Церковь чтит память святителя Филарета, митрополита Киевского

Filaret-AmfiteatrovСвятитель Филарет (Амфитеатров) родился 17 апреля 1779 года в с. Высоком, Кромскаго уезда, Орловской губернии, и при крещении был назван Феодором.

Отец его, Георгий Никитич Амфитеатров, был священником в названном селе. Мать Феодора, Анастасия, воспитывала своих детей в вере, охраняя их от дурных влияний. В младенчестве Феодор имел слабое здоровье. По некотором сведениям, он, к великому горю своих родителей, родился почти слепым. Впрочем, с последующим возрастом телесная слабость Феодора исчезла.

В мужеском возрасте он обладал крепким телосложением, до глубокой старости сохранил неутомимость в трудах пастырского служения и в подвигах строгой иноческой жизни. Такой крепости телесной он достиг воздержанной и правильной жизнью, каковую проводил всегда с раннего детства. С самого юношеского возраста в Феодоре стала обнаруживаться склонность к подвижнической жизни.

Отец нередко посылал его на пчельник для наблюдения за пчелами. Здесь, в полном уединении среди природы, Феодор читал Четьи Минеи и научался примерами из жизни святых подвижников. Особенно сильное впечатление произвело на него житие Филарета Милостивого, так что он, будучи еще юным отроком, решил принять имя этого угодника Божия и подражать его подвигам, приняв иноческий образ.

Присущия ему кротость и смирение с возрастом стали проявляться в том, что он нередко удалялся из общества своих родных и сверстников в уединение, которое употреблял для молитвы. Нередко во время полевых работ, когда его домашние садились за обед и отдыхали, он уходил в прилегавший к полю лес и там коленопреклонно молился на сельскую церковь. Это делал он и дома, скрываясь для молитвы в какой-нибудь укромный уголок; часто он просыпался ночью и становился на молитву.

Феодор не пропускал ни одного богослужения, но прежде всех приходил в церковь и после всех уходил из нее. С шести лет он начал учиться грамоте. Первым учителем его был дед. На 10-м году жизни, в 1789г., Феодор был принят сразу во 2-й класс Орловского духовного училища. В 1795 г., как лучший ученик училища, он был переведен в богословский класс Севской семинарии, которую окончил в 1797 г.

Исполняя давнее свое желание, Феодор по окончании семинарии подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было принято. 7 ноября 1798 г. он был пострижен в монашество с именем Филарета. Затем он был посвящен в сан иеромонаха. Филарет просил своего архипастыря, преосвященного Досифея, отпустить его в Белобережскую пустынь, но преосвященный Досифей удержал его.

Вскоре иеромонах Филарет был назначен инспектором, а затем ректором Севской семинарии и возведен в сан игумена. Но преосвященный Досифей стал обнаруживать неприязнь к Филарету и игумен Филарет был переведен ректором семинарии в г. Уфу, с возведением в сан архимандрита. Епископ уфимский Августин встретил архимандрита Филарета весьма недружелюбно. После одного из оскорблений от епископа Августина Филарет долго и пламенно молился ночью и во время этой молитвы заснул. В полусонном видении он увидел руку, писавшую на стене: „Не бойся! Судьбы архимандрита Филарета в руках Божиих!` После этого он почувствовал отрадное чувство успокоения и утешения.

Вскоре после этого архимандрит Филарет был переведен ректором семинарии в г. Тобольск, где милостиво был принят знавшим его еще по Уфе епископом Амвросием, который утешал его и ободрял. Со времени перевода архимандрита Филарета в Тобольск начинается его повышение. После четырех лет трудов в Тобольской семинарии он был вызван в Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. Здесь он приобрел расположение ректора Петербургской академии, знаменитого впоследствии митрополита московского Филарета, при содействии которого был назначен на должность инспектора той же академии и удостоен высшей ученой богословской степени доктора богословия. Отсюда он был переведен на инспекторскую должность во вновь открывшуюся тогда (1814 г.) Московскую академию. Года через два он был сделан ректором той же академии. Служение здесь стоило архимандриту Филарету многих трудов, но он не жалел сил для пользы просвещения и воспитания.

Как ректор и духовный воспитатель юношества, архимандрит Филарет отличался простотою, мягкосердечностью, прямотой и открытостью в обращении с воспитанниками, отеческой попечительностию об их благе, братским участием во всех их интересах и щедрою благотворительностью. Он оставил добрую память о себе в сердцах своих воспитанников, которые называли его не человеком, а ангелом.

Пятилетняя служба архимандрита Филарета при Московской академии закончилась возведением его в сан епископа. В этом сане он последовательно проходил служение в Калуге, Рязани, где за участие в интронизации Императора Николая I был пожалован саном архиепископа, и в Казани. Своим благочестием, особенным усердием к богослужению и проповедованию слова Божия, заботливостию о построении храмов Божиих и благоустроении монастырей, ревностию в деле врачевания расколов, преосвященный Филарет оставил по себе память незабвенного архипастыря.

Он учредил миссию для обращения в христианство некрещеных инородцев и утверждения колеблющихся. При архимандрите Филарете были составлены правила для миссионеров и было принято решение подготавливать к миссионерству воспитанников семинарии. Все эти меры принесли благие плоды. Во время холеры 1830-го года архимандрит Филарет сорок дней молился в загородном архиерейском доме об избавлении города от губительной болезни. Во время голода 1833-1834 гг. он раздавал при архиерейском доме продовольственную помощь голодающему населению.

