алтарь Храма Иоанна Предтечи

Шестисерийный фильм основан на книге жития блаженной памяти Старца Паисия Святогорца, воспоминаниях и свидетельствах его духовных чад, соотечественников, родных, духовенства и мирян. Фильм снимался в местах земной жизни Старца Паисия - на Святой Горе Афон, в огородах материковой Греции, на острове Керкера.


Фильм 1. Рождение. Детство. Молодость.

Фильм 2. Начало пути

Фильм 3. Синайский отшельник

Фильм 4. Возвращение на Афон

Фильм 5. Панагуда

Фильм 6. Последние годы жизни

Все разделы: [ Воспитание | Душеполезные наставления | Книжная полка | О главном | О вере, надежде, любви | Новоначальным | Чтение на каждый день Великого Поста ]

Иерей Андрей Чиженко: Какая польза от сорокоуста и когда его нужно заказывать?

Вне всяких сомнений, сорокоуст является одним из самых распространённых молитвенных поминовений в Православной Церкви. В чем его суть? Сорок литургий подряд на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.

Протоиерей Андрей Николаиди: Нужно ли заставлять себя молиться?

Наверняка у каждого человека, слышавшего о молитве и стремящегося научиться истинному богообщению, возникал вопрос: «Как правильно молиться; как приблизить свою молитву к молитве церковной?»

Священник Вячеслав Нефедов: Секрет молитвы "Отче наш"

Наверное, нет людей, которые ходят часто в храм и при этом не знают молитву "Отче наш". И даже многие из тех, кто в храм не ходит, но молится дома, все равно знают эту молитву. Поэтому крайне полезно было бы обратить внимание на очень важный момент, содержащийся в первых двух словах молитвы Господней.

Андрей Сегеда: Для чего православному христианину поклоны?

Зачем православный человек совершает поклоны во время молитвы? Не унижает ли это его достоинства? Чем вообще поклоны помогают молящемуся? Попробуем разобраться...

Протоиерей Александр Авдюгин: Как подготовиться к Великому посту

Тому, кто впервые решил пост соблюдать, часто все простым и ясным кажется; те же, у кого опыт постовой десятилетиями измеряется, скромны в ожиданиях, немногоречивы в обещаниях. Они лишь в надеждах, что Бог поможет достойно Четыредесятницу провести. Откуда такая осторожность, которую некоторые за духовную несостоятельность, а то и за пессимизм принимают?

Андрей Сегеда: Церковная записка — такая простая и… непонятная?

Порой самыми сложными и непонятными в храме для нас оказываются самые простые вещи – например... церковные записки.

Виталий Чеботар: Святая Евхаристия – Таинство Таинств

Сегодня можно встретить людей, которые бьют себя в грудь и говорят: «Мы православные христиане!» Однако этих христиан редко увидишь в храме, и даже когда они приходят на Божественную литургию, то они не причащаются. Таким образом, они не принимают участие в литургической жизни Церкви. Что это значит?

Ольга Шульчева-Джарман: Какая вера может сдвинуть горы

– Ну, где же у нас вера! Маловерные мы, слабые, грешные! Настоящая вера может горы переставлять! – порой вздыхают набожные люди. И сколько бы ни объясняли им, что важнее любить, важнее творить дела помощи ближнему, таинственный и огромный образ гигантского чуда – сдвигания горы словом, остается соблазном и искушением, который не-христиане порой ставят в укор, а то и используют как ловушку...

Инокиня Евгения (Сеньчукова): Рождественский пост - что нужно успеть каждому?

Рождественский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви – продолжается с 28 ноября по 6 января включительно. Пост – это не только время воздержания от того или иного вида пищи, но и повод чаще ходить в храм. Если ритм жизни не позволяет быть на службе каждый день, какие дни для этого лучше выбрать?

Виктория Христова: Осуждение

С осуждением в повседневной жизни мы сталкиваемся на каждом шагу. Что это? Рефлекс? привычка? грех? Слишком глубоко осуждение засело в нас. В наших характерах, в нашем естестве, в нашей повседневной жизни. Оно заполонило ее. Ведь не проходит дня, чтобы мы кого-то не осудили, не указали на то, насколько неправ другой человек, и далеко не всегда наше осуждение корректно и направлено на то, чтобы дать нашему оппоненту понять его ошибки. Мы порой не щадим людей. Наше осуждение смешивается с сакразмом, злобой, отсутствием снисходительности и как итог всего – нелюбовью.

Игумен Нектарий (Морозов): О предназначении человека

Наверное, каждому из нас в детстве — возможно, даже неоднократно — приходилось сталкиваться с таким опытом: мы разбираем какой-то механизм, допустим, старый будильник, потом собираем и видим, что какая-то деталь оказалась лишней. И непонятно, куда её вставить, на каком месте она находилась прежде, чем мы вмешались, — а между тем механизм без этой детали полноценно не работает или даже не работает совсем.

Сергей Худиев: Надо ли плакать о грехах?

Как-то я прочитал — у одного неверующего и, похоже, молодого человека — что его отталкивает в христианстве то обстоятельство, что «надо все время плакать о грехах». Что же, образ людей, облаченных в мрачные одежды, живущих в постоянном страхе перед адом, отказывающих себе во всем, потому что Бог запретил и обязательно накажет, мне хорошо знаком еще с советских времен. Нам говорили, что религия — чрезвычайно депрессивная и безрадостная вещь, и ей противопоставлялся кипучий энтузиазм «строителей нового общества».

Епископ Боярский Феодосий (Снигирев): Как и зачем поминать усопших в Великий пост?

Для чего Великим постом по пятницам служится Парастас, а в субботу совершается заупокойная Литургия? Какие ошибки нельзя допускать, молясь об умерших? Что недопустимо при посещении кладбищ? Насколько важны дела милосердия, творимые в память об ушедших? Что испытывают души умерших в праздник Пасхи? Что дает им наша заупокойная молитва на протяжении Великого поста? Об этом всём, и многом другом, и пойдёт беседа с епископом Боярским Феодосием...

Священник Максим Малюта: Пост — не обуза, а освобождение!

Начался Великий пост. У многих новость о великопостном периоде вызывает разные мысли и чувства, но в целом эти человеческие реакции можно разделить на два типа.

Великий Пост: 10 суеверий и заблуждений

«Поститься надо строго по уставу, нельзя шутить и смеяться, нужно внимательно читать состав продуктов, и готовиться к самому худшему, ведь все же знают, что в пост дела идут хуже некуда». Предлагаем вашему вниманию 10 самых популярных суеверий и заблуждений относительно Великого Поста.

Календарь Великого поста (инфографика)

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы – сорока дней – и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей – 48 дней.

Вселенская родительская суббота

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, – вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту.

Архимандрит Хризостом (Грищенко): Как часто нужно освящать свои жилища?

Многие слышали о чине освящения дома или квартиры, а то и сами участвовали в нем. Не все, правда, осмысливают значение этого обряда: одни сомневаются в его необходимости, а другие, наоборот, относятся к нему как к некоему магическому действу.

Мария Сеньчукова: 10 вопросов о Крещенской святой воде

Богоявленская вода иначе называется «Великой агиасмой», т. е. святыней. К воде, освященной на праздник Крещения Господня, у верующих особое отношение: ее употребляют, как правило, натощак, с благоговением и молитвой. Расскажем некоторых важных или малоизвестных фактах, касающихся Крещенской святой воды.

