Никого не осуждать, никому не досаждать…

У киевского храма в честь Зачатия Иоанна Предтечи (в Беличах) необычная и интересная история.

 

ne-osuzhdat 1
На строительстве храма. 30 мая 2008 г.


Сейчас он располагается в переоборудованном бывшем жилом доме, но так было не всегда. «В 1960‑е годы тут не было церкви, а жила старушка Марфа Яковлевна, — рассказывает настоятель, протоиерей Адам Кучмий. — А храм стоял чуть в стороне, рядом с тем местом, где ныне располагается школа № 55. При Хрущеве были гонения на Церковь, одноименный храм развалили, разрушили… Так баба Марфа сделала пристройку к своей хате, и там еще служили до 1971‑го, пока батюшка не умер. А потом, до 1990‑го, никого тут и не было, пока меня не перевели в декабре месяце».

6 / 19 января 1991‑го, на Богоявление, храм ожил — в нем уже служили Литургию. «Полов не было, по песку ходили, иконостаса не было, все разрушено, — вспоминает отец Адам. — Сделал иконостас из досочек, полы постелили кое‑как, окна застеклили, помогли жители окрестных сел, и таким образом, по милости Божией, возобновили служение. Люди стали помаленьку приходить…»

ne-osuzhdat 2
Протоиерей Адам Кучмий на церковной площадке. 10 мая 2010 г.

«Помаленьку приходить» — очень точная формулировка. Восставший православный храм со стороны смотрелся крайне необычно. Вот каким увидела его раба Божия Наталия: «Я сначала подумала, что это какой‑то сектантский дом. Огорчилась сильно. Дело в том, что мы с семьей живем в Беличах с 1992‑го. До этого ютились в коммуналке в Пуще-Водице, посещали храм во имя преподобного Серафима Саровского. Его тогдашний настоятель отец Василий Заев благословил молиться блаженной Ксении Петербургской, чтобы квартиру нам дали близ церкви. И тут… такой сюрприз! Какая‑то хатка, маленький заборчик, люди ходят. Думали, что поселились рядом с сектой».

Со временем все стало на свои места. Сейчас Наталия несет послушание свечницы, храм стал для нее родным.

Несколько лет назад церковь горела, пожар тушили всем миром. «Идем прикладываться к Плащанице в Страстную Пятницу, смотрим… крыши у храма нет, — вспоминает свечница Наталия. — Прихожане в слезах, иконы и молитвословы — в копоти. Слава Богу, что одна женщина заметила возгорание, а ее муж оперативно вызвал пожарных…» «К Пасхе уже все было в порядке, — продолжает историю Михаил, шесть лет несущий послушание казначея. — Собрались общиной, крышу восстановили, поклеили обои новые… Служили на Пасху, как и положено».

Сейчас рядом с храмом в честь Зачатия Иоанна Предтечи построен новый — каменный, ему пожары не страшны. «Шесть лет назад стройку начали, помаленьку, молитвами прихожан, Божией милостью», — говорит отец Адам. «На закладку фундамента ушло почти 90 свай, тысяча гривен каждая, — откровенничает казначей Михаил. — А у нас спонсоров, могущих свободно давать десятки тысяч, не было и нет. Каждая семья взяла по свае. Потом — на кирпичики жертвовали…

Сложнее всего было с куполом — очень дорогой был. Так мы его сделали своими силами, материалы купили в Лавре и собрали. Не перестает удивлять, что многие строительные организации относятся к возведению храмов так, словно миллионерам коттеджи строят, пытаясь выжать максимум.

Но ничего, слава Богу за все! Мы экономим, соотносим цену с качеством, в долги не лезем, перерывы в работах делаем, пожертвования собираем…» И люди помогают, видя, что процесс идет. Кухня с просфорней, иконостас в новом храме, паникадило (взятое в рассрочку), благоустройство территории, — таков набор первоочередных задач, что касается матчасти.

ne-osuzhdat 3
Матушка Ольга. Июнь 2007 г.


Многие прихожане храма в честь Зачатия Иоанна Предтечи согласятся, что представить приход без батюшки Адама так же сложно, как и его самого без матушки Ольги… В эпоху загнивающего атеизма, как и во времена атеизма воинствующего, эта православная пара спешит после службы домой под ручку, одним своим видом согревая сердца духовных чад. О некоторых аспектах духовной жизни — в беседе с настоятелем и его второй половиной.

