренным образом изменил историю Киевской Руси, начав христианскую государственность, и именно от его крещения ведет историю наша Церковь.

Поэтому когда мы говорим о святой равноапостольной княгине Ольге, прежде всего, говорим не о её личной вере, а о том, что благодаря ее молитве, ее воспитанию, ее вере, просветился светом Христовой Истины весь наш народ. Итак, что мы знаем из жизни княгини Ольги?

* * *

Были среди апостолов женщины? Церковь отвечает уверенно: были. Хотя и не все жили в одно время с двенадцатью избранными учениками. Было таких женщин много? Всех, наверное, сможет назвать только Господь, но Церковь запомнила имена шестерых, равных апостолам: Мария Магдалина, Фекла, Апфия, Елена Византийская, Нино Грузинская и наша соотечественница - Ольга Русская: "Регина Ругорум", то есть "королева русских", как зовет ее древняя латинская летопись.

Историки и поныне спорят над многими страницами ее биографии, однако в жизни Ольги были определенные факты, среди которых главным является то, что именно она была бабушкой Владимира Святославича, и именно ее внук крестил Русь. Да, и до Ольги в Киеве правили Литургию и уважали Бога - речь идет о Николае-Аскольде, одного из градоправителей древнего Киева, который открыл веру для себя, но, к сожалению, не для народа - наверное, время тогда еще не пришло...

Кстати, по версии одного из историков, именно Аскольдовой родственницей, точнее - его наследницей, и была молодая княжна. По другой версии - она ​​была знатного княжеского рода из Болгарии, ведь происхождение «из Плесков» некоторые историки объясняют как из Пскова, а некоторые - как с Плиски, то есть из древней столицы Болгарского царства. Другие убеждают в происхождении от Изборского князя.

Есть и такие, которые допускают мысли, что Хельгу - то есть Вещий Олег, опекун Игоря, выдал за него свою дочь, тоже Хельгу, но уже женского пола. А третьи, вторя летописцу, называют Ольгу простолюдинкой с Новгородских земель. Конечно, с ними не согласны сторонники версии о том, что была Ольга из рода легендарного Гостомысла, одного из последних «славянских» правителей Новгорода.

И хотя многие исследователи считают эту фигуру лишь сказкой, «одиозная» Иоакимовская летопись рисует портрет Гостомысла такими эмоциональными красками: «...Этот Гостомысл был муж большой храбрости, такой же мудрости, все соседи его боялись, а люди любили, ради того, как делал он правосудие... Много князей от дальних земель приходили послушать мудрости его и видеть суд его, и просить совета и наставления, поскольку этим прославился повсюду ».

Неизвестно, была ли Ольга именно из его семьи, но говорит эта летопись вроде бы как о ней, ведь запомнили люди ее храбрость, и большой ум. Полюбили люди ее мудрость и справедливый суд. И благородной была княжна, и близкой и простой одновременно. И была она настоящей женщиной, хотя жизнь поставила перед ней по-настоящему мужские дилеммы...

945 год

Смерть мужа. Первая истинная дата ее жизни. Не рождение, не брак... Страшная и кровавая смерть, какой только она могла быть в то время. Первый настоящий вызов... Воин еще не успел завершить рассказ о том, как рвали на куски тело Игоря, а она, прижав к себе маленького Святослава, уже лихорадочно ищет выход.

"Быть или не быть?" - такой вопрос задавал себе не только Датский принц. Ольга ясно понимает: сама судьба государства, которое только недавно начало рождаться, повисла на волоске, и зависит от ее решения. Сложенные руки и меч в ножнах будут означать согласие. Тогда маленький хищник от безнаказанной крови станет смелее, соберет стаю, и попытается захватить твой дом, а твоего ребенка - уничтожить. Пока древляне видят перед собой только испуганную женщину, надо действовать, не теряя ни минуты! И она начнет действовать - по всем законам военного времени и той жестокой эпохи.

Позже реальность страшных событий растворится в преданиях и легендах... Мечи воинов не будут знать отдыха, тысячи горящих птиц лететь из-за горизонта, и все это закроет от глаз потомков вдову, которая прижимает к себе своего маленького сына и делает всё, чтобы спасти его жизнь. Осознавала ли она тогда: зачем? Могла ли представить, что не он воплотит то, о чем вскоре начнет мечтать она?!