Василий Бурандасов: 10 канонических постановлений Православной Церкви, которые важно знать

1. Муж и жена могут быть крестными родителями чужого ребёнка. Это не является препятствием к их браку или поводом к его расторжению (Указы Святейшего Синода РПЦ 1810, 1837 года).

Митрополит Сурожский Антоний: О смирении

Говорить о смирении всегда трудно, потому что, в общем, по-настоящему не знает смирения тот, кто не смирился. Но кое-что все же можно сказать, чтобы найти какое-то направление.

Протоиерей Владимир Вигилянский: «Пост. Для чего?»

Уж сколько было сказано про посты, а все равно, как только он начинается, всё те же вопросы: что можно, что нельзя. Отвечаю кратко примерно так: «гастрономию» ставим на последнее место, она не цель, а средство. С ее помощью добиваемся пяти вещей.

Как святые общались с преступниками?

Святость всегда привлекала к себе не только людей ищущих утешения, но и людей преступных, лишенных человеческого лица, ищущих легкой наживы. Такая своеобразная встреча противоположностей иногда заканчивалась чудом: преступник, сталкиваясь со святостью, каялся, радикально меняя свою жизнь, но бывало и так, что ожесточенное сердце оставалось глухим, еще более погружаясь в свое беззаконие. Публикуем 5 историй о том, как святые общались с преступниками...

Игумен Нектарий (Морозов): «Дай Бог, чтобы чаще они радовались...»

Пожалуй, ничто не вызывает в церковной жизни таких вопросов, не рождает таких недоумений, как исповедь. Сейчас дискуссии вокруг этого таинства, кажется, утихли, сошли на нет, но, скорее всего, затишье носит временный характер, и даже тот общецерковный документ о современной практике совершения исповеди, который готовится сейчас, вряд ли позволит избежать полемики в будущем. И удивляться этому не стоит: для того чтобы правильно относиться к исповеди, верно понимать суть таинства покаяния, надо жить подлинно христианской жизнью — во всей ее полноте. А насколько это непросто дается (да и дается ли) нам, христианам XXI века, знает, вероятно, каждый из нас, и, конечно же, не понаслышке.

Как готовиться к исповеди? (поучения прп. Амвросия Оптинского)

Готовясь к исповеди, чтобы не забыть, запиши свои грехи на листок – так рекомендует Святитель Василий Великий.

Александр Ткаченко: В чем смысл почитания святых в Православной Церкви?

Первоначально почитание святых во многом было схоже с той честью, которую мы отдаем героям, павшим на войне – никого ведь не удивляет, что им ставят памятники, слагают о них песни, пишут книги об их подвиге. Всем понятно, что так мы выражаем свою любовь и благодарность к тем, кто пожертвовал своей жизнью ради нашего Отечества. Но и о почитании святых можно сказать ровным счетом то же самое.

Александр Ткаченко: Дикобраз по дороге в Царствие Небесное

Из письма в редакцию журнала "ФОМА": «Как жить православному христианину в миру? Отречься от книг, компьютерных игр, сериалов, других развлечений и вести себя, как монах? Евангелие же говорит именно о таком идеале. Нужно отказаться от всего, ведь любой вид досуга является страстью и суетой мирской, которая не несет ничего полезного. В начале пути к вере Бог помогает, и человек легко бросает прежние увлечения, посвящая себя всецело Ему, но потом это кончается, и приходится самому ползти на брюхе через океан страстей. Постепенно снова возвращаешься к прежним увлечениям и «обмирщаешься». И нет никаких сил бороться со страстями. Затоскуешь опять по чистой жизни, резко бросишь все лишнее, но хватает тебя на несколько дней, а потом опять поддаешься миру. И постоянно мучают сомнения, правильно ли жить мирянину, как монаху, избегая всего, или нет? Силы кончаются, и внутренне доходишь до такой степени отчаяния, что понимаешь, что не можешь жить благочестиво и хранить себя от мира, вплоть до того, что осознаешь: тебе такая борьба не по плечу, для тебя это «бремена неудобоносимые». Как же тогда спастись в миру? Может, я делаю или понимаю что-то неправильно? Если же я понимаю всё правильно, то спастись мне вообще нереально, так как я не могу выдержать такой борьбы» (Глеб).

Протоиерей Димитрий Климов: Окно, через которое виден Бог

Поставить свечку, заказать молебен, отстоять службу… А для чего? Все ли могут ответить на этот вопрос? Почему исполнение внешнего становится важнее содержания?!

Cвященник Николай Булгаков: 33 «причины» не ходить в храм

Знаешь ли ты, что каждый раз, когда ты в воскресенье, в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в жизни решение?! Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной жизни твоей души, которая предстоит всем нам и может начаться уже очень скоро — может быть, даже сегодня. Ты — крещеный человек, и слава Богу, но если человек крещеный, это не значит, что место в раю ему обеспечено: ведь важно ещё то, как крещеный человек живет. Почему же ты не ходишь? Какие мысли тебя отводят от храма? А ведь отводят именно мысли! Тебе кажется, что это твои мысли, твои рассуждения, твои выводы — ведь они в твоей голове, но это не так...

Андрей Горбачев: Что опечалило апостола?

Почему апостола Петра опечалил именно третий вопрос Спасителя: «Любишь ли Меня?» В чем смысл замены в греческом тексте одного слова, обозначающего любовь, на другое? Почему Свой вопрос Господь задает трижды? И какой урок преподает нам этот эпизод Евангелия?

Епископ Иона (Черепанов): Что Бог дал Церкви взамен дара говорения «на иных языках»?

Кто из нас не помнит благодатного времени своего воцерковления? На всю жизнь остаётся в памяти та ревность в посещении богослужений, в чтении книг и в домашней молитве, которую Господь нам тогда давал, чтобы мы укрепились в вере, чтобы устояли в истине, которую только что узнали.

Протоиерей Игорь Гагарин: «Следующий!», или Как избавиться от грехов по очереди

Как быть с грехами, которые постоянный прихожанин называет от исповеди к исповеди? Бороться со всеми сразу? Или по очереди? Как не превратить исповедь в бухгалтерский отчет?

7 «церковных» суеверий

Святые отцы и учители Церкви всегда предостерегали от предрассудков, которыми обольщались иногда и древние христиане. Суеверие, то есть «суетная вера» – это вера, ни на чем не основанная, требующая следовать причудливым обычаям и соблюдать нелепые внешние формы. Она недостойна истинных христиан! В этой статье мы попробуем разобрать некоторые из распространённых «окоцерковных» суеверий, которыми иногда смущаются даже те, кто ходит в храм уже не первый год...

Священник Александр Ильинский: Десять заповедей

Десять Заповедей Божьих. Мы все их очень хорошо знаем, однако в нашем сознании текст этот часто сливается в какое-то единое «НЕЛЬЗЯ». Сюда НЕ ходи, этого НЕ делай, так НЕ думай. Часто такое отношение переносится на всю духовную жизнь и мы начинаем относиться к ней, как к системе запретов и табу.

