Монах Симеон Афонский. Слово о молитве

Монах Симеон Афонский (иеромонах Симон Безкровный) начал свой путь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, долгое время подвизался в горах Кавказа. В настоящее время проживает в одном из скитов на Святой Афонской Горе. Взял псевдоним в память своего отца, монаха Симеона, почившего на Афоне. Продолжая публикацию его труда "Девять слов", вслед за "Словом о рассуждении" размещаем "Слово о молитве".

Каждый раз молись так, как будто впервые...

1. Живя на земле, живи, как на небе – без всяких привязанностей и в непрестанной молитве.

2. Каждый раз молись так, как будто впервые, или молись так, как будто в последний раз. 

3. Созерцать Бога не всегда возможно, а умолять Его можно всегда. 

4. Хорошо умолять Бога о прощении своих грехов, тогда помыслы осуждения уходят, как чуждые этому деланию.

5. Вся духовная борьба идет за смирение и терпение, а когда приходят смирение и терпение, то приходят внимание и молитва. 

6. Гибельно для уединения судить о людях или слушать о них пересуды – ум надолго теряет покой и молитву.

7. Если думать о мире – не избежать горечи, а если о Боге – сладости.

8. Умными полон ад, а добрыми – рай.

9. Хочешь быть умным? – Изучай книги. Хочешь быть добрым? – Молись.

10. Обдумывания и размышления – для жизни по телу, а вера и молитва – для жизни по Богу.

Молитва – это труд, но труд творческий...

21. Если сердце не откажется быть рабом дурных привычек, к нему никогда не сможет привиться непрестаннач молитва.

22. Если ко всем людям относиться с молитвенным состраданием и милосердием, то неприязнь, зависть и ненависть уходят, а молитва укрепляется и приходит любовь к людям.

23. В сердце приходят смирение и любовь к людям, когда оно научается молиться о них и терпеть все неудобства и страдания, которые они причиняют.

24. Есть свобода сердца и есть вольность сердца. Первое – от Святого Духа и молитвы, последнее – от сатаны и дурных помыслов и желаний.

25. Чем чаще ветер раскачивает дерево, тем глубже корни его врастают в землю; чем больше скорбей испытывает сердце, тем крепче оно держится за Бога и молитву.

26. Сердце обретает Бога, когда между одной молитвой и другой не вторгается никакой помысл.

27. Никакое общение и беседы не могут дать того, что дают уединение и молитва.

28. От празднословия и рассеянности ум становится возбужденным, раздражительным и злобным, а от молчания и молитвы – легким, чистым и радостным.

29. Если растет любовь и доверие к самому себе, то растет неприязнь и ненависть к людям; если растет ненависть и недоверие к себе, то к людям растет любовь, а молитва и милосердие становятся ее проявлением.

30. В молчании приобретается молитвенная сила ума, а в празднословии она теряется безцельно.

31. Духовная радость придет только тогда, когда совершенно освободишься от греха и сподобишься чистой молитвы.

32. До прихода чистой молитвы какая может быть радость? Лишь плач, скорбь и покаяние.

33. Длительность духовной брани, рассеянность и сонливость в молитве зависят от степени несмирения, упрямства и нераскаянности души.

34. Дать сердцу самому возрастать в молитве – первое требование души.

35. Если страдать самому – пребудешь с молитвой и со Христом, а если причинять страдания другим – останешься с отчаянием и диаволом.

36. В духовной жизни есть два состояния и человек волен избрать любое: или телом в земном «раю», а душой в аду и без молитвы; или телом в земном аду, а душой на Небе и с непрестанной молитвой.

37. Самая великая скорбь и самый тяжелый труд – отсекать помыслы, а это и есть попрание самого себя в молитве.

38. Молитва – это труд, но труд творческий, и только такая молитва насыщает душу благодатью.

39. Для того монаху и дан духовный меч, чтобы посекать в сердце все образы мира, всплывающие в молитве, как бы дороги и любимы они не были.

40. Ум, развращенный похотями и привязянностями – источник смерти, но ум, преображенный молитвой и благодатью – источник Безсмертия и Вечной Жизни. 

Свобода – это совершенная чистота...

41. Небытия нет, а То, что есть, необходимо успеть познать с помощью молитвы и благодати Христа.

42. Тот, кто сражается с помыслами – может быть снова порабощен ими, а кто уже пребывает вне помыслов в благодати Христа – неодолим.

43. Свобода может быть только в Святости, лишенная всякого греха, и потому Свобода – это совершенная чистота и Святость, которые приобретаются молитвой.

44. Не давай воли уму, пребывай в молитве – приобретешь смирение и научишься исполнять волю Божию.

45. Страшно начинать жизнь завтра! Начни жить заново сегодня – в молитве и покаянии.

46. Как только заканчивается своя воля – сразу открывается воля Божия и непрестанная молитва.

47. Тот, кто скорби и болезни принимает с радостью и в молитве благодарит за них Бога, выше того, кто делает добрые дела.

48. Если начинать и заканчивать каждый день молитвой, то будет не так стыдно жить на земле.

