Блаженнейший митрополит Онуфрий: «Спасти отдельного человека» (три вопроса Предстоятелю)

Раздел: О главном

Насколько и как конкретно Церковь должна быть включена в общественную и политическую жизнь государства?
Церковь – это Богочеловеческий Организм. Основателем и Главой Церкви является совершитель нашего спасения – Господь наш Иисус Христос, а мы люди, – члены Церкви. Задачей Церкви является нравственное совершенствование человека и через это – приготовление его для вечности. Если человек или народ нравственно деградирует, то не готовит себя к вечной жизни и является духовно мертвым. Поэтому Церковь еще называют душой народа. Если эту душу отделить от организма, каковым является государство, то вполне закономерно это приведет к духовной смерти. И это не просто метафора. История повествует о целых народах и цивилизациях, которые исчезали с лица земли, когда нивелировалась вера и духовные ценности.

Церковь включена в общественную жизнь именно в силу того, что Церковь – это и есть те люди, которые составляют если и не всю, то все же значительную часть общества. Православный христианин является таковым не только в храме, но и за его стенами, и непременно должен руководствоваться Евангелием не только в личной жизни, но и в общественной. Вера предполагает принятие человеком духовных ценностей, на которые он ориентируется, непрестанно соизмеряя свои мысли, дела и поступки с главным примером для подражания – Иисусом Христом. И общественное сознание будет настолько церковным, насколько будут воцерковляться члены общества.

Что касается политики, на этот счет мы уже неоднократно заявляли, что Церковь объединяет людей разных политических взглядов и находится вне политических процессов. Церковь сотрудничает с государством в сфере культуры и просвещения, благотворительности и милосердия, осуществляет множество совместных проектов, которые служат нравственному совершенствованию личности, а следовательно идут на благо народа. Но залогом равноправного союза Церкви и государства является взаимоуважение и сохранение определенной дистанции. Церковь не вмешивается в политику государства, а оно, в свою очередь, предоставляет Церкви свободу жить и действовать согласно своему уставу и традициям. Наша Церковь пережила ужасный период богоборческих гонений и несвободы, и те взаимоотношения, которые сложились за последние двадцать лет украинской независимости, являются для нас оптимальными.

Появились ли в 2014-2015 годах у украинской Церкви новые, ранее не виданные задачи и проблемы?
Как говорит премудрый Екклесиаст, «нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1, 9). Уже две тысячи лет у Церкви одна главная задача и проблема – борьба с грехом. Именно грех является главной причиной нестроений и неурядиц, которые мы претерпеваем и в личной, и в общественной жизни. Наша локальная задача сегодня – помочь отдельно взятому человеку. Как писал Иосиф Бродский, «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно». И вот к этой задаче нужно направлять все усилия.

Что сегодня более всего угрожает украинскому народу? И что самое верное и правильное может сделать патриот?
Главная угроза для нашего общества сегодня – вражда и нетерпимость. «Где разделение и гнев, там Бог не бывает», – учит святой Игнатий Богоносец. Нам нужно вспомнить, что мы один народ, что мы единокровные и единоверные братья. Мы с болью в сердце наблюдаем сегодня, как на наших глазах враг рода человеческого осуществляет свою главную стратегию: «разделяй и властвуй». «Всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12, 25), поэтому истинным патриотом является тот, кто усмиряет страсти в себе и вокруг себя, чтобы сохранить наш общий дом. Нужно направить все усилия на созидание, на преодоление разногласий и противоречий. Мы должны учиться носить тяготы друг друга (Гал. 6, 2), ибо без этого невозможно существование сильного и процветающего общества. Церковь молится за мир в нашей стране, за мир между народами, вышедшими из древней Руси, из Киевской купели, за то, чтобы утихли страсти, и чтобы милость Божия никогда не оставляла наш многострадальный народ.

Православная жизнь