Протоиерей Александр Авдюгин: Что «нужно», а что «нельзя» в дни поминовения усопших?

Корень слова «Радоница» - «рад», что означает «радование» и «радость». Вполне сочетаемо с этим словом и понятие «род» - ведь на кладбище в эти дни мы идем, прежде всего, к родственникам, то есть к тем, кто из нашего рода. Другой вопрос - как идём, с чем, для чего...

Протоиерей Андрей Ефанов: Как причаститься на Светлой седмице?

Правда ли, что на Светлой седмице можно причащаться, не постясь? А если всё-таки нужно поститься нужно, то как именно? Как вообще готовиться к причастию в это время? Попробуем разобраться...

5 фактов о том, когда и зачем освящается верба

Что мы знаем об освящении вербы в праздник Входа Господнего в Иерусалим? – Так, сложившаяся благочестивая традиция… «Что делать с освященной вербой?» – вот, собственно, и все вопросы, которые у нас в этой связи возникают. Попробуем разобраться, когда и зачем освящается верба...

Священник Феодор Людоговский: Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница?

В воскресные дни Великого поста совершается не привычная нам литургия свт. Иоанна Златоуста (она постом служится по субботам), а литургия свт. Василия Великого. В чем же заключаются различия между двумя литургиями?

Протоиерей Константин Островский: О списках грехов и настоящей исповеди

Когда человек только начинает церковную жизнь, ему может быть полезно для ознакомления почитать книги со списками грехов. Но тут нужно быть очень осмотрительным. Потому что одно дело – замечательная книга архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди по 10 заповедям», и совсем другое – псевдоправославные брошюрки и листочки, в которых упоминание о грехах и страстях перемешано с суевериями и эротическими фантазиями авторов.

Александр Моисеенков: О канонах и Каноне

Слово «Канон» за многовековую историю своего существования приобрело огромное число смыслов. В Древней Греции оно обозначало тростниковую палочку, которую строители использовали в качестве примитивной линейки. Затем так стали называть уже саму линейку. Еще спустя некоторое время этот термин превратился в синоним понятий «эталон» и «образец», то есть – быть каноничным означает – быть правильным и соответствовать неким четко установленным нормам. Более того, в христианской традиции правила, регулирующие большинство аспектов церковной жизни, так и называются – канонами.

Михаил Мазурин: «Видевше свет вечерний»

Вечерня – это богослужение, являющееся первым богослужением суточного круга, и хотя совершается оно вечером, перед заходом солнца, но по церковному исчислению суток принадлежит уже к следующему дню.

Сергей Комаров: Приближает ли еда к Богу?

За неделю до Великого поста, устав которого предусматривает максимальную строгость воздержания, Церковь предлагает чтение из Апостола, которое начинается словами: «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8). Немного странно получается: если пища не приближает нас к Богу, для чего тогда пост?

Иконы в доме - как выбрать и куда поставить?

Раньше практически в каждом доме был собственный иконостас — место, где располагались иконы и где к святым и к Господу возносились молитвы. Теперь же многие христианские традиции забыты, в результате чего в некоторых семьях не знают, как правильно содержать и располагать иконы в доме.

Александр Ткаченко: Лишает ли Бог жизни за грехи?

В четвертой и пятой главах Деяний святых апостолов рассказывается о массовом добровольном отказе от личной собственности в общине первых христиан и передаче всех средств на общие нужды. Но Анания, член первохристианской иерусалимской общины, и его жена Сапфира решили обмануть апостолов и утаить часть вырученных средств.

Наталия Стрюкова: С любимыми не расставайтесь!

Умер кто-то близкий... Рано или поздно всем нам приходится сталкиваться с этим таинственным и печальным явлением — смертью. И любой добропорядочный человек по мере своих сил и возможностей желает воздать усопшему последний долг, достойно проводить его в вечный путь. Порой заботливые родственники уж очень большое внимание уделяют изготовлению гроба, организации похорон, поминальной трапезы... Но не отдают себе отчета в том, что усопшему ни гроб, ни пирожки не нужны. Нагим человек появляется на свет, нагим и возвращается во чрево земли. И только одно ему от нас нужно. Лишь одно! Это молитва..

Диакон Виталий Богданов: Микробы и причастие

«Когда в православных храмах будут причащать одноразовыми ложками? Как можно облизывать одну ложку и запивать из одной посуды? Я не могу заставить себя причаститься, т.к представляю себе все эти микробы и я просто в ужасе. Вот если бы сделали реформу, начали бы пользоваться одноразовыми ложками, намного больше людей пришло бы в храм. Надо в конце концов быть цивилизованными!». Отвечает диакон Виталий Богданов.

Богослужение в Православной Церкви: инфографика

Посредством богослужения, через освящение времени и совершение Таинств, христианин входит в таинственное общение со Своим Творцом. Богослужение делится на три круга: суточный, недельный и годовой, взаимосвязь и особенности каждого из которых иллюстрирует данный материал.

Протоиерей Олег Стеняев: Как читать Священное Писание

Если христианин не обращается к Священному Писанию, то его молитва, не соединенная с чтением слова Божия, скорее всего, является монологом, который выше потолка не поднимается. Для того, чтобы молитва стала полноценным диалогом с Богом, ее надо соединить с чтением Священного Писания. Тогда, в молитве обращаясь к Богу, через чтение Его слова мы будем получать ответ на наши вопрошания.

Архимандрит Виктор (Коцаба): Что верующие и не верующие должны знать о Рождестве

На вопросы "КП" в Украине" о Рождестве ответил Глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор (Коцаба).

Священник Стивен Фримен: Почему так сложно верить?

«Ох, как же всё непросто!» – это выражение многое в нашем сегодняшнем мире описывает. Вернее, сам-то мир, я думаю, прост – это мы его усложняем в своем восприятии. Простота – отражение такого внутреннего мира, в котором нет противоречий, борьбы принципов, подспудных эмоций и т.п. А у современного человека внутри – сплошные духовные метания: то в одну сторону нас качнет, то в другую потянет…

Священник Александр Ермолин: Освящение квартиры и бесы в вашем доме

Одна из самых популярных треб нашего времени — это освящение квартир. Мотивы для этого самые разные: для воцерковленных людей это норма бытия, для околоцерковных — что-то на уровне хорошей традиции. Первым с радостью освящаешь, со вторыми беседуешь, объясняешь смысл освящения и после этого совершаешь положенный чин.

Протопресвитер Александр Шмеман: Православное Богослужение

Цель всего религиозного преподавания в Православной Церкви - введение ребенка (или взрослого) в Церковь, в ее жизнь - жизнь благодати общения с Богом, любви, единения и духовного пути к вечному спасению, ибо таковы основные цели Церкви. Церковь как жизнь и благодать воплощается в своем богослужении.

Протоиерей Игорь Гагарин: «Для чего освящать яблоки из "Ашана"?»

На Преображение люди несут в храм яблоки на освящение. Как благодарность Богу за то, что они смогли вырастить и собрать урожай… То есть так было раньше. Сегодня все чаще на освящение приносятся яблоки, которые городские жители покупают в гипермаркетах. Нередко эти яблоки и выращены-то за пределами нашей страны. Не обесценивает ли это древнюю традицию? Как быть тем, кто полностью сосредотачивается на сути Праздника и освящать яблоки просто не считает нужным, но при этом свысока смотрит на тех, кто это делает? На вопросы отвечает протоиерей Игорь Гагарин.