49. Пребывание в молитве и внимании к себе укрепляет силу души, а пребывание в рассеянности и пустомыслии делает душу распущенной и безвольной.

 50. Молиться – значит открывать внутреннюю тишину души, которая постигается как вечная жизнь в животворящей тишине Бога.

51. От покаянной молитвы, которая приводит к смирению, приходит помощь Божия и возрастание благодати и мудрости.

52. Когда на духовном пути человек поворачивает обратно, то его душа каменеет, молитва уходит и ему становится хуже, чем было.

53. Что лучше – ввергать людей  в земную суету мира сего или помогать им подняться в Небо молитвой?

54. Если не возропщешь во время прихода скорбей и болезней, но  ухватишься за молитву, то утешишься во время прихода благодати и возблагодаришь Бога.

55. Если соберешься терпеть скорби, сколько бы они не длились – не унывай, держись молитвы и с молитвой эти скорби промелькнут быстрее, чем ты расчитывал их терпеть.

56. Если в твоей жизни полная неопределенность и неуверенность – значит, ты еще не научился пользоваться молитвой, ибо молитва вживляет тебя в Бога.

57. Если много веселиться – расслабляется душа; если много печалиться – ослабевает сердце; если много волноваться – расстраивается ум и в духовной жизни возникает путаница.

58. Самое лучшее – пребывать в молитве, и тогда укрепляется душа и сердце, ум успокаивается, а дела приходят в порядок и в душе начинает жить Бог.

59. Если обдумывать свои дела – ум рассеивается и в делах не будет успеха, а если молиться о делах – ум укрепляется и в делах приходит помощь Божия.

60. Лучше всего молиться о Спасении души, а все остальное Бог приложит к этому. 

Пока ты молчишь – имеешь молитву

61. Не будь жадным к делам и суете, будь жадным к молитве и Спасению души.

62. Тот, кто укрепляется в мирской суетной деятельности, - ослабевает для      молитвы.

63. Монах без молитвы подобен несоленой соли.

64. В чем сила монаха? – В том, что он неуклонно следует молитве.

65. Монах, изнуренный постом и воздержанием, радуется силе ума и чистоте сердца, в котором молитва нашла свою обитель.

66. Монах, радующийся обильной еде и суетной деятельности, не замечает, что он ограблен и обворован, ибо в нем нет главного – молитвы.

67. Радость того, кто только строит внешнее – здания и стены, не преложится ли вскоре в печаль и слезы, когда не будет построено внутреннее – непрестанная молитва?

68. Жалобы для монаха – это тот же ропот, ибо тот, кто знает, что его истинное достояние - в молитве, не имеет нужды в жалобах и ропоте.

69. Тот, кто ищет молитву – находит, вместе с молитвой, келью и лес, а тот, кто ищет келью и лес, надеясь в них найти молитву – не находит ни того, ни другого.

70. Если помогать миру своими усилиями, то потеряешь и мир и здоровье; если помогать миру молитвой – спасешься сам и поможешь спастись другим.

71. Пока ты молчишь – имеешь молитву; стоит тебе заговорить – имеешь только слова.

72. Пока ты молишься – Бог живет в тебе; стоит тебе подумать о чем-либо другом – и в тебе остаются только твои помыслы.

73. Одни люди молятся Богу только тогда, когда они в беде, а другие – любят еще и благодарить Его за избавление от беды.

74. Если научишься не только просить Бога о помощи, но и благодарить Его за полученную помощь – стяжешь непрестанную молитву.

75. Если ты молишься – значит, ты существуешь; если не имеешь молитвы – ты еще не родился.

76. Когда твой ум вступит в борьбу с духом злобы, молитва уже должна быть живой в твоем сердце, если нет – усердно овладевай молитвой в смирении и стяжешь непрестанную молитву.

77. Учись побеждать зло с помощью молитвы даже в мелочах, иначе не победишь в большой битве со злом.

78. Не стремись сразу схватиться с врагом один на один, умей побеждать врага сначала в крепости – в своем сердце, отражая бесчисленные помыслы.

79. Когда ты научишься побеждать врага в своем сердце, ты сможешь противостоять ему всюду, где бы ты ни находился, и какие бы искушения тебе ни встретились.

80. Пропустишь помысл в сердце – соединишься с этим помыслом, отсечешь помысл молитвой – соединишься с Богом.

Пока ты молчишь – имеешь молитву 

81. Пришли помышления – пришла и беда; отсечешь помышления молитвой – придет покой.

82. Тот, кто ищет покой, потеряет его; тот, кто ищет непрестанную молитву, найдет ее.

 83. Пройди мир вдоль и поперек – лучше молитвы ничего не найдешь, а когда  найдешь молитву – найдешь и все ее   неизреченные блага.

 84. Если попытаешься силой взять молитву – потеряешь ее; если в смирении будешь искать молитву – обретешь мир и покой и молитва станет неразлучна с твоим сердцем.

85. Малые птицы не могут долго махать крыльями в полете: набрав скорость, они дают своим крыльям немного отдохнуть. Возьми у них пример для себя в новоначальной молитве.

