Епископ Иона (Черепанов): «Лествица» и Лествичник, или Зачем мирянам читать книги, написанные монахами для монахов

Раздел: О главном

Неделя четвертая Великого поста посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника. Этого святого нельзя воспринимать без его главного творения — знаменитой «Лествицы». Но с чем сталкивается мирской человек, беря в руки эту книгу? Когда возьмешь в руки «Лествицу» и прочтешь все эти ступени, приходишь в ужас: неужели весь этот путь для мирского человека закрыт? Так зачем вообще мирянам читать книги, написанные монахами для монахов?

Святитель Иоанн Златоуст, например, говорил, что миряне отличаются от монахов только наличием жен… Заповеди Христовы даны всем христианам – и монашествующим, и мирским. И все мы должны свою жизнь полагать на то, чтобы их исполнять. Поэтому хотя аскетическая литература и создавалась монахами и для монахов, она вполне применима и для мирского человека.

Действительно, первая ступень «Лествицы», ее первая глава – об отречении от мира. Но ведь мы знаем слова: «Мир во зле лежит». Также знаем завет Христа: «Не любите ни мира, ни того, что в мире». Если человек стремится избавиться от привязанности к миру, который «во зле лежит», то привязывается ко Христу.

Поэтому даже живя вне стен монастыря, можно быть вполне свободным от воздействия мира: освободить голову от информационного мусора, очистить мысли и разговоры от сплетен, от болтовни, от следования духу мира. Перестать гнаться за переменчивой модой и другими современными тенденциями, которые отвлекают нас от того, что «едино есть на потребу», от того, что нам единственно требуется – от веры в Бога, от Христа. Всё это, я думаю, вполне применимо к каждому человеку, как живущему в монастыре, так и семейному.

Последняя ступень «Лествицы» – о любви. В наше время это понятие профанируется. Сейчас «любовью» называются совершенно далекие от этого вещи! Но Лествичник пишет, что тот, кто дерзает говорить о любви, дерзает говорить о самом Боге.

Действительно, Бог есть Любовь, и поэтому приземлять это понятие очень опасно. Опасно подменять любовь гуманизмом, привязанностью, просто каким-то добреньким отношением. Ведь это высшая ступень добродетели — любовь в Боге и любовь к Богу. Говорить о ней, и тем более, иметь настоящую любовь может только тот человек, который прошел все 30 ступеней духовного возрастания.

О том, какие это ступени и как по ним подниматься, думаю, должен знать каждый человек. Поэтому с такой настойчивостью Православная Церковь и предлагает своим верным чадам читать эту замечательную книгу.

Православие в Украине