Александр Ткаченко: «Там соберутся орлы…»

«Прочитал в сборнике афоризмов слова Иисуса Христа “Где будет труп, там соберутся орлы”. Фраза меня заинтересовала. Я нашел ее в Евангелии от Матфея и с удивлением обнаружил, что эти слова сказаны Христом о признаках конца света. Пожалуйста, не могли бы вы рассказать об этом подробнее. Я человек нецерковный, но мне это очень интересно» (Владимир, студент, Калуга).

Игорь Маранин: Пророк Иона и кит

История о том, как человека проглотил кит – одна из самых необычных в Библии. Это случилось в восьмом веке до Рождества Христова. Глас Божий указал пророку Ионе отправиться в столицу Ассирийского государства, город Ниневию и призвать ее жителей к покаянию. Но пророк испугался. Ведь Сам Господь сказал, что жители Ниневии творят страшные злодеяния. Идти в это осиное гнездо Ионе совсем не хотелось, и он бросился бежать, а точнее сел на корабль, чтобы уплыть как можно дальше от этой ужасной Ниневии и ее жителей.

Протоиерей Владимир Тукало: «Какой властью они это делают?»

До принятия сана, киевский священник, протоиерей Владимир Тукало, 12 лет трудился как спасатель в составе бригад при Министерстве по делам чрезвычайных ситуаций. Он достаточно насмотрелся на последствия катастроф по всему миру. Теперь он – настоятель храма во имя преподобного Ильи Муромца в Киеве, и его жизнь сосредоточена на предотвращении беды в духовной сфере человеческой жизни. Сегодняшний разговор с ним – о том, какой вред (телесный, душевный и духовный) способны нанести целители и экстрасенсы, пусть даже с головы до ног обвешанные церковными атрибутами.

Протоиерей Андрей Дудченко: Рабы или друзья?

Какие только вопросы не приходится слышать священнику! Тут и любовные-семейные истории, и обрядовые мелочи, и действительно вопросы веры. И одним из таких вопросов однажды прозвучало недоумение, почему православные христиане так часто называют себя «рабами Божиими».

Священник Константин Пархоменко: В какие моменты Божественной литургии нужно поминать живых и усопших

Сегодня в мне хотелось бы рассказать, когда именно во время Литургии мы молимся о здравии и о упокоении. Это пригодится вам для того, чтобы вы могли более осмысленно относиться к службе и участвовать в Таинстве. Ведь это наша беда, что мы не знаем с вами службы, не знаем церковной службы. Бывает, люди десятилетиями ходят в храм – и не знают, в каком месте помолиться о близких. Недавно одна бабушка подошла с брошюрой, в которой был чин Литургии, и попросила: «Не можете ли, батюшка, мне поставить крестики, где, в какие моменты молиться за усопших, и галочки, где можно молиться о здравии. Я буду стоять с этой книжечкой на Литургии и следить, и молиться». Это очень правильный подход, благочестивый. Но вместе с тем этот пример показывает, что мы с вами не знаем нашей Литургии, не знаем этого в прямом смысле сокровища нашей веры...

Протоиерей Андрей Ткачев: Общее дело

«Литургия» в переводе означает «общее дело», но на практике она часто оказывается делом частным и личным для всякого, кто в ней участвует. Дело, во-первых, в том, что на литургию многие ходят под настроение, в режиме «хочу–не хочу», но дело также и в том, что, приходя в храмы на службу, люди заняты собой, мыслями о своих проблемах или, в лучшем случае, «индивидуальными духовными переживаниями». Но подобный подход к самой важной службе находится в резком контрасте со смыслом литургии как «общего служения» и литургии как Евхаристии, то есть «благодарения», соборно приносимого Богу!

Клайв Стэйплс Льюис: О хвале

Я знаю по опыту, что самое смешное говорят в очень важных и очень искренних разговорах. Когда я подходил к вере в Бога, и даже когда поверил, мне мешало, что нас вечно просят «славить» и «хвалить» Его. Особенно я удивлялся, что вроде бы и Сам Он это любит.

Дарья Менделеева: 6 правил Великого поста для тех, кто постится впервые

Первый в жизни пост – особенно Великий – золотое время неофитства, когда кажется, что свернёшь горы. Чужие советы в это время воспринимаются со скепсисом, потому что "у меня, конечно, всё будет по-другому и лучше". И всё же.

Епископ Филарет (Зверев): Поклоны в Великий пост - когда, какие, сколько?

Во время Великого поста увеличивается число коленопреклоненных молитв и земных поклонов. Как правильно совершать поклоны? И что делать, если наш «сосед» на службе или мы сами кланяемся не так, как обозначено в Уставе? Вопросы комментирует глава Литургико-богослужебной комиссии при Священном Синоде УПЦ епископ Новокаховский и Генический Филарет (Зверев).

Протоиерей Андрей Дудченко: Что такое причастие, и как к нему подготовиться?

Причастие — самое серьезное и важное, ради чего стоит приходить в храм. Сам Господь Иисус Христос говорил, что жизнь вечную будут иметь только те, кто станет вкушать Его плоть и пить Его кровь. Каким образом подготовить себя к этому великому Таинству, чтобы принять его во исцеление души и тела, и пойдет речь в этой небольшой статье.

Елена Фетисова: Или «лавры аскета», или «доставай колбасу»?

В дни постов в православной части сетевых изданий обычно активизируются споры о «законе и благодати». Как тут не воспользоваться «инфоповодом». Как не обсудить, что-де важнее: пост или любовь к ближнему, несъеденная котлета или «съеденная» невестка, дух или форма, и т.п.

Что символизируют нимбы над головой у Святых?

Ореол — изображение видимого лучистого сияния, используемое в искусстве для обозначения людей с необыкновенной духовной силой или святых. Ореолы бывают следующих форм: нимб — светящееся кольцо; гало — светящийся круг (от греч. halos— круг, диск); мандорла — стилизованный миндалевидный ореол. В христианстве общим для всех святых является нимб — светящийся диск, который окружает голову.

Иеромонах Иов (Гумеров): Ответы священника на вопросы о Пасхе

Где находились святые ветхозаветные пророки и праведники до Воскресения Христова – в раю или в аду?

Все ветхозаветные люди праведные и грешные до искупительной жертвы Спасителя и сошествия Его в ад (во время Крестной смерти) находились в шеоле (преисподней). Подвиг Иисуса Христа, взявшего на себя все грехи людей, уничтожил власть диавола над человеческим родом. Сойдя в ад Господь вывел ветхозаветных праведников и тех, кто откликнулся на Его проповедь: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению» (1Пет.3:18-20). Святые ветхозаветные пророки и праведники сейчас находятся в Царстве Небесном.

Епископ Пантелеимон (Шатов): Ответы на вопросы об исповеди

Правильно ли мнение, что если сомневаешься, то лучше на исповедь не идти?
Нужно смотреть, что за сомнения, разные бывают сомнения. Вот мне никогда, честно говоря, на исповедь идти не хочется, как не хочется иногда чистить зубы, например. Может, у вас это вошло уже в привычку, но мне как-то лень всегда это делать. Но делать это, конечно, т.е. идти на исповедь, нужно.