— Вы относитесь к тому поколению людей, детство и молодость — которых пришлись на годы советского атеизма. Каким был Ваш путь в вере?

Отец Адам:
— Отец, мать, бабушка, дедушка, словом, вся наша семья была верующей издревле. Я от них эту веру воспринял. Мама начала учить меня молиться, как только я стал что‑то соображать. Сначала «Отче наш…», потом «Богородице Дево, радуйся…», «Достойно есть…», и так помаленьку научила.

В дошкольном возрасте ходили с мамой в храм, она пела на клиросе, а в старших классах я уже ходил сам… Потом — армия, три года отслужил в Прибалтике, а после демобилизации в 1958 году (мне было 23 года) я устроился на строительство в Киеве и с тех пор регулярно посещал храм.

По четвергам во Владимирском соборе — молебное пение с акафистом священномученику Макарию, по вторникам — великомученице Варваре… Ну, и каждое воскресенье, каждую субботу вечером, хотя суббота была рабочим днем, но я успевал… Вот так мы, мальчики и девочки, ходили в храм, а после гуляли в ботаническом саду напротив. Потом через пару лет женился.

Матушка Ольга:
— Хорошо было во Владимирском соборе, светло и радостно. Очень хотели посещать Лавру, но безбожные советские власти ее закрыли. Трудно в те времена приходилось тем, кто стремился быть ближе к храму. Помню, как юноша вызвался читать шестопсалмие, так на хлопца охоту устроили, пришлось убегать парню от групп воинствующих атеистов. Деток в храм вообще водить запрещали, с работы могли выгнать. Но мы не боялись. Все знали, что если мы не дома, то на службе. В пятницу наварим еды, а субботу и воскресенье проводим в храме… В 1961‑м поженились.

 

ne-osuzhdat 4
Храм в честь Зачатия Иоанна Предтечи (в Беличах)

 

— А как Вы стали священником?

Отец Адам:
— Меня заметили церковные служители, епископы и предложили быть священником… Так 35 лет назад, в 40‑летнем возрасте, я стал священником по их инициативе. Мне определили служение — сразу же назначили настоятелем в селе Лубянка Бородянского района Киевской области. Отслужил 14 лет, после чего в 1990 г. митрополит Киевский определил меня в Киев, в храм в честь Зачатия Иоанна Предтечи (на улице Чернобыльской), чтобы служить и строить. Вот что могу сказать о своем приходе к священству. Когда работал на строительстве, на производстве, не мог переносить атмосферы того времени: сквернословие, клевета, обман и т. д. Не мог этим жить, стремился в Церковь, чувствовал, что тут совсем другое… Как только мне дали квартиру (прежде негде было жить) — сразу ушел с производства.
Матушка Ольга:
— Жили первое время в маленькой комнатке, в гостинке площадью 13,5 квадратов, с двумя детками. Это была наша келья… А мы и довольны были, Бога благодарили. Учились читать по‑церковнославянски. Он читает — я проверяю, и наоборот. Все вместе, словно голубь с голубкой, то я ему подскажу что‑то, то он мне. Так вот и учились. А потом его рукоположили, он даже семинарию не заканчивал, сразу приступил к службе… А владыка, когда узнал об этом, направил в Москву. Там отец Адам закончил и семинарию, и академию. Однако главное в служении — практика. Случалось и такое, что священники даже меня спрашивали, как и что положено делать. Слава Богу, что Он дает нам опыт служения.

— Как нужно относиться к людям, только начинающим посещать храм?

Отец Адам:
— Сам Иисус Христос говорит в Евангелии: «…возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39). Относиться ко всем нужно только с любовью. Вот, например, приходит в храм женщина — накрашена, в брюках… Многие современные женщины так ходят, хотя это не положено по Закону Божию. А мы должны ласково принять, с уважением, и потом помаленьку обучать, с любовью разъясняя суть Заповедей Божиих и Священного Писания. Бывает, что некоторые прихожанки в подобных случаях говорят: дескать, пришла такая-сякая… Этого делать нельзя, и мы такого не разрешаем. Или, например, кто‑то не так поставил свечечку по неведению. Зачем кричать, гнать человека?.. Ему нужно показать, рассказать, объяснить… И все — с любовью. Даже стрельцы, когда ходили на охоту, говорили, что тетиву нужно натягивать аккуратненько, постепенно, чтобы не перетянуть и не сломать лук. Вот так и в храме — нужно спокойно к людям относиться, а когда они ощутят потребность в молитве, в церковной жизни, то начнут помаленьку воспринимать учение Церкви, но — опять‑таки — только с помощью Божией, при поддержке священнослужителей. Важно и должно обращаться к священникам, чтобы мы помогли разъяснить различные недоумения. Иначе — если будем кричать, что кто‑то не так оделся, не так стал, не так вошел в храм, — человек увидит нашу грубость и, быть может, больше не придет… Мы сами должны жить по Заповедям Божиим.

