Церковь празднует память Почаевской иконы Божией Матери

pochayevskayaПочаевская икона Божией Матери находится в Почаевской обители. На горе, где сейчас расположен монастырь, в 1340 году поселились два инока. Один инок после молитвы пошел к вершине горы и увидел Божию Матерь, стоявшую на камне и окруженную пламенем. Он позвал брата посмотреть на чудо. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Он взбежал на гору и они втроем прославили Бога. На камне, где стояла Пресвятая Богородица, навсегда остался отпечаток Ее правой стопы.

В 1559 году Константинопольский митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил Анне привезенную из Константинополя икону Богородицы.

Со временем стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она в 1597 г. передала чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храме, воздвигнутом в честь Успения Божией Матери. Позже там был основан монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства. Чудотворная икона стала называться `Почаевской`. Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Православной Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии. На поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы наряду с православными приходят также христиане других исповеданий.

В Почаевской Лавре - древнем оплоте Православия - чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся к ней с просьбами об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Среди многих свидетельств о помощи Царицы Небесной известны следующие. Монах Почаевского монастыря был захвачен в плен татарами, Находясь в неволе, он вспоминал Почаевскую обитель, ее святыни, богослужения, песнопения. Особенно тосковал инок при наступлений праздника Успения Пресвятой Богородицы и слезно молил Божию Матерь об избавлении из плена. И вот однажды исчезли стены темницы и инок оказался в Почаевской обители.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года. Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых.

Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам – Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами `Взбранной Воеводе` над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, `омофор белоблистящийся распуская`, с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: `Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!` Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил по субботам еженедельное чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой. Во время управления Лаврой священноархимандрита Агафангела, архиепископа Волынского (1866-1876), был устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви, освященный 23 июля 1875 года, в память победы над татарами. Празднование Почаевской иконе совершается также в пятницу Светлой седмицы.

 

Источник: официальный сайт Святой Успенской Киево-Печерской Лавры