Протоиерей Алексей Уминский: Молитвенное правило

Часто новоначальные люди задают такой вопрос: «А зачем я должен молиться чужими словами на незнакомом мне языке»? Вопрос, надо сказать, по существу. Действительно, почему, открывая молитвослов, мы читаем слова других людей, причем многие из них совсем непонятны. Молитвенное правило следует понимать, как способ приобретения молитвенного навыка. Правило — это выправление, исправление нашей духовной жизни, потому-то оно и необходимо, и в этом только его необходимость и состоит.

Отец Александр Ельчанинов: Беседа перед исповедью

«Се время благоприятно, и день очищения». Время, когда мы можем отложить тяжкое бремя греховное, разорвать вериги греха: «скинию падшую и сокрушенную» нашей души увидеть вновь обновленной и светлой. Но к этому блаженному очищению ведет не легкий путь. Мы еще не приступили к исповеди, а душа наша слышит искушающие голоса: «Не отложить ли? достаточно ли приготовлен, не слишком ли часто говею?» Нужно дать твердый отпор этим сомнениям. «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сирах, 2, 2). Если ты решил говеть, — явится множество препятствий, внутренних и внешних: они исчезают, как только проявишь твердость в своих намерениях.

Наталья Сухинина: Азбука для начинающих

"Долго собиралась сходить в церковь, но как-то все не получалось. А тут вдруг получилось – сходила. И плакала потом горькими слезами от обиды и досады. Спросить ничего нельзя, старухи злые, туда не встань, отсюда уйди: что я виновата, что ничего не знаю..." (Из письма читательницы).

Протопресвитер Александр Шмеман: Святая Святым

Приступая к Божественным Дарам, мы вновь и вновь осознаем, в какую богословскую "сеть" мы попали, и из нее, по человеческому разумению и логике, нет выхода. Ибо если из-за моего недостоинства я остерегаюсь приступить, то отказываюсь от Божиих даров любви, примирения и жизни. Я отлучаю себя, ибо "если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6:53). Если же я "ем и пью недостойно" - я ем и пью свое осуждение. Я осуждаюсь если не принимаю, и осуждаюсь если принимаю, ибо разве кто когда-либо был "достоин" прикоснуться Божественному Огню и не потребиться?

Как читать Евангелие?

Как читать Евангелие: сидя или стоя? Покрывать ли женщинам при этом голову? Можно ли читать Писание в транспорте? Нужно изучать Новый Завет на церковнославянском, или допустимо пользоваться переводом?.. На эти и многие другие вопросы отвечает наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря, епископ Обуховский Иона (Черепанов).

Краткое правило для благочестивой жизни

«Краткое правило для благочестивой жизни» переписано св.прав. Алексием Мечёвым для своих духовных детей из книги «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния» архиепископа Платона Костромского и Галичского. Сделал он это, как сам писал в одном письме, по просьбе многих спрашивающих его, что же, собственно, должен делать каждый христианин, начавший жить духовной жизнью. В ответ на то, что это правило очень трудное, хотя на вид и простое, батюшка говорил: «Постоянно находитесь в послушании у ваших родителей и отца духовного... А затем, когда научитесь повиноваться старшим и откажетесь от собственной воли, то придете сами к заключению, что это правило мало еще для Вас».

В чем каяться, когда кажется, что нет грехов?

Внимательно обращая взор мой на самого себя и наблюдая ход внутреннего моего состояния, я опытно уверился, что я не люблю Бога, не имею любви к ближнему, не верю ничему религиозному и преисполнен гордостью и сластолюбием.

Как подготовиться к первой исповеди?

Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это сделать? Вас смущает, что вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

В помощь кающимся

Начало, основание и вершина духовной жизни в Православии – сугубое покаяние. Это тот самый трудный и узкий путь, по которому нам завещал идти Спаситель. На этом пути возникает у нас множество препятствий, преткновений, недоумений. И вот – прославленный русский святитель Игнатий (Брянчанинов), глубокий и тонкий знаток человеческой души, сам прошедший скорбный путь покаяния и теперь молящий Бога о нас, грешных, преподает нам бесценные уроки.

Как готовиться ко Святому Причащению

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

Как вести себя в храме

Православный храм - это место особенного, таинственного и непостижимого присутствия Бога на земле, это дом Божий. Поэтому вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

Все разделы: [ Воспитание | Душеполезные наставления | Книжная полка | О главном | О вере, надежде, любви | Новоначальным | Чтение на каждый день Великого Поста ]


Книга Притч

Книга Притч. Пятница второй седмицы Великого Поста

Зачем обвязывать заповедями шею? В чём состоит главная опасность для Закона Божьего в нашем сердце? Как поступить, когда мы не знаем, какой путь выбрать? Попробуем найти ответ в сегодняшнем чтении Книги Притч. Автор комментария к отрывку - Владимир Владимирович Сорокин, преподаватель библейского колледжа "Наследие".

Книга Притч. Четверг второй седмицы Великого Поста

Сегодня, говоря о мудрости, мы читаем предложение посмотреть на... муравья. Что же есть общего у человека и этого трудолюбивого насекомого? В чём различия? Чему мы можем у муравья научится? Автор комментария к сегодняшнему отрывку из книги Притч - Владимир Владимирович Сорокин, преподаватель библейского колледжа "Наследие".

Книга Притч. Среда второй седмицы Великого Поста

Вчера мы говорили об измене, а сегодня поговорим о целомудрии. Автор комментария к сегодняшему отрывку из книги Притч - Владимир Владимирович Сорокин, преподаватель библейского колледжа "Наследие".

Книга Притч. Вторник второй седмицы Великого Поста

Сегодня речь пойдет о седьмой заповеди - "Не прелюбодействуй". Автор комментария - Владимир Владимирович Сорокин, преподаватель библейского колледжа "Наследие"

Книга Притч. Понедельник второй седмицы Великого Поста

Что такое "кохма" и "бина"? В чём отличие между мудростью и разумом? А между осмыслением и осознанием? Какой навык считает главным автор Книга Притч? Давайте разбираться вместе!

Книга Притч. Пятница первой седмицы Великого Поста

Должно ли быть открыто ваше сердце Богу? А ближнему? Свойственна ли открытость мудрому? Какое значение имеют успешность и целеустремлённость? Являются ли последние качествами чисто психическими, или имеют также духовные корни? Постараемся найти ответы на эти вопросы в Книге Притчей Соломона...

Книга Притч. Четверг первой седмицы Великого Поста

Как обрести милость в очах Бога и людей? От чего необходимо удаляться, и на что не стоит полагаться? Что лучше всякого серебра и драгоценных камней? Ответы на эти и другие вопросы - в сегодняшнем чтении Книга Притчей Соломона, и комментариях на неё.

Книга Притч. Среда первой седмицы Великого Поста

Мудрость дает Господь и именно от Него исходят "знание и разум", Но каким образом одни люди обретают мудрость, а другие нет? Что зависит от нас в этом процессе? Ответ на эти и другие вопросы - в третьем выпуске статей из цикла "Книга Притч".