Архиепископ Филарет был строгим архипастырем, многих из провинившихся священнослужителей он лишал сана и звания. Но среди многочисленных архипастырских трудов архиепископа Филарета не покидало стремление к уединенной монастырской жизни, он уже подумывал уйти на покой в монастырь, чтобы иметь возможность отдаться любезным его сердцу монашеским подвигам. Он избрал себе и место для этого — Раифскую пустынь, где стал устраивать себе келию, но неожиданно был вызван в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде, откуда уже не возвратился в Казань.

Архиепископ Филарет был удостоен звания члена Святейшего Синода и переведен в Ярославль. Не успев еще побывать в своей новой епархии, он 18 апреля 1837 года получил высшее назначение – быть митрополитом Киевским. В этом сане он провел 21 год своей жизни и деятельности. С назначением Филарета Киевским митрополитом его деятельность переносится в Юго-Западный край России. Судьба православия в Западном крае, историческая жизнь народа и духовенства веками выработали здесь особый склад жизни, особые понятия, особые отношения. Понять, изучить, примирить эти местные особенности, словом, управлять в Западном крае епархией в то время было делом не легким. Особенности народной и церковной жизни в Киевской епархии требовали для управления человека, который бы в духе любви и мира, словом и примером послужил духовному назиданию своей паствы. Такой дух управления и проявил митрополит Филарет и сделался примером для подражания своим преемникам. Как настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Филарет основал здесь свое всегдашнее местопребывание и обратил свои заботы на устроение внешнего быта иноков и их религиозно-нравственной жизни, направляя все к тому, чтобы насельники Лавры проводили жизнь строго иноческую, в чем он сам подавал им высокий пример.

За 17 лет до смерти митрополит Филарет принял схиму. Точно и ревностно исполняя свои служебные обязанности, митрополит Филарет с высокоподвижническою строгостью исполнял все уставы и правила иноческого жития, пребывая всегда в воздержании и трудах, содержа свой ум в богомыслии, и сердцем устремляясь к любви Христовой. Со времени своего посвящения в святительский сан он неопустительно совершал в святую Четыредесятницу Литургию Преждеосвященных Даров и на первой седмице вкушал самую скудную пищу один раз через два дня. Он был постником в строжайшем смысле, по примеру почивающих в Лавре угодников Божиих.

В последние сорок месяцев своей жизни он ежедневно причащался Святых Таин. Кроме келейных молитв — утренних и вечерних, — занимавших ежедневно много времени, митрополит Филарет молился и во всякое другое время, например, прогуливаясь по лесу, окружавшему Голосеевскую пустынь, в которую он любил уединяться каждое лето. Там он часто молился на пригорке, с которого открывался прекрасный вид на Киев и особенно на Лавру. Он постоянно читал слово Божие, так что выучил наизусть Евангелие и Псалтирь.

Митрополит Филарет, как член Святейшего Синода, лично принимал участие в его делах, но за пятнадцать лет до смерти совершенно устранился от этого. За два года до смерти, после тяжкой болезни, его все чаще стали посещать различные недуги. И каждый раз, заболевая, он считал свою болезнь предсмертною и готовился к смерти. При этом он не боялся смертного часа, а ожидал его с радостью. Подобно апостолу Павлу, он желал разрешиться и быть со Христом.

Последние годы своей жизни митрополит Филарет провел в непрестанном памятовании о смерти и заботе о достойном приготовлении к переходу в жизнь вечную. При своей готовности умереть он все же не отвергал медицинских средств для поддержания своего здоровья и покорно исполнял все предписания врачей, считая себя обязанным продолжать несение бремя жизни, если это будет угодно Богу. Во время болезней он не раз собирался подать прошение об увольнении на покой, но исполнить это ему не удалось, и он, наконец, решил по примеру Господа, `висеть на кресте` до конца.

1857-й год был последним в жизни митрополита Филарета. 1 декабря этого года он получил воспаление правого легкого. Хотя врачебные средства временно поддерживали его силы, однако они все более и более ослабевали. На первых порах болезни митрополит Филарет сам ходил в церковь для причащения, но потом не мог уже этого делать, и его причащали в покоях. 18 декабря над ним было совершено таинство елеосвящения. Ночью на 20 декабря он, приняв на своей постели то положение, какое обыкновенно придают человеку во гробе, дрожащим и прерывающимся голосом пропел: „Зряща мя безгласна и бездыханна предлежаща.`

Рано утром 21 декабря митрополит Филарет исповедался и причастился Святых Таин. Последние минуты его жизни сопровождались тяжелыми страданиями, которые несколько ослаблялись горячими молитвами присутствовавших. Утром, в начале 9-го часа, после прочтения канона на исход души, 17 и 18 кафизм, митрополит Филарет скончался на 79-м году своей жизни. Большой лаврский колокол разнес по Киеву печальную весть о смерти Архипастыря. 29 декабря митрополит Филарет был погребен у Ближних пещер в церкви Воздвижения Креста Господня, где почивший назначил место своего вечного упокоения.

 

Источник: официальный сайт Святой Успенской Киево-Печерской Лавры