— Что самое трудное в служении священника?

Отец Адам:
— Можно сказать, что легкого ничего нет, все трудное… В школе, например, учитель очень много вкладывает труда, чтобы чему‑то научить своих учеников, чтобы детки были послушными. Так и мы должны выслушивать людей, терпеливо к ним относиться, а это весьма нелегко. Ведь люди бывают всякие, есть и такие, которые не хотят воспринимать сказанное. В таких случаях происходит внутренняя борьба священника против своих вспышек гнева. А общаться, учить, наставлять нужно… Неприятно внутри, когда видишь, что люди не воспринимают, не так ведут себя… В этом‑то и трудность — нужно себя побороть. Следует быть очень внимательным к себе, к богослужению, чтобы не было ошибок. Здесь и происходит внутренняя, духовная борьба. Без этого быть не может.
Матушка Ольга:
— А я уже 25 лет служу псаломщицей, начинала в церкви на Соломенке, теперь вот здесь. В службе для меня все радостно, все Божие я люблю и всегда любила. Еще до того как меня благословили на послушание, помню, стою на Литургии и плачу, когда другие поют. Так мне хотелось петь, такое рвение было. И Бог заметил! Как‑то псаломщица заболела, меня поставили, а я не знаю ни устава, ни порядка, ничего… Земля из‑под ног уходила. Потом понемногу разобралась. Сейчас у молодежи возможностей больше, а стремления меньше, не хотят петь.
Вот как трудно было, когда батюшка служил в Лубянке! Бывало, неделями в Киев не приезжал, а я с детьми в полшестого в воскресенье соберусь и еду к нему. В семь — начало Литургии. Пока до вокзала доберемся, пока пешком… Но в полседьмого — как гвоздик! Я должна батюшку ждать, а не он меня. Ни разу за всю жизнь не опоздала на службу. Очень было трудно. Сейчас удивляюсь, как выдерживала. Это была молодость.

— Наболевший для многих вопрос — о прелести. Говорят, что почитать себя свободным от прелести — прелесть и есть. Означает ли это, что выйти из этого состояния нельзя?

Отец Адам:
— Апостол Павел говорит, что без Бога ничего невозможно. С Богом все возможно, ибо Он все может дать человеку, для того чтобы тот мог спастись, а не погибнуть. Поэтому нужно уповать на Бога, а не на себя. Ведь что такое прелесть? Это лесть о себе в превосходной степени… Человек уповает на себя, на свои силы, на свое достоинство, свое знание. Отсюда и прелесть появляется. А это уже служение дьяволу, гордость. Человек начинает превозноситься над другими — мирянами, священниками, если видит, что больше знает или умеет, думая, что умнее. Это и есть самоопределение гордости.

— Как быть с таким самоопределением?

Отец Адам:
— Нужно бороться. А чем? Молитвою и постом. И самокритикой! Самоунижением. Себя ты можешь критиковать сколько хочешь, до упора, как говорится. Других — не имеешь права, других нужно хвалить, прославлять, научать, чтобы они были кроткими и смиренными, а в себе воспитывать такие качества: я — недостойный, я — многогрешный… Вот, к примеру, Серафим Саровский говорил о себе: «Я — скудоумный». То есть — скудность ума, нехватка ума, бедность ума… Вот что говорил преподобный о себе, хотя все знали, что он при жизни был в лике святых. Или еще пример — пророк Давид вопрошал себя: «Кто я такой?» — и называл себя червяком, даже хуже червяка, как песок, как пыль, как прах… Но с Богом! Пророк говорил, что Бог его образовал, и не просто, а богочеловеком! Человек — создание Божие, и Давид восклицал так: «Служу Богу, пока я есть!». Так и мы должны критиковать себя, таким образом воспитываясь и не превозносясь.