Книга Притч. Вторник первой седмицы Великого Поста

Второй выпуск статей из цикла "Книга Притч" содержит чтомый сегодня на вечерне отрывок из книги Притч, комментарий к нему преподавателя библейского колледжа "Наследие" Владимира Владимировича Сорокина, несколько молитв из Постной Триоди и предложение сделать что-то в связи с постом.

Книга Притч. Понедельник первой седмицы Великого Поста

Во время Великого поста с понедельника по пятницу в храмах читают три книги Ветхого Завета: книгу Бытия, книгу пророка Исайи и книгу Притч. Первая напоминает нам об основных понятиях нашей веры, вторая - содержит пророчества о Христе, а книга Притч учила и учит нравственной стороне христианской жизни. К сожалению, мало кто имеет возможность приходить в храм каждый день, поэтому мы надеемся, что большим подспорьем в пересмотре жизни и покаянии во время поста станут материалы, подготовленные группой "Предание". В каждом выпуске вы сможете прочесть чтомый сегодня на вечерне отрывок из книги Притч, комментарий к нему, несколько молитв из Постной Триоди и предложение что-то сделать в связи с постом, отличающееся в зависимости от дня недели. В конце материала Вы также найдёте ссылку на соответсвующую сегодняшнему дню книгу "Чтение на каждый день Великого Поста".


Чтение на каждый день Великого Поста

Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. "Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридевен" (Заключительная строка кондака и икоса).

Великий Пяток Страстной седмицы Великого Поста

В Великий пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпленные.

Великий Четверток Страстной седмицы Великого Поста

В день опресноков, когда по ветхозаветному закону должно было заклать и вкушать пасхального агнца, и когда прииде час, да прейдет Спаситель от мира сего к Отцу (Ин. 13, 1), Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников – Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, – самим телом и кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14, 12-17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. Умыв ноги и возлегши опять, Господь сказал ученикам: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

Великая Среда Страстной седмицы Великого Поста

Иуда протянул руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а этот взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя миро многоценное; этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а этот делался пленником его (Святитель Иоанн Златоуст).

Великий Вторник Страстной седмицы Великого Поста

Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21, 46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11, 18), слушал Его с услаждением (Мк. 12, 37).

Великий Понедельник Страстной седмицы Великого Поста

Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим. В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, – говорится в Синаксаре, – есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников – иудеев, продается учеником за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров – гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом – Своею живоносною плотию».

Неделя 6-я Великого поста. Вход Господень во Иерусалим

Праздники бывают разные. Сейчас мы встречаем праздник Входа Господня в Иерусалим; это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом; разве здесь есть что-то трагическое?

Суббота шестой седмицы Великого Поста. Воскрешение праведного Лазаря

Лазарь был еврей и фарисей, сын Симона фарисея (Мф. 26, 6), родом из Вифании. Господь часто во время своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (Ин. 11, 3, 5, 11). Лазарь умер, но Господь воскресил его, придя на четвертый день после его смерти. Услышав о воскресении Лазаря, Иудейские первосвященники говорили об Иисусе Христе: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом (Ин. 11, 47-48).

Пятница шестой седмицы Великого Поста

Сказано: молись, чтобы не внити в искушения касательно веры. Молись, чтобы вместе с демоном хулы и гордыни не внити в искушения самомнением ума твоего. Молись, чтобы по Божию попущению не внити тебе в явное диавольское искушение по причине худых мыслей, какие ты помыслил умом своим и за которые попускаются на тебя искушения.

Четверг шестой седмицы Великого Поста

Делатель правды человеческой исполнен самомнения, высокоумия, самообольщения; он проповедует, трубит о себе, о делах своих, не обращая никакого внимания на воспрещение Господа (Мф. 6, 1-18); ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самого основательного и благонамеренного противоречия его правде: признает себя достойным и предостойным наград земных и небесных. Напротив того, делатель евангельских заповедей всегда погружен в смирение: сличая с возвышенностью и чистотою всесвятых заповедей свое исполнение их, он постоянно признает это исполнение крайне недостаточным, недостойным Бога; он видит себя заслуживающим временных и вечных казней за согрешения свои, за не расторгнутое общение с сатаною, за падение, общее всем человекам, за свое собственное пребывание в падении, наконец, за самое недостаточное и часто превратное исполнение заповедей.

Среда шестой седмицы Великого Поста

Какое жалкое состояние – платить ненавистью за ненависть и обидою за обиду. Что если враг сильнее тебя? К чему тогда послужит твоя любомстительность? Разве к ускорению твоей погибели? И при равных силах чего ожидать, если не взаимного падения и бедствия? Наконец, хотя бы он был и не в состоянии противостоять тебе, – разве менее страшны тайные ковы, нежели открытое нападение?

Вторник шестой седмицы Великого Поста

Каковы люди на самом деле – никому, кроме Бога, не известно; вернее, что они нечто зыбкое, пластичное, и мы формируем сами, часто по случайному признаку, воображаемую схематическую фигуру и потом сами же или восхищаемся ею, или поносим ее.

Понедельник шестой седмицы Великого Поста

Шестая и последняя неделя святой Четыредесятницы называется неделею ваий, цветоносною и цветною, от ветвей, с которыми Церковь воспоминает царский вход Иисуса Христа в Иерусалим, встреченного народом еврейским с вайями и ветвями. Начиная эту седмицу, Церковь приносит Господу предпразднственное пение праздника ваий, молясь о постящихся, чтобы и они вместе с Лазарем Четверодневным после сорокадневного поста воскресли от смерти греха; приготовляет и призывает всех нас к духовной встрече Царского входа Господа в Иерусалим. К этому времени и преподобные отшельники возвращались в обители свои из пустынь, куда они, по древнему обыкновению, подражая Господу, бывшему в пустыне в посте и молитве 40 дней, удалялись на время Святой Четыредесятницы.

Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской

В пятое воскресенье Великого Поста, посвященное преподобной Марии Египетской, перед неделей, подготовительной к Страстным дням, Церковь достигает полноты покаяния. До обращения ко Господу преподобная Мария по своему нраву была современная, очень современная – позорная женщина, с самых юных лет. Только если раньше такая жизнь была порицаема, то теперь этим позором хвалятся, пропагандируют эту клоаку, это злосмрадие греховное, как что-то прекрасное, как что-то ароматное. Все делается в нашей стране, чтобы превратить всех девушек в Марий Египетских без покаяния...

Суббота пятой седмицы Великого Поста. Похвала Пресвятой Богородицы

"Отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк. 1, 48) – эти слова Божией Матери читаются во время Божественной Литургии в дни Богородичных праздников. Слышатся они и за нашими вечерними богослужениями. В них заключен глубокий пророческий смысл.

Пятница пятой седмицы Великого Поста

В пятницу вечером совершается торжественная служба Похвалы Пресвятой Богородицы. На ней поется Акафист Божией Матери, разделенный на четыре части. Исторически этот праздник связан с защитой Константинополя, когда греки, предстательством Богородицы, одержали победу над агарянами.

