Православная Церковь празднует Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего

Kresheniye-GospodnyeГосподь наш Иисус Христос, по возвращении Своем из Египта, пребывал в Галилее, в городе Назарете, где был воспитан, сокрывая от людей силу Своего Божества и премудрость до тридцатилетнего возраста, ибо не возможно было у иудеев никому ранее тридцатилетнего возраста принять сан учителя или священника. Посему и Христос не начинал Своей проповеди и не являл Себя Сыном Божиим и `первосвященником великим, прошедшим небеса` (Евр. 4:14), до тех пор, пока не достиг означенного возраста.

В Назарете Он пребывал с Пречистою Своею Матерью, сначала при мнимом отце Своем, Иосифе, древоделе, пока тот был жив, и занимался вместе с ним плотнической работою; а потом, когда Иосиф умер, Сам продолжал то же дело, добывая трудами рук Своих пропитание для Себя и для Пречистой Богоматери, дабы и нас научить трудолюбию (Лк. 3:23).

Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни и наступало время Его Божественного явления народу Израильскому, то, как говорит Евангелие, `был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне` (Лк. 3:2), - глагол, посылавший его крестить водою и возвестивший ему знамение, по коему Иоанн должен был узнать пришедшего в мир Мессию.

Об этом говорит в своей проповеди сам Креститель такими словами: `Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым` (Иоан. 1:33). Итак Иоанн, внимая глаголу Божиему, ходил по всей стране иорданской, проповедуя `крещение покаяния для прощения грехов` (Лк. 3:3), ибо Он был Тот, о Котором предрек Исайя: `Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему` (Ис. 40:3; ср Лк. 3:4).

И выходила к нему вся иудейская страна, и иерусалимляне, и крестились все у него в реке Иордане, исповедуя свои грехи (Мк. 1:5). Тогда пришел и Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, чтобы креститься от него (Мф. 3:13). Он пришел в то время, когда Иоанн возвестил о Нем народу, говоря: `идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым` (Мр.1:7-8).

После сего возвещения пришел Иисус креститься. Хотя Он и не имел нужды в этом, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии и Сам бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения.

Пришел Он креститься и для того, дабы освятить естество воды, пришел креститься, чтобы и для нас устроить купель святого крещения. Он пришел к Иоанну еще для того, дабы тот, узрев сходившего на Крещаемого Святого Духа и услышав свыше глас Бога Отца, был неложным свидетелем о Христе. `Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?` (Мф. 3:14) Он духом узнал Того, о Ком за тридцать лет `взыграл радостно` во чреве матери своей (Лк. 1:44), потому и сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим с Адама на весь род человеческий. Но Господь сказал Иоанну: `оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду` (Мф. 3:15). Под правдою святой Златоуст разумеет здесь заповеди Божии, как будто бы Иисус говорил так: `поелику я совершил все заповеди, какие даны в законе, и осталась только одна - относительно крещения, то Мне подобает исполнить и эту`. Крещение же Иоанново также было Божественною заповедью, как это видно из слов Иоанна: `Пославший меня крестить в воде сказал мне` (Иоан. 1:33). Кто же посылал? Очевидно, Сам Бог: `был - сказано в Евангелии, - глагол Божий к Иоанну` (Лк. 3:2). И еще потому крестился Иисус, будучи тридцати лет от роду, что возраст тридцатилетнего, - по словам Златоуста и Фефилакта, удобопреклонен ко всякому греху. Ибо возраст юношеский подвержен огню плотских страстей, при тридцатилетнем же возрасте - времени полного раскрытия сил мужских - человек подчиняется златолюбию, тщеславию, ярости, гневу и всяким грехам. Посему-то Христос Господь медлил принятием крещения до этого возраста, дабы во всех возрастах человеческой жизни исполнить закон и освятить все естество наше и подать нам силу побеждать страсти и остерегаться смертных грехов.

После принятия крещения Господь тотчас же, без всякого замедления, вышел из воды. Есть сказание, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его, доколе тот не исповедовал все грехи свои; после сего крещаемому дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов не был задержан в воде, и потому Евангелие прибавило, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3:16).

Когда же Господь выходил из воды, над Ним отверзлись небеса, блеснул свыше свет в виде молнии и Дух Божий в виде голубя сошел на Крестившегося Господа. Подобно тому, как в дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя предуказало на окончание потопа греховного.

А в виде голубя Святой Дух явился потому, что эта птица чиста, любит людей, кротка, незлобива и не терпит ничего смрадного: так и Святой Дух есть источник чистоты, пучина человеколюбия, учитель кротости и устроитель мира: притом же Он всегда удаляется от человека, пресмыкающегося во смрадной тине грехов. Когда же Дух Святой сходил, как голубь, на Христа Иисуса с неба, то слышался глас говоривший: `Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение` (Мф. 3:17). И Ему подобает слава и держава во веки веков. Аминь.

 

Источник: официальный сайт Святой Успенской Киево-Печерской Лавры