Протоиерей Павел Великанов: Настоящее поклонение Богу

Раздел: О главном

В сегодняшнем Евангелии мы встречаем удивительное свидетельство Спасителя о самом себе, как о Мессии! Это свидетельство происходит перед женщиной, которая, казалось бы, является врагом правоверного иудея — самарянкой. В ходе беседы обсуждается тема истинного служения Богу, место этого служения и условий угождения Богу...

Евангелие от Иоанна, Глава 4, стихи 5-42

Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Мне хотелось бы обратить внимание на одну фразу, прозвучавшую из уст Спасителя: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, ибо спасение от иудеев». В этих словах перед нами раскрывается парадигма истинно-религиозной жизни. Часто можно встретить людей, которые высокомерно считают, что церковная жизнь, храмовое богослужение, и все то, с чем связана жизнь православного христианина, есть нечто несовершенное. Необходимо только для тех, кто не достиг еще полной свободы в духе. На самом же деле, это тот самый самообман, от которого предостерегает нас сегодня Христос-Спаситель. Мы не просто должны кланяться какому-то своему переживанию, своему ощущению чего-то Божественного. Мы должны знать, кому верим, кому кланяемся, и от кого, на самом деле получаем божественные ответы.

Настоящее поклонение Богу возможно только в Духе и истине. Дух созидается формой, истина хранится святой Церковью. И всякий человек, который регулярно посещает Божественный храм, участвует в Божественных Тайнах, знает, какой целительное и полезное действие оказывает на душу участие в богослужении.

Тот, кто считает, что ему достаточно келейной молитвы, окрадывает сам себя, ведь в церковь приходят не только для того, чтобы рассказать Богу о личных проблемах! Приходят для того, чтобы стать клеточкой единого Тела Христова, чтобы почувствовать рядом с собой других, которые так же, как и он, пришли к Богу, услышав призыв. Для того, чтобы повернуться от своих собственных проблем к нуждам других, и тем самым стать живыми и действенными руками и ногами Христа здесь, еще на земле.

Спаситель в сегодняшнем Евангелии говорит: «Бог есть Дух, и поклоняющийся Ему должен кланяться в Духе и истине». Но этому поклонению нужно учиться и самый лучший институт, который может нас удивительными неизреченными путями обучить этому искусству из искусств — это храмовое богослужение. И каждому из нас хочется пожелать быть не только внешними формальными участниками происходящего в церкви, но действительно полюбить эту удивительную сокровищницу истины и смысла, которую представляет собой наше православное богослужение.

Православие и мир