Четверг пятой седмицы Великого Поста

Заповедь о целомудрии относится, во-первых, к телу и вообще к нашей внешности и, во-вторых, к душе и ее внутренним помыслам. Что касается до целомудрия внутреннего, то оно состоит в том, чтобы все доброе мы делали для Бога перед Богом, а не для людей (по человекоугодию), чтобы подавляли в себе самом зародыши зловредных мыслей и пожеланий; считали всех лучшими себя, никому не завидовали, не предполагали ничего сами от себя, но все относили к воле и расположениям Промысла Божия; памятовали всегда о присутствии Божием, привязаны были к одному Богу, сохраняли свою веру чистой и недоступной никаким ересям и внутреннюю чистоту приписывали не себе, но Спасителю нашему Иисусу Христу, которой Он и есть источник.

Среда пятой седмицы Великого Поста

В среду вечером в православных храмах совершается особая служба – «Мариино стояние». На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста и канон преподобной Марии Египетской. По этой особенности утреннее Богослужение четвертка называется Андреевским стоянием и стоянием Марии Египетской.

Вторник пятой седмицы Великого Поста

Большая часть премудрых учителей, после описанного нами сладострастного мучителя, полагают обыкновенно сего тьмоглавого беса сребролюбия. Чтобы и нам, немудрым, не изменить порядка премудрых, восхотели и мы последовать тому же распределению и правилу. Итак, если угодно, поговорим немного о сем недуге, а потом скажем вкратце и о врачевании.

Понедельник пятой седмицы Великого Поста

Святые добродетели подобны лествице Иакова; а непотребные страсти – узам, спадшим с верховного Петра. Добродетели, будучи связаны одна с другою, произволяющего возводят на небо; а страсти, одна другую рождая, и одна другою укрепляясь, низвергают в бездну. И как мы ныне слышали от безумного гнева, что памятозлобие есть одно из собствленных порождений его: то по порядку будем теперь об нем и говорить.

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких – теплыми и открытыми для других и для Самого Бога. Пост – это время обновления, когда, как весной, все опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы. Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое начало.

Суббота четвертой седмицы Великого Поста

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем». Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Пятница четвертой седмицы Великого Поста

«Христос пришел и принес прощение, оправдание и жизнь, но дарует это не просто, а при посредстве креста», – говорит святитель Иоанн Златоуст. В Кресте Христовом – смысл всей жизни и всех дел Спасителя. Божественное Истощание Спасителя имело свое завершение на Кресте. Спаситель победил смерть, пройдя через крестные муки. На кресте совершилось искупление людей от первородного греха. Таким образом, святой Крест как бы воплотил, впитал в себя все страдания и подвиги Спасителя, соделанные во благо человека. Значение креста познается верой. Для того, кто глубоко постиг его значение и с верой и с верой осеняет себя им, крест представляет непреоборимое оружие. Крестное знамение соединяет верующего христианина с Богом, охраняет его от злых сил и оказывает ему всякую помощь.

Четверг четвертой седмицы Великого Поста

«А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира» (Гал. 6, 14). Когда сын Божий явился на земле и когда развращенный мир не мог вынести Его безгрешности, беспримерной добродетели и обличительной свободы и, осудив это святейшее Лицо на позорную смерть, пригвоздил ко Кресту, тогда Крест стал новым знамением. Он стал жертвенником, ибо на нем принесена великая Жертва нашего избавления. Он стал божественным алтарем, ибо окропился бесценною Кровию непорочного Агнца. Стал престолом, ибо на нем опочил от всех своих дел великий Посланник Божий. Стал пресветлым знамением Господа сил, ибо «воззрят на Того, Которого пронзили» (Ин. 19, 37). И эти пронзившие не почему иному Его узнают, как только увидев это знамение Сына Человеческого.

Среда четвертой седмицы Великого Поста

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). За Господом, пронесшим Крест на Голгофу, нельзя идти без креста, и все идущие за Ним непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и скорби, налегающие и извне, и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так сросся с христианином, что где христианин, там и этот крест, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу истинному христианину. Задача его – очистить себя и исправить. Он как больной, которому нужны то прижигания, то отрезания, а как это может быть без боли? Он хочет вырваться из плена сильного врага, а как это может быть без борьбы и ран? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венец!

Святитель Феофан Затворник

Вторник четвертой седмицы Великого Поста

Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы чтим Крест и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест – величайшая слава и сила, ибо вся наша сила – в силе распятого на Кресте Христа, и все возвеличение наше и вся слава наша – в смирении Бога, Который до того смирил Себя, что благоволил даже умереть между злодеями и разбойниками.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Понедельник четвертой седмицы Великого Поста

Для утешения и подкрепления верующих среди подвигов Святой Четыредесятницы в четвертую ее седмицу продолжается поклонение животворящему Кресту; оно совершается в понедельник, среду и пятницу этой седмицы. В пятницу, по окончании часов и после обычного поклонения и лобызания, Крест благоговейно и торжественно препровождается в алтарь. От поклонения Кресту вся четвертая седмица называется Средокрестною и Крестопоклонною. В эту седмицу Церковь назидает нас при Богослужении, между прочим, песнопениями, преданными ей от Иосифа и Федора Студита и Феофана Исповедника.

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная

В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение. При сем поклонении поется песнь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

Суббота третьей седмицы Великого Поста

Был случай при жизни оптинского старца Леонида (в схиме Льва, скончавшегося в 1841 г.). У одного его ученика Павла Тамбовцева скончался родитель несчастною насильственною смертию – самоубийством. Глубоко опечален был любящий сын известием о том, и потому так изливал пред старцем свою скорбь: «Несчастная кончина моего родителя есть для меня тяжкий крест. Да, я теперь нахожусь на кресте, которого болезни пойдут со мною во гроб. Воображая ужасную для грешников вечность, в которой нет уже покаяния, я мучаюсь представлением вечных мучений, которые ожидают моего родителя, без покаяния умершего. Скажи, отче, чем я могу утешить себя в настоящей горести?»

Пятница третьей седмицы Великого Поста

Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4). Человек может согрешать различным образом: делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею.

Четверг третьей седмицы Великого Поста

Для очищения сердца нужны великие труды и скорби; частые (покаянные) слезы, непрестанная внутренняя молитва; воздержание, чтение Слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но главное – частое покаяние и Причащение Пречистых Таин и ежедневное самоиспытание; размышление о том, сколь чистым человек сотворен в начале и как вошла в мир скверна греха; о подобии и образе Божием в нас и о нашей обязанности уподобляться Первообразу – Пречистому Богу; о искуплении нас бесценною кровию Сына Божия, о сыноположении нашем во Христе Иисусе, о заповеди нам быть святыми во всем житии (1 Пет. 1, 15); размышление о смерти, о суде, о геенне огненной. Нужны великие скорби, потому что они врачуют болезнь греха, сжигают терние греха…

Среда третьей седмицы Великого Поста

Время Великого Поста день ото дня сокращается для христиан. Дни идут своей очередью, приближая нас к неделям праздников Воскресения Христова. Радость ожидания возбуждает наши чувства, и, с другой стороны, грусть охватывает душу, когда совесть говорит сердцу, что мы проводили время поста не так, как следовало бы истинным христианам.

Вторник третьей седмицы Великого Поста

Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости. В уме его всегда должны быть впечатлены сии пророческие слова: работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2, 11).