86. Орлы могут подолгу парить в воздухе, не двигая крыльями. Возьми у них пример для себя в непрестанной молитве.

87. Умелый работник может делать любую работу, не забывая об обеде; искусный монах может выполнять любое послушание, не забывая о молитве.

88. Искусный столяр, увлекшись работой, забывает о неудобствах; искусный монах, овладевший молитвой, забывает о себе и обо всем мире.

89. Чем больше музыкант забудет о зрителях, тем лучше он играет; чем больше монах забудет о мире, тем лучше его молитва.

90.  Крестьянин, забросивший свое поле, не может называться крестьянином;   монах, не заботящийся об очищении своего сердца молитвой и покаянием, не может называться монахом.

91. Небо и земля соединяются в сердце, в котором все зараженное грехом – дурные помыслы, желания и страсти – отсечены и уничтожены непрестанной молитвой.

92.  Завидующая душа не имеет утешения в молитве, ибо молитва держится на смирении и любви к ближнему.

93. Лиса радуется, забравшись в курятник через дыру; и диавол радуется, пробравшись в ум через помыслы.

94. Не приближается лиса к курятнику, если есть сторожевой пес и хозяин бодрствует; так и диавол не приближается к уму, если его охраняет внимание и молитва.

95. Когда мы забывает понуждать себя на молитвенный труд, тогда мы на долгое время забываем о Царстве Небесном и о самих себе до тех пор, пока Милостивый Господь вновь не пробудет нас из усыпления скорбями.

96. Удерживать в сердце непрестанную молитву – это вспашка сердца; совершать молитву с покаянием – это посев; молитва со смирением и страхом Божиим – это всходы; а Любовь, заполняющая все сердце – это плод молитвы, добрый, преизобильный, совершенный.

97. Монахи бывают разные: одни все силы отдают стяжанию непрестанной молитвы, другие заботятся об украшении храмов и монастырей и третьи просто носят монашескую одежду.

98. Стать по-настоящему добрым возможно лишь тому, кто полностью победит всю силу зла и устоит в добре, укрепляемый помощью Божией и молитвой.

99. Когда монах останавливается в своем движении к Богу и в стяжании непрестанной молитвы, он скатывается назад и подняться после этого очень трудно.

100. Когда человек начинает думать, что для него достаточно того, что он приобрел на духовном пути и, особенно, в молитве, он теряет и то, что имел. 

Молитве ты должен отдать себя целиком

101. Если ты только берешь от жизни и ничего не отдаешь, ты не обретешь главного – молитвы.

102. Молитве ты должен отдать себя целиком, а если нет – то это уже не молитва.

103. Никогда не теряй молитву под натиском дурных помыслов, желаний и страстей – и обретешь незыблемую опору во Христе.

104. Исполнишь грех в мысли – привлечешь другие, еще более дурные мысли; уничтожишь грех в мысли молитвой – уничтожишь грех  на деле и обретешь покой в Боге.

105. Гордость – это болезнь души, смирение – это ее здоровье, а молитва – ее лучшее лекарство.

106. Как тяжелобольному нужны хорошие лекарства, а не цитаты из медицинского справочника; так и тому, кто находится в тяжелой духовной брани больше всего нужна молитва, а не его знания духовных книг.

107. Как больной, которого оперирует хирург, не может во время операции спорить с хирургом; так и помыслы не могут противостоять Иисусовой молитве, когда она отсекает помыслы от сердца.

108. Кто ищет непрестанную молитву в расчете на выгоду, выгоды не получает, как и самой молитвы.

109. Кто ищет непрестанную молитву ради Любви ко Христу, обретает все блага, которые приносит с собой непрестанная молитва.

110. Для того, кто живет непрестанной молитвой, нет непреодолимых трудностей.

111. Тот, кто пренебрегает стяжанием непрестанной молитвы, теряет время и жизнь.

112. Тот, кто все силы устремил к стяжанию непрестанной молитвы, еще находясь на земле – обретает жизнь вечную.

113. Тот, кто стремится стяжать непрестанную молитву, должен быть готов умереть ради хранения чистоты сердца и целомудрия.

114. Если человек устремится к тому, чтобы даже в помысле не принять нецеломудренный прилог – недалек от обретения непрестанной молитвы.

115. Тот, кто стремится к стяжанию непрестанной молитвы и не бережет свое сердце от нечистых помыслов и страстей – подвергает себя большой опасности и теряет помощь Божию.

116. Причины неуспеха в стяжании непрестанной молитвы всегда ищи в самом себе и будь благодарен тем, кто своим советом поможет тебе исцелиться от душевных немощей.

117. Для стяжания непрестанной молитвы нет неблагоприятных обстоятельств и условий.

118. Преодолевай все препятствия непрестанным усилием обрести непрестанную молитву – и помощь Божия не оставит тебя.

119. Всегда стремись к достижению главной  цели – стяжанию непрестанной молитвы и Спасению и Господь приложит к этому все остальное.

120. Не разменивай свои душевные силы на малое – преходящие земные блага, ибо они ограбят тебя и оставят нагим и беспомощным – без молитвы и без Спасения.