955 год

Встреча с Христом. «...Крещается раба Божия Елена во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...»

olga 4

Она - в величественном храме Святой Софии, в столице тысячелетней Ромейской империи... Невероятно! Какая дальняя дорога! Чтобы достичь Константинополя, надо отправляться в путь где-то в мае - путешествие продлится более месяца, а в дороге может случиться что угодно. Дальше - не позднее конца сентября-начала октября - скорее ехать назад, до того, как лед начнет сковывать могучую грудь Днепра-Славутича. Но двинулась в это путешествие Ольга раньше - на многие годы...

«Вложи меч твой в ножны твои, ведь тот, кто придёт с мечом, от меча и погибнет» - послышалось ли ей это, или кто-то перевел эти слова из Странной Книги о Неизвестном ей Боге? Ольга вложила меч в ножны. Воины Игоря сначала удивлялись: «Не мы ли прибивали щиты к воротам Царьграда? Не наши ли флаги реяли над стенами Дербента?» Потом объяснили сами себе: «Женщина она. Не для войны рождена...», - и до времени успокоились, с надеждой глядя, как растет Святослав, как он седлает коня, и на полном скаку стреляет из лука.

А Ольга решила строить не снаружи, и не войной - она строила Русь умом, изнутри. Именно она - автор первой административной реформы в нашей стране. Именно по её плану разрозненные племена объединяются вокруг Киева, а неразграниченные земли делятся на четкие округа под управлением княжеских чиновников. Появляются первые силуэты настоящего государства. Все идет хорошо - люди счастливы тем, что вместо беспорядка существует справедливый суд и распределение без произвола. «Ольга - мудрая»...

А она, тем временем, все чаще размышляет над одним вопросом: «Зачем всё это? Зачем вся пролитая ранее кровь, все усилия по сбору земель? Зачем солнце будоражит меня своими лучами каждое утро на Востоке, и задумчиво скрывается каждый вечер на Западе?» И опять не найти точной даты и обстоятельств, когда Он постучал в дверь ее сердца, а она - открыла Ему, и пригласила войти. «Отче Григорий! Почему Он выбрал меня?» - «Возможно, через тебя, княгиня, хочет, Он выбрать твой народ...»

Вот уже и позади первая длинная дорога, и воплощается мечта первая: Дух Святой обильным потоком благодати, как быстрым и чистым горным водопадом, омывает ее жаждущую душу... «Неужели теперь я причастна к Вечности? Неужели отныне я вместе с воскресшим Христом? Господи Иисусе, но я - не одна! У меня есть сын, у меня есть люди, у меня - народ...». И она возвращается уже не как обычная княгиня. Отныне она - Его посланник, Его апостол. Смысл ее жизни теперь - рассказывать людям о том, что есть Бог, который побеждает Смерть Любовью. Отныне она будет строить Его храмы, проповедовать Его жизнью и причащаться Ему еженедельно, а народ ее, увидев это, задумается над тем, кто есть Бог настоящий.

А в душе у неё - мечта вторая: чтобы княжич принял Христа, и женился на византийской принцессе, породнившись с православным государством.

И третья мечта в душе: чтобы окрестил он народ свой...

969 год

Вечность. Покой. Наконец, Святослав рядом - непослушный, непокорный... Сколько уже просила: «окрестись!» - а он: «Жена смеяться будет, мама!», и... отвернется. А потом - подальше от мамы, в очередной поход, со своими сорвиголовами, варягами, на край земли за славой. Мечтала окрестить и женить. Женить - на дочери Византийского басилевса, но ромеи - неуступчивые: «за варвара некрещеного - не отдадим!». Святослав же и слышать не хочет о крестинах - не по душе ему, когда совесть хватает за руку с поднятой мечом...

Она уже испугалась, когда услышала, что сын пообещал истребить всех христиан в Киеве, как вернется из похода. Слава Богу, не истребил. Даже похоронить ее позволил со священниками, без тризны. Но окаменело его сердце, не принимает Бога Любовь. Слава Богу, внуки с нею росли. Вот они - рядом с гробом: Ярополк, Олег и младшенький Владимир... Успела ли их научить вере? И возможно ли ей вообще научить?! Как они будут теперь, без нее?..

988 год

...Владимир крестился и женился на дочери византийского императора.
...Владимир крестил Русь.
«Господи, Ты слышишь мои молитвы! Господи, Слава Тебе!»

Православие в Украине