Понедельник третьей седмицы Великого Поста

Супругам следует строго соблюдать обычаи постановления Церкви в отношении сохранения себя в чистоте в праздничные, воскресные, постные дни (среды и пятницы), помня слова преподобного Серафима и старца Амвросия, что пренебрежения этими установлениями Церкви поведет к болезни жены и детей. При этом следует учитывать, что церковный день начинается с вечера, с шести часов, и следует поэтому сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая окончанием их вечер перед следующим днем.

Неделя 2-я Великого поста. Неделя святителя Григория Паламы

Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися всегда спастися душам нашим (Тропарь святителя Григория Паламы).

Суббота второй седмицы Великого Поста

Причина установления Родительских суббот заключается в том подвиге, в котором тогда пребывают христиане. Ежели, по учению святого апостола Павла, без любви ни что же есмь, то значит и самый подвиг поста, ежели не будет сопровождаться истинною взаимной любовью, потеряет свое значение, и постящиеся не достигнут цели, добродетель потеряет свою силу. Потому церковь и заботится, чтобы между всеми ее членами были мир и любовь.

Пятница второй седмицы Великого Поста

Как рано надо начинать детям поститься? По учению древних отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда еще питается молоком матери, т.е. примерно до трех лет. (В древности еврейские женщины кормили младенцев своим молоком до 3-х лет.)

Четверг второй седмицы Великого Поста

Пусть никто не думает, братья мои христиане, будто одни лица священного сана и монахи имеют долг непрестанно и всегда молиться, а не миряне. Нет, нет, все мы, христиане, имеем долг пребывать в молитве… И Григорий Богослов учит всех христиан и говорит им, что чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух… К этому же примите во внимание и способ молитвы, как можно непрестанно молиться, именно молиться умом. А это всегда можем делать если захотим.

Среда второй седмицы Великого Поста

Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять пост лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Вторник второй седмицы Великого Поста

Воздержание должно иметь высшие цели, поэтому оно и поддерживается молитвой. Но и молитва поддерживается трезвостью ума, легкостью и чистотой сознания, которые дает нам воздержание. «С постом всегда должна быть соединена молитва», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Они словно связаны друг с другом – молитва и пост. Внешние ограничения как бы освобождают душу, она хочет говорить, она ищет духовного делания. Постом молитвенное настроение, желание молиться чаще и явственнее побуждают нас к беседе с Богом. Обратите внимание на людей, стоящих на службе. В периоды постов в храмах заметно больше молящихся. На вечерние Богослужения иные заходят по дороге домой, как бы мимоходом. Хочется хоть четверть часа побыть в храме.

Понедельник второй седмицы Великого Поста

Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений – хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора и т.п. Если все это влечет сердце христианина, то пусть он сделает некоторое усилие, чтобы оторвать от него свое сердце, хотя бы во дни поста.

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Возлюбленные братия! Началом слова нашего в Неделю Православия весьма естественно быть вопросу: что есть Православие? Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия.

Суббота первой седмицы Великого Поста

Желающий приобщиться Святых Таин должен перед Причащением исповедаться и прочитать три канона: Спасителю, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению. Желающие могут прочитать также акафист Иисусу Сладчайшему и (или) Божией Матери.

Пятница первой седмицы Великого Поста

В пятницу первой седмицы Великого Поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо – рис, сваренный с медом. Празднование это установлено по следующему случаю.

Четверг первой седмицы Великого Поста

На первой седмице Великого Поста все православные христиане стараются достойно подготовиться ко причащению Святых Христовых Таин. Прежде всего, они очищают свою душу в Таинстве покаяния.

Среда первой седмицы Великого Поста

По средам и пятницам (и некоторым праздникам) в течение всей Четыредесятницы совершается литургия Преждеосвященных Даров. На 1-й седмице Великого поста по традиции большая часть православных христиан приступает к Святым Христовым Тайнам после особой сосредоточенной подготовки к исповеди и причастию, обычно в субботу или воскресение.

Вторник первой седмицы Великого Поста

«Смирях постом душу мою», – говорит Давид Псалмопевец. Цель каждого христианина – подготовить свою душу к вечности, жизни с Господом, потому мы должны стараться смирить свою душу, утишить страсти, а они погашаются лишь постом и молитвой. Смирение – самое главное для спасения души, все остальное: подвиги, посты, молитва, поклоны – это средство, путь, которым душа идет ко смирению.

Понедельник первой седмицы Великого Поста

Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями. «Расторгнем всякий союз неправды» – призывают нас в эти дни церковные песнопения. «Если мы воздерживаемся от мяса, но поедаем своих ближних, это насмешка над постом», – говорит святоотеческая мудрость. Подлинное значение поста ярко раскрывается в одной их стихир: «Оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…». «Весной покаяния» называют церковные люди великопостное время.

 

 

 

График соборований

 

                                       МАРТ                     АПРЕЛЬ
11.03.14    вторник 9-00 02.04.14    среда 9-00
12.03.14 среда 17-00 03.04.14 четверг 17-00
18.03.14 вторник 17-00 10.04.14 четверг 9-00
19.03.14 среда 9-00 13.04.14 воскресенье 15-00
25.03.14 вторник 9-00 14.04.14 понедельник 17-00
26.03.14 среда 17-00 16.04.14 среда 9-00

 

В расписании могут быть изменения

 

 

 

 

 

Vladimir-Blazhen-Black

 

13 серпня, на сороковини після спочину Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Володимира, просто неба біля Дальніх печер Києво-Печерської Лаври було звершено Божественну літургію.

Богослужіння очолив Місцеблюститель Київської митрополичої кафедри митрополит Чернівецький і Буковинський Онуфрій у співслужінні членів Священного Синоду Української Православної Церкви.

 

За богослужінням були піднесені сугубі молитви за упокій Блаженнішого Митрополита Володимира та про успіх Собору єпископів, який мав обрати наступного Предстоятеля Української Православної Церкви.

 

Після завершення літургії на місці поховання Блаженнішого Митрополита Володимира було звершено панахиду за спочилим Предстоятелем Української Православної Церкви.

 

Джерело: сайт Київської митрополії УПЦ

 

Onufriy-mitropolit

 

13 серпня оголошені підсумки виборів Митрополита Київського і всієї України.

Рішенням Собору єпископів  Української Православної Церкви  обрано Місцеблюстителя  Київської митрополичої кафедри митрополита Чернівецького і Буковинського Онуфрія. За нього віддали голоси 48 єпископів Української Православної Церкви.

Голосування відбувалося у 2 тури. Після 1-го туру голоси лідерів розподілилися наступним чином: митрополит Чернівецький і Буковинський Онуфрій – 36, митрополит Бориспільський і Броварський Антоній – 24, митрополит Вінницький і Могилів-Подольський Симеон.

Після оголошення результатів голосування учасників Собору єпископів УПЦ, обраний і наречений Митрополитом Київським і всієї України митрополит Чернівецький і Буковинський Онуфрій відслужив в Успенському соборі Києво-Печерської Лаври подячний молебень.

Наприкінці богослужіння новообраному Предстоятелю Української Православної Церкви було виголошено многоліття.

Обраний Предстоятель звернувся до віруючих з першим первосвятительським словом.

Інтронізація новообраного Предстоятеля Української Православної Церкви відбудеться 17 серпня в Успенському соборі Києво-Печерської Лаври.

 

Джерело: сайт Київської митрополії УПЦ