— Переступая порог храма, мы стремимся к идеалу, рассчитываем — встретить на земле если не Христа, то святых. Но часто разочаровываемся в людях…

Отец Адам:
— Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. И нужно в каждом человеке видеть Бога, потому что Господь не только создал нас по образу и подобию, но и поселился в человеческую душу Духом Святым. Видя другого, должно представить в нем Божество и говорить о нем, как о святом, а себя критиковать. Ведь мы думаем, что человек согрешил или даже видим грех, но не знаем, что может в эту секунду человек покаялся и Бог его оправдал! Поэтому мы и должны сказать себе: вот он — человек хороший, верующий. И обратиться к себе: «А я кто такой?». Образ Божий нужно видеть в каждом человеке. Если мы кого‑то осуждаем, говорим о ком‑то что‑то недоброе, то это — грех… Ведь тогда мы автоматически осуждаем и Бога, Который сотворил этого человека, Который проживает в нем Духом Святым… Так что ни в коем случае нельзя осуждать, повышать голос на других, грубить. Ругать и винить в чем‑то нужно лишь себя. Поэтому человек, а священник в особенности, должен все время думать: «Кто я такой?.. Ведь я‑то грешу. Что я могу высказать против этого человека, если он — святой, а я — нет?». Вместо того чтобы осуждать, проклинать или плохое делать другим, мы должны ставить себя на место — мы виноваты пред Богом… И всякому мирянину нужно себя смирять, смирять и смирять, учась через Церковь, через Господа нашего Иисуса Христа, через своего духовника.

— Что надо понимать начинающим воцерковляться, чтобы не сбиться с пути?

Отец Адам:
— Что нужно учиться, что нужно обязательно найти духовника, поскольку сам заблудишься. Читая книги о живших свято, жизнеописания святых угодников Божиих, мы все равно не все можем воспринять, не можем понять сущность Христова учения. Вот, многие читают, а все равно, как горохом о стену, не доходит, не впитывается.

— А почему не впитывается?

Отец Адам:
— Потому что нужно прибегать к молитве, соблюдать назначенные Церковью посты, просить: «Господи! Дай мне разуметь, дай мне понимать, дай мне мудрость, чтобы я мог разуметь Писание, учение, которое дают нам святые, с помощью духовного отца…». Но ни в коем случае не превозноситься, не думать, что много понял, а все время познавать, познавать и познавать… До бесконечности.
Вот пример: один монах говорил сам себе, что много знает, умеет, считал себя святее всех святых. А Бог ему и говорит: «Нет, есть другие люди, которые выше тебя. Если хочешь с ними познакомиться — иди по этой дороге и встретишь того, кто научит тебя…». Идет он по указанной дороге и встречает женщину, смотрит на нее… Она — на него. Он ее спрашивает: «Что смотришь?». Она отвечает: «Ты ведь мужчина… Бог из чего сотворил мужчину? — Из земли. Поэтому тебе положено смотреть в землю, а женщине, сотворенной от мужчины, можно смотреть на него как на источник своего создания».

Матушка Ольга:
— Господь все сокровенные желания исполняет… Помню, очень хотела видеть мужа в облачении священника. Увидела!

— Как же тогда управлять храмом, принимать решения, нести ответственность, учить, считая себя скудоумным?

Отец Адам:
— Вот этим‑то и трудно служение священника, особенно настоятеля. Нужно научиться понимать, что твои мудрые мысли или решения — это не от тебя, а от Бога. И Господь в любой момент, если возгордишься или разленишься, сможет отобрать у тебя эту мудрость. А будешь смиряться, Бог даст благодать, еще больше мудрости. Священник должен в этом быть примером мирянам. Тогда никто никого не будет осуждать и ругать, и уже здесь, на земле, мы будем чувствовать Царство Божие.

Матушка Ольга:
— Очень батюшка переживает, если в жизни прихода что‑то не так, как положено. Заснуть не может… И семья — точно так же. Нехорошо, конечно, если неприятности какие‑нибудь. Но Бога благодарим за все, чтобы не было хуже.

Беседовал Вячеслав Дарпинянц
Киевский Православный Портал
Под покровом Архистратига Михаила
Интервью, № 11 (285) июнь 2011
http://arhistratig.in.ua/2011/06/14/nikogo-ne-osuzhdat-nikomu-ne-dosazhda/